Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соборное Уложение 1649 года

Выверено по изданию: М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. Глава I. О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХГлава II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬГлава III. О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛОГлава IV. О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТГлава V. О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИГлава VI. О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВАГлава VII. О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЬСТВАГлава VIII. О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХГлава IX. О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ, И О МОСТАХГлава X. О СУДЕГлава XI. СУД О КРЕСТЬЯНEXГлава XII. О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯНГлава XIII. О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕГлава XIV. О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИГлава XV. О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХГлава XVI. О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХГлава XVII. О ВОТЧИНАХГлава XVIII. О ПЕЧАТНЫХ ПОШЛИНАХГлава XIX. О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХГлава XX. СУД О ХОЛОПЕХГлава XXI. О РОЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХГлава XXII. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕГлава XXIII. О СТРЕЛЦАХГлава XXIV. УКАЗ О АТАМАНЕХ И О КАЗАКЕХГлава XXV. УКАЗ О КОРЧМАХИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. СТР. В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и 67великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, вдвадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыясвоея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшимИосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, исо архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, иговорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думнымилюдьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, иСвятых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны тестатьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьивыписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великихкнязей росийских, и отца его государева, блаженныя памятивеликого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеяРусии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и наземские дела собрать, и те государьские указы и боярскиеприговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи впрошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи потому же написати и изложити по его государеву указу общимсоветом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, отболшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делехвсем ровна. И указал государь царь и великий князь АлексейМихайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену ВасильевичюПрозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову. А для того своего государева и земского великогоцарьственного дела указал государь, по совету со отцем своим ибогомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всеяРусии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и 68из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, такжевсех городов, из дворян и из детей боярских взяти из большихгородов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов спятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостейтрех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов почеловеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государевоцарьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьмиутвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, понынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь былини чем нерушимы. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловичавсея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской стоварыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и изградских законов греческих царей, и из старых судебников прежнихвеликих государей, и из указов блаженные памяти великагогосударя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, ииз боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, иво указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили. И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русиисамодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и соархиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, ивыборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве ииз городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно инеподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на списоки закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому ивсея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, иархимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своимгосударевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборнымдворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцкимлюдем Московского государьства и всех городов Росийского царства.А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, изакрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да ФедоруГрибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы 69и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по томуУложению. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловичавсея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейшийИосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, иархиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весьосвященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, ивыборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкиелюди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с тогоУложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книгинапечатана сия книга. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князяАлексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и вто время в ответной полате, по государеву указу сидел бояринкнязь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди. ГЛАВА I 70 А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ 1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русскойчеловек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего ИисусаХриста, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу иПриснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Егоугодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будетсыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. 2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во времясвятыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургиисовершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что онтак учинит, казнити смертию безо всякия пощады. 3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ноецерковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говоритинепристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу иепископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, итем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про товедомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за туего вину учинити торговая казнь. 4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого нибуди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнитисмертью же. 5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинититорговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое. 6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божииударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да нанем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие. 7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за 71бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, итому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церквиБожии никакова бесчинъства не было. 8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю ивеликому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великомугосподину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, имитрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своихделех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковномупению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходитина молитву. И православным християном подобает в церкви Божиистояти и молитися со страхом, а не земная мыслити. 