Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Http://vk.com/video76059651_171443472






Керамика Таджикистана выполняется для узкого круга потребителей- жителей ближайших кишлаков-и имеет конкретную предназначенность бытового использования. Их формы приземисты и тяжеловесны. Несложные налепы в виде точек или волнообразной линии украшают эти сосуды. Ручки массивны и добротно соединены с туловом и горловиной сосуда. В современных работах рельеф все чаще заменяется ангобной росписью, декорирующей кувшин или сосуд для молока. Темно-коричневый или красный орнамент очень гармонично связывается со светлым розовато-золотистым фоном. Геометрический орнамент в виде широких полос, завитков, зигзагов вместе с архаичной формой самих сосудов напоминает о глубоких истоках культуры керамики.

https://vk.com/video76059651_171443472

Узбекистан

Продукция: чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины. Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

 

 

 

 
 
Керамика Узбекистана



В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. Изготавливаемая в Узбекистане керамика отчетливо локализуется прежде всего на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется тем, что в Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи, так как под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. А в районах употребления свинцовой глазури: в Самарканде, Бухаре, Ташкенте очень хороши все оттенки желто-красно-коричнсвой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью.

 

https://vk.com/video-103250117_171394792
Туркменистан

На рубеже IV- III тыс. до нашей эры особого расцвета достигает декоративно-прикладное искусство, в частности – изделия из керамики. На поселениях этого времени археологами была обнаружена керамическая посуда, украшенная сложным геометрическим орнаментом. Особенно эффектно выглядят сосуды, декорированные несколькими цветами красок. Такая керамика найдена на памятниках Намазга-депе, Алтын-депе, Йылгынлы-депе и других.

Эта глиняная посуда получила название керамики геоксюрского стиля, по наиболее характерному памятнику. Геометрический орнамент керамики геоксюрского стиля: кресты, ступенчатые пирамиды, зигзаги – полностью схожи с узорами туркменских ковров. Среди ученых даже существует точка зрения о возможности заимствования узоров для керамики с древних ковровых изделий. Конечно, археология – наука предположений, но даже если предположить, что моделью для росписи керамической посуды служил ковровый орнамент, можно найти много точек соприкосновения, говорящих об этом.

Так, орнаменты, украшающие горизонтальные фризы вдоль верхней части сосудов, представляют собой повторение одного или нескольких мотивов, состоящих из прямых и ступенчатых линий, образующих квадрат или ромб. Популярный мотив подобной росписи встречается и в настенных фресках. В качестве примера можно привести настенные росписи из Яссы-депе (IV тыс. до н.э.), выполненные в виде чередования квадратов и ромбов красного и черного цвета.

Второй характерный признак ковровых узоров на древних керамических изделиях – мотив из ступенчатых линий. Обычно подобный узор получается при переплетении травы или соломы либо используется в простейшем ткачестве. И, наконец, третий характерный прием – двусторонность орнаментов. Геометрические орнаменты на керамике представляют две стороны одной фигуры, то есть лицо и изнанка. Этот факт говорит о наличии в глубокой древности плетеных изделий.

Археологические раскопки поселений этого времени позволили найти остатки двухцветных плетеных тростниковых циновок, которыми устилали полы. Были найдены и бесспорные свидетельства наличия ткачества – грузики для ткацкого станка, а также керамические пряслица для изготовления шерстяных ниток. Все это позволяет предполагать существование в Южном Туркменистане в далеком медно-каменном веке (энеолит) в IV тысячелетии до н.э. плетеных и тканых изделий, орнамент которых был заимствован для керамических изделий.

Яркие аналогии отмечаются в орнаментации туркменских ковров – ступенчатые мотивы на паласах, выполненные техникой араби, восходят к IХ – Х векам, и целый ряд композиций на салорских коврах, истоки которых прослеживаются вплоть до ХI века.

Так, анализ «ковровых орнаментов» на керамике помогает проследить цепь традиций и глубинные истоки народно-прикладного искусства Туркменистана.

Керамика Туркменистана

 

https://vk.com/video209635760_167509224

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.