Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология






1. Роль деловых коммуникаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Формы деловой коммуникации (вопр. 39)

2. Виды психологических воздействий в деловых коммуникациях в деятельности государственных и муниципальных служащих (вопр. 41)

3. Технологии формирования имиджа государственных и муниципальных служащих (вопр. 40)

 

К первому вопросу

Роль деловых коммуникаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Формы деловой коммуникации (вопр. 39)

Тезисы

1. Эффективность деятельности руководителя только на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% от умения взаимодействовать с людьми

2. Примерно 70% времени - на общение; 80% проблем – от неверно организованного общения

3. Неумение профессионально взаимодействовать – основная причина неэффективности деятельности организации

4. Роль деловых коммуникаций сводится:

- к умению устанавливать контакты вербально и невербально,

- вести диалог, избегая психологических «шумов» (помех),

- влиять на партнера, используя специальные техники,

- эффективно передавать информацию,

- вести переговоры, избегая обострений конфликта

- улаживать конфликты

-поддерживать необходимые контакты

Формы деловой коммуникации: устные, письменные; монологические, диалогические.

1. Сообщение, записка, письмо (обращение, заявление, приглашение), переписка

2. Публичная речь, выступление

3. Беседа (деловая, дисциплинарная, организационная, проектная, беседа-прием)

4. Переговоры

5. Совещание

6. Телефонный разговор

Основной признак делового общения – регламентированность (ограниченность стандартами: организационно-формальными, этическими)

Ко второму вопросу

Виды психологических воздействий в деловых коммуникациях в деятельности государственных и муниципальных служащих (вопр. 41)

Тезисы

1. Основные виды психологических воздействий (наиболее доступные):

- методика позитивного воздействия на партнера по Карнеги. Основана на психологических стереотипах – «слабостях»: имя, внимательное слушание, значимость (интерес к собеседнику), солидарность, поощрение, нелюбовь к критике, позитивно-конструктивная критика, утешение.

- техника комплексного служебного взаимдействия, снижающая напряжение (10 пунктов)

- методика ненасильственного управления Орлова

- мотивация потребностей по Макклеланду: достижение, соучастие, власть)

- использование позитивных действий

- использование противоконфликтных (обратных) действий

- европейский стандарт полемики

2. Дополнительные виды психологических воздействий (достаточно сложные):

- техника психологического айкидо Литвака

- использование позитивных правил отклика (взаимодействия)

- техника невербального влияния

- ориентация на жизненные сценарии по типу взаимодействия партнеров

- использование эффективных форм взаимодействия в проблемных ситуациях

- использование позитивной тактики противостояния начальству

- использование позитивной тактики управления начальством путем проявления инициативы

- избегание непродуктивных и ориентация на продуктивные способы служебно-делового взаимодействия

- тактика постепенного воздействия на подчиненных

- тактика взаимодействия в условиях сопротивления подчиненных

- методика антиполемики (Сократ, Карнеги)

- тактика взаимодействия с ригидными партнерами (Берн)

- тактика выхода из сценарной игры (Берн)

Нейролингвистические техники Бендлера и Гриндера:

- работа с партнером по методике «движение по карте возможностей»

- воздействие на противника по методике «альтернативное ориентирование»

- ориентация на репрезентативные системы (системы восприятия) партнеров: визуальная, аудиальная, кинестетическая

- ориентация на основные метапрограммы партнеров: категории отбора (на деятельность, на личности, на вещи, на сведения), направление внимания (себе – другим), «движение к цели, …от неудач», «ориентация на окружающих, …на себя», «ориентация на стереотип, …на динамизм)

- психогеометрическая методика («треугольник», «квадрат», «круг») по Делингер

К третьему вопросу

Технологии формирования имиджа государственных и муниципальных

служащих (вопр. 40)

Тезисы

1. Имидж – личный образ (англ.)

2. Имидж – комплексный набор личностно-профессиональных черт необходимых гражданскому служащему (верхний уровень социально-психолгической роли)

3. Имиджевый уровень (ситуативная роль): диктуется ситуацией, желанием произвести определенное впечатление и решить поведенческую задачу, используя позитивные тактики взаимодействия

4. Профессиональный имидж служащего: профессиональная, коммуникативная, поведенческая, этическая, эстетическая компетентность и артистичность (выразительность)

5. Технологии формирования:

- психологическая

- этическая

- конфликтнологическая

- организационная

6. Психологическая технология:

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЭГО-СОСТОЯНИЕ (социально-психологический уровень личности: Ребенок, Родитель, Взрослый)
СТАТУСНАЯ РОЛЬ (нормативное, социально одобряемое поведение, соответствующее общественному положению
ИМИДЖ-РОЛЬ (ситуативное поведение) си