9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьскоеповеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, вцеркви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех битичелом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколькогосударь укажет. ГЛАВА II 72 О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬа в ней 22 статьи 1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьскоездоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, ипо тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что онна царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и таковапо сыску казнить смертию. 2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотяМосковским государьством завладеть и государем быть и для тогосвоего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьскоговеличества с недруги учнет дружитца, и советными грамотамиссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевымнедругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, иликакое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по томуизвету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника потому же казнити смертию. 3. А будет кто царьского величества недругу город здастизменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ныхгосударьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про тодопряма, и таких изменников казнити смертию же. 4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, илидворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, исыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безовсякого милосердия. 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти нагосударя. 6. А жены будет и дети таких изменников про ту их изменуведали, и их по тому же казнити смертию. 7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про 73измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, чтоони тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакованаказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует. 8. А будет после которого изменника останутся дети, а жилите его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, ипро измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчиныбыли свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин неотъимати. 9. А будет кто изменит, а после его в Московскомгосударьстве останутся отец, или мати, или братья родные, илинеродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с нимивместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про таковаизменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род егопро ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что онипро измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, ивотчины и поместья их и животы взяти на государя. 10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про изменутого изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья ивотчины и животов у них не отъимати. 11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велитему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а ввотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему неотдавать. 12. А будет кто на кого учнет извещати великое государеводело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чимне уличит, и сыскать про такое государево великое дело будетнечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, какгосударь укажет. 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, иликакое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, иликрестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем ихне уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокоенаказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди икрестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех такимизветчиком не верить. 14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказыватьгосударево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за 74собою государево дело или слово, избывая от кого побои, илипьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдатьтому, чей он человек. 15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимавприведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из егоживотов, что государь укажет. 16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время влицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати ипоставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, прогосударево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, ипо сыску указ учинить, как о том писано выше сего. 17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, илиизмену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое делозатеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего быдовелся тот, на кого он доводил. 18. А кто Московского государьства всяких чинов людисведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп изаговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государюцарю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или егогосударевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам иприказным людем. 19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество вкаких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государюи его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам иприказным людем, про то не известит, а государю про то будетведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется прото допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады. 20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскомувеличеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных ина ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и наприказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого неграбити и не побивати. 21. А кто учнет к царьскому величеству, или на егогосударевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и вгородех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого 75ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, илипобивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнитисмертию безо всякия пощады. 22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы иприказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иныхчинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором, и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут битичелом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что онископом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к нимнемногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них вгородех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми.Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках квоеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их посыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которыена них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание, что государь укажет. ГЛАВА III 76 О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВАБЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве двореи в его государьских полатах, не опасаючи чести царскоговеличества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про тодопряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и посыску за честь государева двора того, кто на государеве дворекого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на тосмотря иным неповадно было впередь так делати. А кого онобесчестит, и тому указати на нем бесчестье. 2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзостиударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тотего бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева дворапосадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на немдоправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на немтому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же зачесть государева двора посадити в тюрму на шесть недель. 