Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инкультурация






Формирование многих этнических черт человека непосредст­венно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс «врастания» индивида в его этническую общность и культуру был обозначен в этнологии по-


 

 

нятиями «социализация» и «инкультурация». Эти понятия по сво­ему содержанию выступают как синонимы, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек становится способным сво­бодно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных пре­дыдущими поколениями, обмениваться результатами физическо­го и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с дру­гими народами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по­скольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В этом процессе принято выде­лять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

На первой стадии инкультурации дети осваивают самые обще­распространенные, жизненно необходимые элементы своей куль­туры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и яв­ляется целенаправленным воздействием на ребенка с целью форми­рования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре су­ществуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной ин­культурации является игра. В зависимости от характера осваивае­мых навыков игры подразделяются на следующие типы:

- физические игры, в которых тренируется и развивается физи­ческая активность;

- стратегические игры, тренирующие и развивающие способ­ность прогнозировать возможные результаты любой деятельно­сти и оценивать вероятность этих результатов;

- стохастические игры, где решающая роль принадлежит слу­чаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоя­тельствами, к представлению о риске;

-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок ос­ваивал те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интел­лект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освое-


нию трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпо­сылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватно­му участию в социокультурной жизни личность.

В этнологии детство понимается не как ранняя стадия сущест­вования человека, а как период социокультурной подготовки че­ловека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие:

- достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

- овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

- овладение достаточным объемом культурных знаний и соци­ального опыта через практическую деятельность в составе раз­личных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

- принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­щей из взрослых участников системы разделения труда.

Главной отличительной особенностью второй стадии инкуль­турации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установлен­ных в данном обществе. Индивид получает возможность комби­нировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность прини­мать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; в составе своей этнической группы он получает право участвовать в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.

Первая стадия инкультурации способствует сохранению ста­бильности культуры, поскольку основным здесь является воспро­изведение уже имеющихся образцов, контроль за беспрепятствен­ным проникновением в культуру случайных и новых элементов. Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность при­нять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завер­шается формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыс­лить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальное™ является показате­лем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.


 

План семинарского занятия

1. Понятия «идентичность» и «этническая идентичность».

2. Основания этнической идентификации.

3. Элементы психологии этноса.

4. Инкультурация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.