 

Приемы формирования имиджа:

- по ключевой фразе (рождает нужное поведенческое клише)

- использование готового имидж-типажного (выразительного) поведения

- путем воображения и имитации нужного поведения

- методом психологического совмещения проблемной ситуации общения с наиболее эффективным образом (КАРТИНОЙ ВЛИЯНИЯ)

Методика ролевого поведения (обусловлена факторами влияния):

- цель общения

- обстоятельства взаимодействия

- окружающие люди

- взаимоотношения людей

-желаемый результат встречи

Техника ролевого поведения:

- пауза

- оценка ситуации

- пристройка (расположение по отношению к партнеру)

- приспособление (выбор средств воздействия)

- взаимодействие с партнером

- подстройка (управление общением путем влияния на партнера)

- завершение общения

7. Этическая технология:

- знание теоретических положений основных этических учений (Моисея, Будды, Конфуция, Сократа, Эпикура, Христа, Магомета, Канта, Милля, Ницше, Толстого, Швейцера, Карнеги)

- умение решать личные поведенческие проблемы, опираясь на знание основных этических учений

- навыки использования методики позитивного взаимодействия (по Карнеги)

- умение подняться над проблемами добра и зла, используя критерии аристократической морали (по Ницше)

- умение положить в основу служебного поведения классические постулаты Конф уция

- использование современного этического кодекса гражданского служащего, основанного на этике ненасилия (21 век)

8. Конфликтологическая технология:

- знание основ конфликтологии

- знание основных приемов психологической защиты (самопредупреждение, созерцание, самоутверждение, отступление)

- знание основных иммунных (сохраняющих) действий: против гнева, обиды, вины, оскорбления, стыда, зависти, страха, ревности)

- знание базовой защитной техники (лицо релаксанта, голос в середине регистра, темп речи замедленный)

- умение пользоваться приемами психологической защиты и иммунными действиями в базовой защитной технике

9. Организационная технология:

- знание всех организационных форм взаимодействия

- знание должностных инструкций

- знание структуры государственной и муниципальной службы

- знание и умение разбираться в законодательстве РФ

- управление личной карьерой

 

Этика

1. Содержание, иерархия и специфика основных этических категорий в системе государственной и муниципальной службы (вопр. 28)

2. Этические требования к государственном у и муниципальному служащему (вопр. 29)

3. Разработка и роль этических кодексов в государственной и муниципальной службе (вопр. 30)

 

К первому вопросу

Содержание, иерархия и специфика основных этических категорий в системе государственной и муниципальной службы (вопр. 28)

Тезисы

Основные этические категории (иерархия, содержание):

Добро (нравственно-положительное, благо)     Зло (нравственно-отрицательное, предосудительное)
Долг (необходимость соблюдения моральных обязанностей, морально-волевое самопринуждение)   Совесть (способность осуществлять моральный самоконтроль, моральный сморегулятор)
Честь (желание поддерживать личную репутацию порядочного человека) Достоинство (индивидуальное самоутверждение через нравственные поступки, сознание собственной ценности)
Благо (благополучие, хорошее, лучшее) Справедливость (беспристрастие в соответствии с истиной на законных и честных основаниях)

Специфика (особенности): требования предъявляются обществом и регулируются государством, относится непосредственно к труду служащего, регулирует поведение при исполнении профессиональных обязанностей, регулирует нравы профессиональной среды, устанавливает систему нравственных оценок служащих в коллективе и в обществе

 

Ко второму вопросу

Этические требования к государственному и муниципальному служащему (вопр. 29)

Тезисы

Этика служащего: кодекс поведения (принципы, нормы поведения как доверенного лица государства и «слуги» общества, взаимоотношения с сослуживцами). Принципы кооперации и вежливости, равной безопасности, исключения эгоистических интересов, объективной оценки, плюрализм мнений, право на собственную точку зрения, отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу, критика собственного поведения, борьба со злом, но принятие людей, стоящих за ним.

Нормы служебного поведения: единая мораль для всех, единство слова и дела, внимание к подчиненным.

Принципы руководства: гуманизм, справедливость, ответственность, законность.

Девиз современной деловой этики: «Каждый человек заслуживает уважения» (интересы семьи подчиненного и его благополучия в критических ситуациях могут быть поставлены выше интересов дела).