3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя ранытот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмертиубьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. Ахотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойцапо тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитогокабалныя долги. 4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни будиоружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука. 5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на 77кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы втюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие иувечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, чтоему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати дотех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненойобможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тотраненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию. 6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или гдеизволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и излуков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государевауказу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе неходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объездекого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же. 7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и истого оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинитинаказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму. 8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити.А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнетв государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти нагосударя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет. 9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что нибуди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом.А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймаютв другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму.А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворев третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря инымнеповадно было воровати, в государеве дворе красти. ГЛАВА IV 78 О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ 1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровскиили в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказныхписмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу ибоярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческияруки подпишет, или зделает у себя печать такову, каковагосударева печать, и такова за такия вины по сыску казнитисмертию. 2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевыпечати от государевых грамот, или от иных каких приказных писем, и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмамприкладывати, или будет кто учнет какия писма воровством женаряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу, и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем неверити. 3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его теписма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя иприкащики учнут по тем писмам о каком деле государю бити челом, ипро них сыскати, каким обычаем те им писма досталися, и где ихвзяли, и про то они ведали ли, что те писма нарядные. Да будетпро них в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что онипро то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они иху себя для своих пожитков и корысти, и тех людей по тому жеказнити смертию. 4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писмадержали у себя не ведая того, что они зделаны воровски, и их зато смертию не казнити, только тем нарядным писмам ни в чем неверити, и суда по них ни на кого не давати. ГЛАВА V 79 О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ 1. Которые денежные мастеры учнут делати медные илиоловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в сереброучнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государевеказне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое делоказнити смертию, залити горло. 2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у когозолотое и серебреное дело, и учнут в золото и в серебро мешатимедь же и олово и свинец, и их по сыску за то бити кнутом. А чтоони кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешаютмеди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому, кому они такой убыток учинят. ГЛАВА VI 80 О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА 1. А будет кому лучится ехати из Московского государьствадля торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ноегосударство, которое государство с Московским государством мирно,.и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам опроезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А вгородех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякогозадержания. 2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоредавати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том наних будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за тобыти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, ито на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком. 3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжияграмоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московскоегосударьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил беспроезжие грамоты самоволством для измены, или для иного каковадурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государствобез государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыскинакрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил ви(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или дляиного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнитисмертию. 4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ноегосударство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не дляизмены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на тосмотря иным неповадно было так делати. 5. А которых порубежных городов в уездех государевыдворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и 81поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежнымиземлями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкуюсторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государевусторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне ипомещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския иНемецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжихграмот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им тогов вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими спорубежными людми живут смежно. 6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинникипочают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и импро то извещати государю, и в городех о том воеводам подаватиизветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. Авоеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскиватипро них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том кгосударю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указусажати в тюрму. ГЛАВА VII 82 О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЬСТВА С Польским и с Литовским и с Немецким и с и(ы)нымиокрестными государствы у государя царя и великого князя АлексеяМихайловича всея Русии вечный мир и докончание. 1. А будет которыми мерами с которым государьством уМосковского государства война зачнется, или в которое времяизволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с нимивсяких чинов ратных людей, и для тоя службы велит государь своимгосударевым ратным людем всего Московского государства дати своегосударево жалованье, и на то государево жалованье ратным людемденги збирати со всего Московского государства, а побор положитисмотря по службе. 2. А в которых местех в то время ратным людем на государевеслужбе быти, и на которой срок им на государеву службу приехати, и о том посылати в городы к воеводам и к приказным людемгосударевы грамоты, и велети ратных людей на государеву службу вуказныя места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем, идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людемникакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ниу кого безденежно не имати. 