Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент Д.Медведев(статья «Россия вперед», сентябрь 2009 г.): стратегия инновационного прорыва государства.






В развитие (академик Д.Львов): сконцентрироваться на тех инновационных направлениях, где Россия сильна – авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, металлургия, энергетическое машиностроение + передовые отрасли НТП – нано-, био-, информационные технологии

● Что делать?
Вторая точка зрения

А.Шохин (президент РСПП): модернизация должна предшествовать инновациям. Инновации – некие научные прорывы, модернизация – замена оборудования на более современное.

● Выводы:

● именно НТП меняет структуру системы МО в настоящее время: усиление влияния стран БРИК

● научно-технические потенциалы в странах БРИК развиты в разной степени. В Китае и России сильнее, Индии и Бразилии слабее

● этот потенциал в разных странах неодинаково хорошо связан с экономикой. Образцом для подражаний является Китай

● именно научно-технические потенциалы, внедряемые в экономику, создают условия для сотрудничества между странами БРИК, которые ограничены в доступе к базовым технологиям, распространенным в постиндустриальных странах

2. Построение глобального информационного общества в контексте МО

● Понятие информационного общества

Df. Глобальное информационное общество - историческая фаза возможного развития человеческой цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

NB! Почему «возможного» - т.к. не всё человечество сейчас живет в условиях информационного общества, а прогнозирование в МО носит стохастический характер.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений в следствии кардинальных изменений в сфере обработки информации

● Первая информационная революция

Связана с изобретением письменности.

 

Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению (например, древние шумерские и египетские письмена)

● Вторая информационная революция

Середина XVI в.- вызвана изобретением книгопечатания (в Европе)

● Третья информационная революция

Конец XIX в. - обусловлена изобретением электричества.

Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в больших объемах

● Четвертая информационная революция

70-е гг. XX в. - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера

Три фундаментальные инновации:

● переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

● миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин (ЭВМ существовали и до 1970-х гг.);

● создание программно-управляемых устройств и процессов (напр., SPSS и Интернета)

 

● Интернет

Ведущая роль в управлении Интернетом принадлежит американской организации International Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), которая была создана по решению правительства США в 1998 г. со штаб-квартирой в Калифорнии

Все страны выступают за интернационализацию Интернета и только США – против

● Интернет

Появились такие явления, как электронная торговля, а также электронное правительство

 

Лучшее в мире электронное правительство в Южной Корее ( 2009 г., на основе правительственных веб-сайтов 192 стран, эксперты ООН)

Лучшие электронные правительства городов: Сеул, Гонконг, Хельсинки, Сингапур, Мадрид, Лондон, Токио, Бангкок, Нью-Йорк, Вена.

● Интернет

Россия: в начале 2010 г. открыт новый интернет-сайт «Госуслуги», который пока содержит лишь справочную информацию.

 

Президент Медведев поставил задачу уже через 5 лет перейти в России на электронные госуслуги

● Противоречие

Глобальное информационное общество и «цифровое неравенство»:

- между странами и регионами: доступ к Интернету в Исландии – 86%, в Либерии – 0, 03%,

- между разными социальными слоями

● Международное сотрудничество в области информационных технологий

Проблема глобального информационного общества впервые на международном уровне была представлена вице-президентом США А.Гором в 1994 г.

Но уже начиная с 1995 г. на встречах государств G8 вопросы глобального информационного общества поднимаются регулярно.

На окинавском саммите 2000 г. лидеры «восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой в качестве основополагающих принципов построения глобального информационного общества определены равная доступность информационных технологий для людей во всем мире и сокращение «цифрового неравенства».

● Международное сотрудничество в области информационных технологий

Проблема управления Интернетом на международных саммитах:

- вопросы управления Интернетом прямо затрагивают проблемы суверенитета государств, а также вопросы получения колоссальных доходов,

- против позиции США выступают развивающиеся государства, поддерживаемые ЕС

 

● Международные организации, связанные с ИКТ

● Международный союз электросвязи (играет главную роль; включает в свой состав 189 г-в),

● Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС),

● ЮНЕСКО (наука, культура и образование),

● ЮНКТАД (торговля и развитие стран Периферии),

● Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

● ВТО,

● МАГАТЭ и другие

● Причины революции на Ближнем Востоке (кон. 2010 – 2012 гг.)