Алгоритм поведения руководителя в типичных ситуациях: сотрудник ошибся – выясни причины, у подчиненного есть слабости – помоги преодолеть их, сотрудник не выполнил распоряжения – обязательно сделай замечание, выступаешь с критикой – критикуй действия, но не личность, будь самокритичным, не преследуй за критику, надо сделать замечания – собери факты, говори один на один, закончи на дружеской ноте, поощряй коллектив и сотрудников. Условия поощрения: конкретное, безотлагательное, достижимое (дойти до адресата), непредсказуемое и нерегулярное. Формы распоряжений: вопрос, просьба, приказ. Правила взаимодействия с руководителем: не н авязывать свою точку зрения («Как вы отнесетесь к тому, чтобы..»), не говорить в приказном категоричном тоне, предлагать выход из затруднительной ситуации, не обращаться за помощью «через голову», помогать руководителю в создании доброжелательной атмосферы, сохранять чувство собственного достоинства.

 

К третьему вопросу

Разработка и роль этических кодексов в государственной и муниципальной службе (вопр. 30)

Тезисы

Кодекс (лат.= книга) – систематизированный свод законов. Этический кодекс (ЭК) относится к области морали, а не права. Правовые норм – прерогатива (лат.= преимущество) государства, а мораль носит негосударственный характер. Но, по словам Гегеля, «авторитет нравственных законов выше». Соблюдение норм морали детерминируется (обуславливается) чувством совести, убеждением и общественным мнением, потому что моральные нормы существуют в сознании людей. Моральные действия влекут ответственность перед обществом. Исполнение юридического закона – обязательно, морального – нет. Однако по мере развития общества, роста образованности и самосознания людей возрастает и роль нравственного фактора в процессе управления. Авторитарные (лат.= полная власть), патриархальные (греч.= глава рода), патерналистские (лат.= отец) отношения в служебной деятельности все больше вытесняются гражданскими, ибо для этики нового времени характерно развитие идеи суверенности (франц.= независимости) каждого субъекта (в рамках моральных отношений). На смену приниженности чиновника-холопа при начальнике-деспоте приходят профессионалы, умеющие работать и ценить себя. Это обстоятельство при дефиците (лат.= нехватка) нравственности во властных структурах и заставило обратиться к созданию этических кодексов служащих.

При разработке ЭК учитываются достижения этической мысли всех времен и народов, осмысливаются положения, призванные поднять уровень нравственности служащих до высот безупречности и чести. Служащим вменяется в обязанность соблюдать этические нормы, руководствуясь удовлетворением потребностей общества, ибо профессии служащего является общественно значимой. С этой целью, например, в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров» специально подчеркиваются такие этические качества как независимость мышления и поведения, профессиональный скептицизм. В ЭК разрабатываются модели поведения служащих, утверждаются общие принципы, например, такие как честность, объективность, компетентность, усердие (дйствовать внимательно, тщательно, своевременно), профессиональность поведения, правоисполнительность (потребности совпадают с правом) и правопослушность (цели совпадают с общественными требованиями). В крайнем случае, может выдвигаться принцип законопослушности, когда желания не совпадают с потребностями общества, но личность вынуждена подчиняться закону. Профессиональное поведение предполагает избегание любых действий, которые могут дискредитировать (франц.= подрывать доверие) профессию, например, давать пренебрежительные отзывы о работе коллег, принимать меры предосторожности при угрозе личной заинтересованности. В ЭК включаются руководства по корпоративному поведению (управлению), профессиональные правила (стандарты), нормы контроля этичности поведения, конкретные меры предосторожности, знание этических учений (этических норм) и правил рабочего поведения. В ЭК должны быть включены и правила поощрения работников сообщать руководителям о любых этических проблемах самих работников и даже о нарушениях норм этики в организации, избегая, однако доносительства. При подготовке ЭК должна быть решена проблема этических конфликтов и их разрешения, установлены внутренние процедуры и альтернативные действия, прописаны процедуры для разрешения споров. Особый момент в ЭК – семейные и личные отношения: они должны исключать угрозу личной заинтересованности и угрозу близкого знакомства. Этика служащего связана и с необходимым уровнем квалификации, поэтому неэтично брать на себя такие задачи, для решения которых он не обладает необходимой квалификацией, ибо возникает угроза невыполнения обязанностей. К мерам предосторожности в таких случаях относятся профессиональное обучение, помощь компетентных специалистов или увеличение времени для выполнения задания. Несомненно, в ЭК должны быть прописаны обстоятельства провокаций (взятки в различных формах – вознаграждения, подарки, знаки гостеприимства, оказание особого внимания, неуместные призывы к чувствам дружбы и лояльности). Все это может быть истолковано с позиций права как коррупционная составляющая и привести к угрозе шантажа, поэтому служащий не должен принимать такие стимулы и немедленно информировать об этом руководство, а близким родственникам разъяснять вопрос о возможности возникновения таких угроз.

Все названные положения делают роль ЭК в жизни организации всеобъемлющей и трудно переоценимой, ибо фактически охватываются все стороны служебной деятельности, способствуя становлению эффективного процесса управления и повышению авторитета ГМУ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.