Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура управленческого труда






Среди основных элементов менеджмента одним из наиболее ярких является управлен-ческая культура. Слово «культура» (от лат. cultura) буквально означает воспитание, обра-зование, развитие. В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-техничнских условий и традиций управления, про-фессионального и нравственного развития менеджера. В узком значении культура управ-ленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для ме-неджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в основе ее лежат опре-деленные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:

- юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-

правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом отношении состоит в зна-

нии и выполнении юридических норм (более подробно с ними вы познакомитесь при

изучении курса «Правовое регулирование в туризме и сервисе» на 4 курсе);

- моральные нормы, регулирующие поведение менеджера в области нравственности и

морали;

- организационные нормы, устанавливающие структуру организации, состав и порядок

деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила

внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в орга-

низации;

- экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации.

Существуют и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определен-ным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется сово-купность элементов, аттестующих деятельность менеджера в отношении культуры управ-ленческого труда. Эти элементы следующие:

- личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание;

- 57 -

личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.;

- рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда ме-

неджера немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда делает,

сколько времени затрачивает на различные виды работ. Менеджеру необходимо стро-

го планировать затраты своего личного времени на работу с документами и кадрами,

на решение социально-экономических и коммерческих вопросов, на совещания, на

переговоры. Кроме того, он должен учитывать непроизводительные затраты времени,

а также неучтенное время. В то же время руководитель должен планировать не толь-

ко свое рабочее, но и свободное время. Старая истина гласит: «Кто не умеет работать,

тот не умеет и отдыхать».

- культура содержания рабочего места. Отдельные менеджеры считают, что в про-

цесссе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью вык-

ладывают на рабочий стол всею имеющуюся у них документацию. Но это неправиль-

но. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая

площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются са-

нитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы

и т.п. На рабочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы.

Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку и

заменять вышедшую из строя мебель.

- культура проведения массовых мероприятий – умение организовать и провести раз-

личные совещания, переговоры и беседы.

- культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований

при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам.

- культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, опре-

деленные сроки их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за сво-

евременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое пись-

мо.

- культура речи. Около 80% рабочего времени менеджера занимают контакты с людь-

ми, поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культу-

ры менеджера.

- организационная культура руководителя. Она определяется степенью владения ме-

неджером теорией управления, методами организационной работы, его опытом, на-

выками и умением осуществлять разнообразные организационные процедуры, сос-

тавляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени менеджера. К

организационным процедурам относятся подбор и расстановка кадров, разработка

организационных норм, нормативов и планов личной работы, постановка задач и до-

ведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.

 

 

- 58 -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.