Одна из важнейших причин – открытость внешнему миру (через туристов и технические СМИ)

Так, более 30% взрослых граждан Туниса и 24% - Египта постоянно пользуются Интернетом, а доля владельцев мобильными телефонами превышает 80%

● 3. Международная информационная безопасность

Df. Информационная безопасность отсутствие враждебного использования информационно-коммуникационных технологий на уровне государств (включая частные компании) в отношении другого государства в политических, в том числе военных целях; преступной и террористической деятельности в киберпространстве.

Россия стала первым государством в мире, поднявшим на международном уровне (в 1998 г.) вопрос о появлении принципиально новых – информационных угроз национальной и международной безопасности

2000 г. Доктрина информационной безопасности России

 

Под влиянием этой инициативы в 2003 г. была создана группа правительственных экспертов (ГПЭ) при ООН по вопросам МИБ.

● Суть трактовки ИБ в российских документах

Интенсивное внедрение информационных технологий, интеграция в международную информационную систему повышает зависимость информационного пространства страны от внешних влияний (чем и создает угрозу ее ИБ.

NB! Противоречие между информационной глобализацией и консервативностью мировой политической системы (суверенитет государств).

● Расхождения во мнениях в ГПЭ

Россия (при поддержке Китая, Бразилии, Белоруссии): вопросу международной информационной безопасности (МИБ) следует давать политико-правовую оценку, связанную с военной безопасностью государств,

США: заинтересованы в том, чтобы сохранить «свободу рук» для военно-политического применения ИКТ, оставаясь вне сферы применения международного права.

● Итог расхождения во мнениях

единый подход в ГПЭ не был выработан;

по сути - уход от ИКТ в современном мире невозможен и их применение в политических и военных целях неизбежно

● Международные структуры, рассматривавшие проблему МИБ

 

G8 – Окинавская хартия (Япония) 2000 г.

● Сессии Международного союза электросвязи (МСЭ)

● Сессия глав государств ШОС, на которой было принято специальное заявление по МИБ

● Среди мер по МИБ предлагаются:

● определение признаков и классификация информационных войн, понятие информационного оружия;

● меры по ограничению оборота информационного оружия;

● правовой режим запрещения разработки, распространения и применения информационного оружия.

Оценка: трудно различить информационное оружие и обыденное использование ИКТ (Ближний Восток)

● Информационно-психологическая война

Термин предложен американцами (information and psychological warfare).

Разумеется, информационная и пропагандистская составляющая присутствовала в конфликтах во все времена. Но с развитием современных ИКТ ее роль неизмеримо возросла.

● Примеры информационно-психологической войны

● Операции «Буря в пустыне» в 1991 г.: эффект присутствия и представление о современной войне как о реалити-шоу (CNN)

● Война Россия -Грузия августа 2008 г.: Россия «проиграла» войну с Грузией по информационно-технической оснащенности, т.к. Грузию обеспечивали в этом отношении США – лидеры в области ИКТ

● В марте 2010 г. грузинский частный телеканал «Имеди» организовал шантаж грузинского населения, основанный на том, что Россия якобы напала на Грузию

● Меры психологической войны в ходе операции коалиционных сил в Ливии с обеих сторон

Бонус шлак.

□ Важные вводные замечания

□ Внешняя политика каждого государства имеет свои конкретные детерминанты и проявления, но сравнительный анализ внешней политики многих государств позволяет делать теоретические обобщения

□ Эти обобщения имеютво многом условный характер, т.к. реалии богаче теорий

□ 1. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: системные детерминанты

□ Понятие внешней политики

Df. Внешняя политика линия поведения национальных лидеров в конкретной внутренней и международной ситуации (б. или м. долгосрочной).

NB! Три типа детерминант внешней политики – системные, национальные, субъективные.

❑ Главный вопрос лекции – попытаться объяснить под влиянием каких факторов формируется внешняя политика государства

□ Системные детерминанты: география

Благоприятные факторы – контроль за стратегическими путями, удаленность от конфликтных регионов (пример: США, Украина)

Неблагоприятные факторы – отсутствие выхода к морю и другим транспортным путям, большая протяженность государственной границы, отсутствие естественных рубежей (пример: Россия, государства ЦАР)

□ Особенно важны международные условия вдоль национальных границ (пример: нейтралитет Бельгии до 2 мировой войны)

□ Системные детерминанты:
география

□ Развитие современных технологий способно менять значимость благоприятных и неблагоприятных факторов (например, фактор стратегической глубины)