3. А будет ис тех ратных людей лучится кому что купити себеи лошадям корму, и они бы те кормы у всяких людей покупали прямоюценою, а в полях бы хлеба и в запертых лугах сенных покосов нетравили, чтобы однолично от ратных людей никому нигде никакованасильства не было. 4. А в которое время у всяких помещиков и вотчинников луги 83будут незаперты, и в то время ратным людем, идучи на государевуслужбу, на лугах ставитися у всяких людей беспенно. А в котороевремя луги будут заперты, и им ставитися и на запертых лугах отдороги на одну сторону поперег в пять сажен беспенно же, а далепяти сажен от дороги в тех запертых лугах не ставитися, и травыне толочити, а лошадьми не травити. А луги всяким людем запиратис Троицына дни. 5. А у которых людей служилые люди, идучи на государевуслужбу, учнут покупати людския и конския кормы, и тем людемпродавати ратным людем людския и конския кормы прямою ценою, алишних денег на ратных людех ни за что не имати. 6. А будет которые ратные люди, идучи на государеву службу, учнут каким людем насильство чинити, а по суду сыщется про тодопряма, и тем людем наказание чинити смотря по вине, и убыткидоправити, и отдати тем людем, кто чем изобижен. 7. А будет которые люди учнут ратным людем продавати людскияи конския кормы дорогою ценою, и тем людем по суду и по сыску, потому же наказание чинити, а лишнее взятое отдавати. 8. А которые государевы ратные всяких чинов люди будут нагосударево службе в полкех, и государева служба им по розборуслужити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службызъбегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и егобити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутомже, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей, даденег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будетон же збежит в третьие, и его бити кнутом же, да у него же отнятипоместье и отдати в роздачю. 9. А будет с службы збежит иноземец, или иной какой кормовойчеловек, или стрелец, или казак, или даточной человек: и техсыскивая и чиня им жестокое наказание, бив кнутом, выслати их нагосудареву службу в полки к воеводам с приставы. А незаслуженоежалованье на кормовых людех и на стрелцах и на казаках правити поросчету, а даточных беглых людей только в сыску не будет, и затех даточных беглых людей правити на тех людех, чьи те люди сслужбы збегут, за всякого человека по двадцати рублев. 10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей 84з государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати. 11. А будет бояре и воеводы без государева указу ратныхлюдей з государевы службы учнут отпущати, и посулы и поминъкиимати, а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинитижестокое наказание, что государь укажет. 12. А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнет битичелом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводъское бесчестие и за ложное ихчелобитье чинити жестокое же наказание, что государь укажет. 13. А будет которые ратные люди на государеве службе учнутбити челом бояром и воеводам о отпуске з государевы службы, своимдомовным разорением, или людским побегом, или иным каким самымнужным делом, и бояром, и воеводам про тех ратных людей сыскиватив полкех дворяны и детьми боярскими, и всяких чинов служилымилюдьми, и имати про них у служилых людей допросные речи за ихруками, и по сыску ратных людей з государевы службы отпущати навремя для самых нужных дел. 14. А в которое время про воинских людей будут вести, и потем вестям чаяти воинъских людей приходу, и в то время згосударевы службы ратных людей ни для каких дел не отпускати. 15. А которые служилые люди на государеве службе написаныбудут у кого в сотне, и тех служилых людей сотенным головам безгосударева указу и без воеводскаго ведома, для своей корысти, никуды не роспускать. 16. А будет которой сотенной голова отпустит куды из сотнисвоея кого нибудь без государева указу и без воеводского ведома иза то сотенным головам, сказав им вину при ратных многих людех, чинити наказание, бити батоги, да вкинути в тюрму, чтобы на тосмотря иным сотенным головам неповадно было так делати. 17. А будет которые служилые люди учьнут государю битичелом, что им за старостию, или за увечьем, или за болезнию нагосудареву службу итти не мочно, и в их бы место велел государьбыти на своей государеве службе детем их и братии и племянником ивнучатом беспоместным, которые в государеву службу поспели, агосударевы службы не служат и ни в какия чины не написаны, и тех 85челобитчиков на Москве и в городех осматривати. Да будет поосмотру тем служилым людем на государеве службе впрям застаростию, или за увечьем, или за болезнию быти не мощно, и темслужилым людем в свое место, на государеву службу велети посылатисо всею своею службою и с запасы детей своих и братию иплемянников и внучат беспоместных, которыя в государеву службупоспели, в восмьнатцать лет, а ни какия государевы службы неслужат, и не в какия чины не написаны, а менши осминатцати летникого им на службу в свое место не посылати. А будет у них такихдетей и братей и племянников и внучат не будет, а самим им никоторыми делы на государеве службе за болезнию или за старостиюбыти не мощно, и у них взяти на государеву службу даточных людей, или денги, смотря по их поместьям и вотчинам и по прожитком. 18. А будет которые служилые люди учнут бити челом государю, чтобы им на государеве службе не быти, и скажутся стары и увечны, или болны, а по осмотру на государеве службе им быти мощно итаких на государеву службу высылати самих. 19. А будет которой служилой человек, будучи на государевеслужбе, з бою збежит к себе домов, а воеводы на него о томотпишут к государю, и у таких за тот побег ис поместных их и изденежных окладов убавити половина, да у них же ис поместей ихвзяти на государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нещадно. 20. А будет кто, будучи на государеве службе в полкех, учнетизменою ис полков переезжати в неприятелския полки, и внеприятельских полкех сказывати про вести и про государевыхратных людей, и в том на него кто известит и сыщется про тодопряма, и такова переезщика казнити смертию, повесити противнеприятельских полъков, а поместья его и вотчины и животы взятина государя. 21. А будет у кого, у ратных людей, на государеве службезапасов и конских кормов не станет, а на торгу в то время хлебныязапасы и конские кормы продают дорогою ценою, и ему тою ценоюзапасов и конских коръмов, за своею скудостию, купити будетнемочно, а для ратных людей по указу царьского величества и повоеводскому розсмотрению будет в то время хлебным запасом иконским кормом положена указная цена, дешевле торговые цены, и 86тот, у кого на государеве службе запасов и конских кормов нестанет, учнет бити челом государю, чтобы ему купити у когохлебных запасов и конских кормов для его скудости по указнойцене, и воеводам с таким челобитчиком к тем людем, у кого онприсмотрит хлебныя запасы и конския кормы, посылати приставов, ивелети хлебныя запасы и конския кормы, у тех людей имати поуказной цене. А велети хлебныя запасы и конския кормы имати поуказной цене у тех людей, у которых хлебныя запасы и конскиякормы будут в лишке, за их домашними росходы. А у кого будетхлебных запасов или конских кормов, сверх домашних росходов, влишке не будет, и у таких хлебных запасов и конских кормов поуказной цене не имати. И без воеводского ведома и бес приставовдля хлебных запасов и конъских кормов ратным людем ни к кому неходити, и насильством хлебных запасов и конских кормов по указнойцене ни у кого не имати, и дворов, где они учнут стояти, неразоряти, и городьбы около дворов и огородов не жечь и непустошити, и в поле всякого хлеба нарочно не травити. 22. А будет кто служилые люди, будучи на государеве службе, учнут у кого имати хлебныя запасы и конския кормы насильством, или учнут кого грабити, или дворы и огороды, где они стоят, учнутпустошити, или иныя какие убытки кому делати, и в том на нихбудут челобитчики, а сыщется про то допряма, и на тех людех, ктокому какия убытки учинят, те убытки правити вдвое. 23. А для дров и для всякого лесу, что надобно будет настановое строение, ездити служилым людем в помесные и в вотчинныелеса поволно, а явки с них вотчинником и помещиком, чьи те леса, не имати. А в засечныя и в и(ы)ныя заповедныя леса им ни почто неездити, а возити служилым людем дрова и всякой лес на становоестроение про себя, а не на продажу. 24. А будет кто ратные люди, будучи на государеве службе, или кто и не ратные люди, едучи куды проездом для своих дел, станут на поле близко хлеба, и лошадьми хлеб потравят ивытолочат, или какой хлеб пожав свезут к себе на станы лошадям накорм, и на том за потравленой хлеб велеть до правити денги вдвоебезо всякия пощады, по той цене, чим тот потравленой хлеб оценятсторонние люди, да им же за то чинити наказание по разсмотрению. 25. А будет кто служилой человек, будучи на государеве 87службе, похочет у кого хлебныя запасы, или конския кормы покупатиуказною ценою, а у него и своих запасов и конского корму с егоросход будет, и таким хлебных запасов и конских кормов по указнойцене покупати не велети. А будет он какия запасы у кого поуказной цене и возмет, а сыщется про то допряма, что у них иопричь того свои запасы и конския кормы есть, и на тех за такиявзятыя запасы правити денги, против указныя цены вдвое, и отдатитем людем, у кого они те запасы ложно купили, чтобы на то смотряиным неповадно было так делати. 26. А будет на государеве службе у кого у служилых людейлошади отгуляют от станов, или из стад куды разбегутся, а ктотакия лошади где найдет и изымает, и тому те лошади привести наявку для записки в полки к воеводам. А будет в то время лучитцавоеводам ис полков куды отъезд, и такия лошади приводить на явкув полки к судьям, или к сотенным головам. Да будет тем лошадямвыищутца исцы, у которых те лошади отгуляли, и те лошади отдаватьтем, чьи те лошади, а за привод тех лошадей велеть на них имать идавати тому, кто те лошади на явку приведет, по три алтына по дведенги с лошади. А от иного ни от чего находного, будучи в полкех, кто что на дороге, или на станех найдет, переиму не давать, априносити находную рухлядь на явку по тому же к воеводам и ксудьям и к сотенным головам, а у себя такие находные рухляди недержать. 27. А будет кто на государеве службе находных лошадей наявку не приведет и находныя же рухляди на явку не принесет, и втом на него будут челобитчики, и сыщется про те лошади и прорухлядь по чьему челобитью мимо его, и по сыску те лошади ирухлядь на нем доправити, и отдати челобитчиком. 28. А будет кто, будучи на службе в полкех, у кого украдетружье, и того бити кнутом нещадно, а что украл, и то на немдоправить и отдать тому, у кого он украл. 29. А будет кто на службе у кого украдет лошадь, и ему затое татьбу руку отсечь. 30. А будет кто ратные люди, едучи на государеву службу, илиз государевы службы по домом, учнут ставится по селом и подеревням во дворех, или в гумнах для воровства, и станут грабити, и учинят смертное убойство, или женъскому полу насильство, или вгумнех хлеб потравят, или ис прудов и из садов насилством рыбувыловят, или иное какое ни буди насильство кому зделают, и в томна них будут челобитчики, и по суду и по сыску про то ихворовство сыщется допряма, и тех за смертное убойство и за 88насильство женскому полу казнити смертию. А за иное за всякоенасильство и за грабежь чинити им наказание, смотря по вине. Ачто они у кого грабежем возмут, и то на них правити вдвое иотдавати тем людем, у кого они что грабежем возмут. А будет прото дело сыскати нечем, и в том деле дати суд, и по суду и посыску в том во всем учинити вера, крестное целование. 31. А будет кто служилых людей таким делом поклеплетнапрасно и сыщется про то допряма, и тому, кто таким делом когопоклеплет, учинити то же наказание, в каком было наказании бытитому, кого он таким делом поклеплет. 32. А будет кто служилой человек, едучи на государевуслужбу, или едучи з государевы службы, приедет к кому на стан понедружбе нарядным делом для задору, и в том межь ими учинитсябрань и бой, и на бою будет тот, которой приедет на чюжой станнасильством, кого убьет, или ранит, или ограбит, и того по сыскуза смертное убойство казнити смертию же. А будет он на том станутолько рукою ударит, а не до смерти убьет и не ранит, или словомкого обесчестит, или у кого грабежем что возмет, а сыщется про тодопряма, и тому учинити наказание смотря по вине, да на нем жевелети тому, кого он рукою ударит, или словом обесчестит, доправити бесчестие и грабежь вдвое. ГЛАВА VIII 89 О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ 1. Полоняником на окуп збирати денги ежегод з городов всегоМосковского государства, с посадских дворов и с ямщиков и совсяких жилецких людей, которые живут в городех на посадех, и суездных с патриарших и с митрополичих и с архиепископлих иепископлих и с монастырских вотчин, со крестьян и з бобылей здвора по осми денег. А государевых дворцовых сел, и черныхволостей и с помещиковых и с вотчинниковых крестьян з двора почетыре денги, а с служилых людей, с стрелцов и с казаков и спушкарей и з затинщиков и с воротников и с казенных плотников и скузнецов и со всяких служилых людей, з двора по две денги. Азбирати те денги погодно в Посолской приказ, по новым переписнымкнигам, а не по сошному писму, чтобы в том денежном зборе никто ви(ы)збылых не был, занеже таковое искупление общая милостынянарицается, и благочестивому царю и всем православным християномза то великая мзда от Бога будет, якоже рече праведный Енох, непощадите злата и сребра брата ради, но искупите его, да от Богасторицею приимете. И пророком рече Бог, не пощади сребра человекаради. Христос же, не токмо сребра, но и душю свою повелевает побратии положити. Больши бо тоя, рече, любве никто же не имать ащекто душю свою положит по братии своей. И того ради Христова словаблагочестивым царем и всем православным християном не токмопленных окупати, но и душю свою за них пологати достойно, дасторичныя мзды во он день сподобятся. 2. А на окуп давати полонеником за дворян и за детейбоярских, которых привозят на окуп турские и крымские послы игречане, с их окладов, которые взяты на боех с поместных окладов, со ста четвертей по дватцати рублев. 3. А которые взяты будут в полон не на бою, и не в посылках, 90и тем давати на окуп со ста четвертей по пяти рублев. 4. За московских стрелцов по сороку рублев. 5. О украинных городов, за стрельцов и за казаков подвадцати по пяти рублев. 6. За посадских людей по дватцати рублев за человека. 7. За пашенных крестьян и за боярских людей по пятинатцатирублев за человека. ГЛАВА IX 91 О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ, И О МОСТАХ 1. В которых в государевых дворцовых селех и в черныхволостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих иепископлих и в монастырских вотчинах, и бояр и околничих и думныхи ближних людей и столников и стряпчих и дворян московъских идьяков и жильцов и дворян и детей боярских городовых и иноземцови всяких чинов людей, в поместьях и в вотчинах, в селех.и вдеревнях, мыты и перевозы, и на тех перевозех и на мытах з дворяни з детей боярских и с и(ы)ноземцов и со всяких служилых людей ис их людей и с запасов и з гонцов, которые посланы будут длягосударевых дел, мыта и перевозу и мостовщины нигде не имати. Ивелел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказкрепкой, и послати свои государевы грамоты, чтобы с служилыхлюдей, з дворян и з детей боярских и с и(ы)ноземцов и со всякихслужилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов ни кто ни гдемыту и перевозу и мостовщины не имал. 2. А будет по мытом мытчики, и по перевозом перевозщики, ипо мостом мостовщики с служилых людей и с их людей и с запасов из гонцов учнут имати мыты и перевозы и мостовщину, чрез сейгосударев указ и боярской приговор, и тем людем на тех мытчиков ина перевозщиков и на мостовщиков бити челом государю, и про то, сколко с них кто возмет мыту и перевозу и мостовщины, спрашиватиих по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеяРусии крестному целованию, кто имяны мытчики и перевозъщики имостовщики взяли с них мыто и перевоз и мостовщину, и скольковзяли. Да что которой челобитчик, дворянин, или сын боярской, илииноземец про то скажет по государеву крестному целованию сам, ане люди их и не крестьяне, и по тем их скаскам на тех мытчиках ина перевозъщиках и мостовщиках мыто и перевоз и мостовщина 92доправити втрое, и отдати тем людем, у кого взято будет, да темже мытчиком и перевозъщиком и мостовщиком учинити наказанье, битькнутом. 