□ Спорный фактор роли географической близости двух стран: конфликт или сотрудничество (пример: СССР/Россия и Китай)

□ Системные детерминанты: структура международной системы

□ Нет четкой корреляции между количеством центров силы и уровнем конфликтности системы (см. следующий слайд)

□ В условиях биполярности конфликты носят локальный периферийный характер (корейская, вьетнамская, афганская войны), в многополярном мире они более масштабны (прогноз глобальных войн)

□ Влияние структуры международной системы на характер союзов: в многополярной системе они подвижны и равноправны («кошмар коалиций» - Бисмарк), в биполярной системе – устойчивы и иерархичны

□ Системные детерминанты, влияющие на склонность к сотрудничеству

□ Чем больше государства связаны экономически и социально, тем вероятнее их миролюбивые отношения (Кант о предпосылках мира)

□ Считается, что чем сильнее сбалансированы силовые возможности двух (нескольких) государств, тем вероятнее отсутствие вооруженного конфликта между ними. Однако четкой корреляции нет (примеры: война Ирана и Ирака, советско-американские отношения до начала 1970-х гг.)

□ 2. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: национальные детерминанты

□ Национальные детерминанты: природные ресурсы

Нет прямой зависимости между агрессивностью государства и наличием или отсутствием ресурсов (пример: внешняя политика Японии в разные периоды истории)

□ Национальные детерминанты: военное могущество

Военное могущество еще не все говорит о возможности успеха в войне.

Опосредующие факторы: мотивация (пример: начало ВОВ), взаимоотношения между союзниками (пример: арабские государства), природные условия (примеры: Вьетнам, Афганистан)

□ Национальные детерминанты: демография

□ Численность населения влияет на политический «вес» государства в мире (оговорка: большое население не должно быть нищим) (пример: Индонезия)

□ Страны с большой численностью населения более склонны к военным конфликтам, т.к. борются за жизненное пространство и ресурсы, а также обладают достаточными человеческими ресурсами для ведения войны (Китай?)

Этнически неоднородные страны имеют дополнительные трудности во внешней политике – внешние соперники поддерживают внутренних диссидентов (пример: Грузия - Россия)

□ Национальные детерминанты: экономика

□ Крупные экономики имеют обширную сферу международных взаимодействий и много рычагов влияния

□ Крупные экономики с низким уровнем дохода населения неактивны в международных организациях (примеры: Китай, Индия, Индонезия)

□ Активная динамика роста ВВП дает «эффект чайника» (примеры: Япония, Германия, Китай?)

□ Национальные детерминанты: политический режим

Две точки зрения на связь между политическим режимом и внешней политикой:

➢ если у границ государства окажутся вражеские войска, реакция будет одинаковой, независимо от формы правления

➢ форма правления влияет на: склонность к войне

и миру, степень политической гибкости.

Однако в какую сторону влияет форма правления – не ясно.

□ Национальные детерминанты: политический режим

Две точки зрения на связь между типом политического режима и степенью миролюбия государства:

➢ В.Вильсон: демократия чужда войнам. Теория демократического мира

➢ Дж.Кеннан: «демократия подобна доисторическому монстру…»

Вывод: нет прямой корреляции между типом правления и склонностью к войне

□ Национальные детерминанты: политический режим

Вопрос о политической гибкости режима:

➢ демократии часто бывают очень негибкими, неспособными во внешней политике на компромиссы,

➢ диктаторы из-за отсутствия необходимости согласования могут быстро менять курс, но им легче оторваться от реальности (примеры: Сталин, М. Каддафи).

Вывод: не следует чрезмерно преувеличивать роль типа правления во внешней политике

□ Национальные детерминанты: внутриполитическая нестабильность

Определенно влияет на внешнюю политику. Как?

□ Ненадежный партнер в плане уплаты долгов, создания условий для инвестиций, выполнения союзнических обязательств и т.д. (пример: советская Россия 1917 г.)

□ Поиск внешнего врага («маленькая победоносная война»)(примеры: российско-японская война 1905 г., англо-аргентинская война 1982 г.)

□ 3. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: субъективные детерминанты

Субъективные факторы – качества ЛПР, ментальность общества

□ Две точки зрения на роль ЛПР во внешней политике:

□ Деятельность ЛПР определяется объективными обстоятельствами экономического и политического характера

Харизматические личности (Сталин, Мао Цзэдун, де Голль, Горбачев, др.) способны изменить ход истории






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.