3. А будет служилых людей запасы везли люди их и крестьянебез них не на продажу, а с тех их людей и крестьян мытчики иперевозъщики и мостовщики возмут мыто и перевоз и мостовщину, ипро то те их люди и крестьяне скажут, по государеву крестномуцелованью, и по тем люцким и крестьянским скаскам на мытчиках ина перевощиках и на мостовщикех мыто и перевоз и мостовщину потому же взяти втрое, и отдать тем людем, у кого взято. А будеткто в челобитье в своем прибавит, что его на перевозе или на мытулаяли и били и грабили, и того искати судом, и в тех делах указучинити по суду и по сыску. 4. А будет которые московских чинов всякие люди, и городовыедворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытом и по перевозом и помостом учнут с собою провозить торговых всяких чинов людей стовары, а про то сыщетца, и тех людей бить кнутом, да на них жевзяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдать мытовщиком иперевозъщиком и мостовщиком. 5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозом и помытом учнут пролыгатца имяны служилых людей, а про то сыщетца, итем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати нагосударя пени по пяти рублев с человека. А имати пеню с такихлюдей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье. 6. А в головах и в целовалникех в таможнях и на кабакех и намытах и на перевозах и на мостах, которые таможни и кабаки и мытыи перевозы и мосты в городех, и в уездех, в государевых дворцовыхселех и в черных волостях, опричь посадских людей и дворцовых селкрестьян, ничьим людем и крестьяном не быти. 7. Тако же и в зимнее время на реках от берегов и околомостов для мостовщины в городех и в государевых дворцовых селех ив черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и вархиепископлих и епископлих и в монастырьских вотчинах и вбоярских и околничих и думных людей и столников и стряпчих идворян московских и дияков и жилцов и городовых дворян и детейбоярских и дворовых людей в вотчинах и в поместьях льду неокалывати, и служилым и торговым и всяких чинов людем тем убытков 93не делати. А кто для своей корысти учнет мосты окалывати, а прото сыщется, и тем чинити наказание, бити кнутом, и пеню имати, что государь укажет. 8. Да и постоялово в дорогах, в селех и в деревнях, сслужилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы послатигосударевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинитизаказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никтопостоялово не имал. 9. А в которых селех и в деревнях и по дорогам на мостах ина плотинах, и на реках, и на перевозех, и на торгех изстари мытане бывало, и в тех местех новых мытов никому не вымышляти и незаводити ни которыми делы, опричь тех мест, в которых местех мытыи перевозы изстари были, и на которые мыты и перевозы и мостыкому жаловалные грамоты даны. 10. А кто мыт, или перевоз, или мостовщину заведет внов длясвоего пожитку своим вымыслом без указу, и у него то все взяти нагосударя. 11. А которые мосты и перевозы за кем в вотчине, или впоместье, по жаловальным грамотам из давных лет и тем людем в техсвоих вотчинах по дорогам гати и мосты и плотины починиватисобою, и были бы у них те гати и мосты крепки, чтобы на техмостах и гатех проезжим всяким людем ни за чем простою изадержания и убытков не было. 12. А будет кто помещик, или вотчинник в поместьях и ввотчинах своих учнут мыт и п(е)ревоз и мостовщину збирати, амостов и гатей и плотин починивать не велят, а у проезжихслужилых и у всяких людей будет в тех местех, где худые мосты иплотины и гати, учнут какие убытки чинитися, у служилых людейбудет в тех местех потонут, или погрязнут лошади, или запасы, илислужилая и всякая рухлядь, а у торговых людей товары, или у когоу иного что ни буди, и те все убытки тем всем проезъжим людемвзяти, по суду и по сыску, на тех помещиках и вотчинниках, укоторых те худые мосты и плотины и гати будут, и велеть темвотчинником, и помещиком в тех местех зделати мосты и гати иплотины новые, чтобы однолично у них на тех мостах и гатях впредьпроезжим людем ни за чем простою и убытков не было. 13. А будет где и на государевых мостах и на перевозах, где 94будут верные головы и целовалники, или откупщики, проезжим людемучнут чинитися какие убытки и простои для же того, что у нихмосты и на перевозех поромы и плоты будут худы, и те убыткипроезжим людем по суду и по сыску взяти на верных головах ицеловалниках, или на откупщиках. И приказывати верным головам ицеловалником и откупщиком о том накрепко, чтобы у них одноличномосты и на перевозех поромы и иные суды и плоты были крепки, ичтобы у них на тех мостах и на перевозех однолично никомупроезжим людем ни за чем простою и убытков не было. 14. А будет кто помещики, или вотчинники старыя дорогипотопят прудами, или вспашут к своей земле для своей корысти, итем помещиком и вотчинником, вместо тех старых дорог, учинити насвоей земле, блиско тех старых дорог, новые дороги таковы же, каковы старые дороги были, чтобы теми новыми дорогами всякимпроезжим людем с тяжелыми возы ездити было мощно и не далеко. 15. А будет помещики и вотъчинники новыя дороги проложатхуже старых дорог, или перед старою дорогою объезд будет далеко, и тем вотчинникам и помещиком велеть очистити старыя дороги. 16. А будет в чьем поместье или в вотчине на дороге проездхуд, на грязях гатей и на грязных реках мостов нет, и изстари небывало, и тот помещик, или вотчинник учнет бити челом, чтобы емуна тех грязных местех велеть, для проезду всяких людей, зделатимосты, а за протори его збирати ему с проезжих людей мостовщинупротив иных мостов, и о тех новых мостах делати указ по досмотруи по сыску. 17. А которыми реками суды ходят, и на тех реках прудовновых и плотин и мелниц не делати, чтобы по тем рекам новымипрудами и плотинами судового ходу не переняти. 18. А будет кто на такой реке плотину и зделает, и ему у тойплотины для судового ходу зделати ворота, чтобы теми вороты мочнобыло судам ходити. Также на которых реках зделаны будут постарине, а не внов езы для рыбныя ловли, а судовой ход тою рекоюбывает же, и на тех езах для судового ходу делати ворота же, анаглухо тех езов через такие реки городити не велеть для того, чтобы судового ходу не переняти, а мытов бы на тех новых езах и 95на прудах и на плотинах отнюд не было. 19. А которые люди всяких чинов, не бив челом государю, самовольством на своих на вотчинных и на поместных водах подорогам завели мыты и перевозы и мостовщины, и перевоз и мытемлют самовольством внов, в которых местех напередь сего небывало, а иные внов поставили мелницы, и тем воду подняли, апреже сего в тех местех бывали дороги и броды, и они темизапрудами дороги и броды отняли, и со всяких чинов с людей емлютперевоз и мостовщину и мыт, и тем перевозом и мостом и мытомвпредь не быти, и те мелницы и мосты и перевозы свести. 20. А будет ис тех людей, которые мелницы внов поставили, учнет кто бити челом государю, чтобы у них мелниц не ломать, итем мелницам по их челобитью быть. А велеть им в тех местех, гдебывали старые дороги, зделати для проезду всяких людей мосты иперевозы устроити добрые, а ездити теми их мостами и перевозамивсяких чинов людем, чей кто ни будь, без мостовщины и бесперевозного для того, что они мелницы по дорогам устроили, иперевоз завели, где преже сего не бывало, для своего пожиткусамовольством, не бив челом государю. А будет они впредь учнутмостовщину и перевоз, или мыто имать, или впредь мосту и перевозуу них не будет, и в том на них будут челобитчики, и сыщется прото допряма, и те их мелницы и заплоты сломать, чтобы теми ихмелницами и заплотами дорога впредь была не заперта, и служилымбы и всяким людем, чей кто ни будь, в проезде мешканья и убыткане было. ГЛАВА X 96 О СУДЕ 1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловичавсея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, ивсяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всемлюдем Московского государьства, от большаго и до меньшаго чину, вправду. Также и приезжих иноземцов, и всяких прибылых людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судити иросправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом всудных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ниубавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити иникому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевыдела, не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от рукинеправеднаго. 2. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет немощно, взносити ис приказов в доклад к государю царю и великомукнязю Алексею Михайловичю всея Русии, и к его государевым бояроми околничим и думным людем. А бояром и околничим и думным людемсидети в полате, и по государеву указу государевы всякия деладелати всем въместе. 3. А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику другили свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, чтоему перед тем судьею искати не мощно, такъже будет и ответчик досуда же учнет бити челом, что исцу его судья друг или свой иотвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчикатому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити ихиному судии, кому государь укажет. 4. А будет который истец или ответчик на судью свойством илине дружбою учнет бити челом после суда, и тому челобитью неверити, и дела ис приказу в приказ не переносити, чтобы в томисцу и ответъчику лишние волокиты не было. 5. А будет который боярин или околничей, или думной человек, 97или дияк, или иной какой судья, исца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватогооправит, а сыщется про то допряма, н на тех судьях взяти исцовиск втрое, и отдати исцу, да и пошлины и пересуд и правой десятоквъзяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и уоколничего, и у думного человека отняти честь. А будет которыйсудья такую неправду учинит не из думных людей, и тем учинититорговая казнь, и въпередь им у дела не быти. 6. Да и в городех воеводам и дияком и всяким приказным людемза такия неправды чинити тот же указ. 7. А будет кто учнет бити челом на судью, что он обвинил егонеделом по посулом, а взял де от того неправаго дела на судьюпосул брат его, или сын, или племянник, или человек, и то судноедело взнесть слушати бояром, и учинити в том деле указ, смотря поделу. А челобитчика, и на кого он сказывал про посулы, ставити сочей на очи, и роспрашивати и сыскивати про посул всякими сыскинакрепко, тот человек, на кого в посулех будет челобитье, посулвзял ли, и будет взял, и по судьину ли приказу он посул взял, дабудет сыщется допряма, что посул взят по судьину велению, исудное дело вершено неделом по посулу, и судье за то учинитиуказ, как о том писано выше сего. 8. А будет сыщется, что посул взят без судейского ведома, итому, кто посул взял на судью, а судья того не ведает, учинитинаказание, бити кнутом нещадно, а взятое на нем взяти вгосудареву казну втрое, да его же посадити в тюрму до государевауказу. 9. А будет такое дело челобитъчик на судью затеет напрасно, и объвинен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика заложное его челобитье самого по тому же бити кнутом нещадно. Да нанем же тому, кого он поклеплет, доправити бесчестие втрое, да егоже посадити в тюрму до государева указу. 10. А будет которой боярин, или околничей, или думнойчеловек, или дияк, или кто ни буди судия, просудится, и обвиниткого не по суду без хитрости, и сыщется про то допряма, что он тоучинил без хитрости, и ему за то, что государь укажет, а деловершити всем бояром. А будет того дела всем бояром за чем вершитибудет не мощно, и в том деле дати суд з головы. 11. А судные дела в приказех записывати подьячим, а черненыя 98бы и межь строк приписки и скребения в тех записках не было. Акак суд отойдет, и исцу и ответчику к тем запискам прикладыватируки. А которые грамоте не умеют, и в тех место прикладыватируки, кому они верят. А как подьячей с тоя записки судное делонапишет набело, и дияку, справя то дело с прежнею запискою, закрепити своею рукою, а прежнюю записку подьячему за исцовою иза ответчиковою рукою держати у себя впредь для спору. А каксудное дело вершится, и та записка за исцовою и за ответчиковоюрукою подклеити под судное же дело впредь для спору же. 12. А которой дияк норовя кому по посулом, или по дружбе, или кому мстя недружбу, велит судное дело подьячему написати нетак, как в суде было, и как в прежней записке за исцовою и заответчиковою рукою написано, и по тому диячьему приказу подьячейто судное дело напишет неделом, а сыщется про то допряма, и диякуза то учинити торговая казнь, бити кнутом, и во дьяцех не быти, аподьячего казнити, отсечи рука, а дело велеть написати, как истеци ответчик в суде говорили, и вершити то дело по суду, до чегодоведется. 13. А будет кто учнет на подьячего бити челом, что он исцуили ответчику в судном деле норовит или судное дело исцу илиответчику кажет, и то спорное дело у подьячего взяти, и отдатииному подьячему. А будет впредь то спорное дело дьячьеюпоноровкою объявится у того же подьячего, у которого то деловзято будет, или то спорное дело дьячьею же поноровкою, а исцовымили ответчиковым промыслом подьячей вынесет ис приказу для какияни буди хитрости, и вымут у него то дело за городом, или надворе, а сыщется про то допряма, что то дело вынесено ис приказупо дьячью велению: и по тому делу исцов иск и государевы пошлиныза дьячью поноровку доправити на дияке, да сверх того дияку иподьячему учинити наказание, бити кнутом, и от дела их отставити, и впредь им ни у какова дела не быти. 14. А будет которой челобитчик учнет на кого бити челом неделом и бояре и окольничие и дьяки и иные судии ему откажут, и оно том же деле учнет бити челом государю на боярина, или наоколничего, или на дьяка, или на подьячего что солжет, а сыщетсяпро то допряма, что он солгал, и того челобитчика за бесчестиебояр и околничих и за дьячье и за воеводцкое и за судейское и заложное челобитье бити кнутом, а за подьячего бесчестие бити 99батоги. 15. А будет которой судия судных дел вершити не учнет длясвоей корысти, и в том на него будут челобитчики, а сыщется прото допряма, что он судных дел не вершит для своей корысти, ачелобитчиком в том чинится волокита и убытки, и тому судье завину его наказание, что государь укажет. А судные дела велети емувершити безволокитно, чтобы однолично исцом и ответчиком в судныхделех волокиты и убытков не было. 16. Такъже будет которой дьяк, или подьячей для посулу делделать вскоре не учнут, а челобитчики за теми делы учнут ходитимногое время, и в том на дьяка, или на подьячего будутчелобитчики, и сыщетца про то допряма, что дьяк или подьячейволочил кого многое время для посулу, а зделати было ему то деловскоре мочно, и за то на дьяке, или на подьячем челобитчику посыску доправить проесть с того числа, как дело зачалося, да по точисло, как о том деле учнет челобитъчик бити челом, по две гривнына день. Да им же за то чинить наказанье, дьяков бити батоги, аподьячих кнутом. 17. А будет челобитчики сами за делом ходити не учнут, а надьяков и на подьячих волокитою учнут бити челом ложно, и сыщетцапро то допряма, что они о том били челом ложно, и дьяком иподьячим того в вину не ставить, а тем челобитчиком за их ложноечелобитье чинить таковое же наказанье, что указано дьяком иподьячим. 18. А будет кто на ком учнет чего искать поклепав напрасно, и с суда сыщется про то допряма, что он искал поклепного иску, хотя кого испродать напрасно, и на таких исцах за напрасную ихпродажю править ответчиком проести по гривне на день, с тогочисла как судное дело зачнется, да по то число, как то судноедело вершится, чтобы им и иным таким впередь неповадно былотакими своими поклепными иски никого убытчить напрасно. 19. Такъже будет которой истец учнет на ком искать искусвоего с прибавкою, а по суду и по сыску объявится, что наответчике его доведется иску его доправить меньши того, чего онискал, и на ответчике его то ему велеть и доправить, чем ему тотего ответчик виноват. А что он сверх того своего прямого иску ви(ы)сковой своей челобитной припишет лишьку, и в том емуотказать. Да на нем же с того приписного иску доправити 100государевы пошлины втрое, за то, ищи прямого, а лишнего неприписывай. 20. А которым людем доведется о судных своих и о иных какихделех бити челом государю, и тем людем о тех своих делехчелобитныя свои подавати в приказех бояром и околничим и думным ивсяким приказным людем, кто в котором приказе ведом. А будет емув приказе суда не дадут, или против его челобитья указу ему неучинят, и ему о том бити челом и челобитныя подавати государю, ито в челобитных своих описывати, что он о том деле напередь тогов приказе бил челом, а указу ему в приказе не учинено. А не бивчелом в приказе, ни о каких делех государю никому челобитен неподавати. А будет кто учнет о каком деле бити челом и челобитныеподавати государю в приказе не бив челом, и таким челобитчиком зато чинити наказание, бити батоги. А кто почестнее, и тогопосадити в тюрму на неделю, чтобы на то смотря иным неповаднобыло так делати. 21. А которые люди после суда учнут приносити к судным деламподъписные и неподъписные челобитные, а в тех челобитных напишутприбылыя статьи для пополнки судного дела, чем бы им быти правым, а в суде у них тех статей не было, и у них таких подъписных инеподъписных челобитен к судным делам не приимати, а вершити тедела по тому, как будет в суде записано. 22. Да и судиям после суда своим вымыслом в судном деленикому по дружбе, или по недружбе сверх того, что в суде истец иответчик говорили, ничего не прибавливати, ни убавливати, и уисца и у ответчика писменых ссылок и никаких писем после суда неприимати, опричь того, что в суде подано, и что в суде же вписменых и в словесных ссылках какия крепости будут объявлены. Акоторые крепости на суде истец или ответчик в писменых, или всловесных своих ссылках объявят, а на суде их в то время неположат, и их про те крепости допрашивати в суде же, где у них текрепости. Да будет скажут, что у них те крепости на Москве, и имте крепости велеть положить вскоре. А будет они скажут, что у нихте крепости в городех, и им в тех крепостях дати поверстной срокпо государеву указу. А подьячему велеть судное дело противисцовых и ответчиковых речей написав, положити на стол к вершениювскоре, а вдаль никаких судных дел не откладывати. И которые деладоведетца вершити обчими ближними ссылками и крепостьми и 101крестным целованием, и те дела вершити безволокитно. А по которымделам доведетца послать в городы обыскивать, и государевы грамотык воеводам и приказным людем посылати по тому же вскоре безовсякого мотчанья, и велети в городех сыскивати, и обыски изгородов присылати вскоре же. А как из городов обыски пришлют, иис тех обысков для вершенья судного дела велеть выписать наперечень, и по обыском судные дела по тому же вершити вскоре, чтоб никому в судных делех лишние волокиты и убытков не было. 23. А в котором приказе по государеву указу будет боярин, или окольничей, или думной человек с товарыщи, три или четыречеловеки, и в которое время из них один или и два человеки вПриказ не приедут за своею болезнью, или за иным за своим какимнужным домашним недосугом, или из них кто будет в отпуску сМосквы, а исцы на ответчиков в то время учнут бити челом о суде, и в то время исцов со ответчики судить товарыщем их, которыебудут на Москве в приказех. А вершить то дело по суду и по сыскусудьям всем вопче. А будет и у вершенья того судного дела кого изних за болезнью, или за иным каким нужным недосугом в приказе небудет и то дело вершить товарыщем, которые будут в приказе и вприговор писать свои имена. А кого у вершенья того дела не будет, и того в приговор не писать, а для чего его у вершенья того делане будет, и то в приговоре описать имянно. 24. А будет которой судья не учнет ездить в приказ своимупрямъством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, ине для болезни, и не для иного какова нужнаго недосугу, и небудет его в приказе многие дни, и тому судье за его вину учинитьнаказанье, что государь укажет, и велеть ему быть у государевадела, и всякие судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьеюи за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни какимлюдем лишние волокиты и проести не было. 25. А в воскресной день никого не судити и в приказех несидеть и никаких дел не делати, опричь самых нужныхгосударьственных дел. Да суда же не судити и никаких дел вприказех не делати, опричь великих царьственных дел: в деньРождества Христова, в день Святаго Богоявления, и в и(ы)ныеГосподьские праздники, Сырная неделя, первая неделя великогопоста, Страстная неделя, седмь дней по Пасце. Да в которыи день 102приспеет праздник день рождения государя царя и великаго князяАлексея Михайловича всея Русии, и его благоверные царицы ивеликие княгини Марии Ильи(ни)чны, и их благородных чад. 26. А против воскресных дней по вся суботы православнымхристияном от всякия работы и от торговли престати, и рядызатворити за три часа до вечера. А в воскресной день рядов неотпирать, и ничем не торговать, опричь съестных товаров иконьского корму. А сьестные товары и конской корм овес и сенопродавати по вся дни и часы невозбранно. А работы никакие ввоскресной день никому не работать. Да и в Господьские праздникибыти по тому же, как и в воскресные дни. А в которые дни бываетсо кресты ход: и в те дни в рядех ничем не торговать и рядов неотпирать до тех мест, как ис ходу со кресты придут в соборнуюцерковь, а потом торговать. 27. А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестие чинитиуказ. Будет боярин, или околничей или думной человек обесчеститсловом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина и околничего идумного человека по сыску отослати к патриарху головою. 28. А будет боярин, или околничей или думной человекобесчестит словом митрополита или архиепископа или епископа, и замитрополиче, и за архиепископле и епископле бесчестье, боярину иоколничему и думному человеку платить митрополиту за бесчестьечетыре ста рублев, архиепископу триста рублев, епископу двестерублев. А будет кому платить, нечем, и его за властелинскоебесчестье отослать ко власти головою, будет сыщетца допряма. 29. А будет боярин, или околничей, или думной человекобесчестит архимарита или игумена, или иной иноческой чин, и имза бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье противгосударева указу. 30. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, иликазначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, илистряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, илижилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщется про тодопряма, и им за такое бесчестие чинити указ: за патриарха битибатоги, за митрополита посадить в тюрму, за архиепископа и 103епископа в тюрму же посадить. 31. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, иликазначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной исуконной сотни, или черных сотен и слобод тяглой человек, илистрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной, какова чинунибудь, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им за точинити указ: за патриарха учинити торговая казнь, да посадить втюрму на месяц, за митрополита бить батоги, да в тюрму посадитьна четыре дни, за архиепископа и епископа бить батоги, да в тюрмупосадить на три дни. А архимаритом и игуменом и архидиакону, и Троицы Сергиева ивсех монастырей келарем и казначеем и соборным старцом и рядовойбратии правити за бесчестье: 32. Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимариту сторублев; того же монастыря келарю восмьдесят рублев; казначеюсемьдесят рублев; соборным старцом по сороку рублев. 33. Из Володимиря Рожественского монастыря архимаритусемьдесят рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев. 34. Чюдова монастыря архимариту 80 рублев; келарю шестьдесятрублев; казначею пятьдесят рублев; соборным старцом по дватцатирублев. 35. Спасского монастыря, что на новом, архимариту семьдесятрублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборнымстарцом по дватцати рублев. 36. Из великого Новгорода Ю
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Sms Приколы смс | Становление этнологии как науки. Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.