Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы расчета ВВП: отраслевой, по доходам, по расходам. Индексы цен.






Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП по отраслям рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг. Анализ показателя ВВП, подсчитанного этим методом, позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.

ВВП по расходам определяется как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления (инвестиций), сальдо экспорта и импорта товаров и услуг (чистый экспорт).

ВВП по доходам включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

Индекс цен – это показатель в статистике, который применяется для расчетов динамики цен в определенном временном промежутке.

Принципы построения индексов:

1. Учет изменения цен на сопоставимую продукцию. В основу построения индексов положено изменение цен на товары и услуги-представители, то есть индексы цен характеризуют изменение цен товара определенного качества, взятого в определенном количестве (при нейтрализации различий, вызванных изменением качества). Это делается для того, чтобы определить изменение цен на единицу потребительских свойств товара. Различия в ценах, связанные с изменением качества, не должны отражаться на индексе.

2. Соответствие метода построения индекса концепции СНС. Это делается для того, чтобы можно было использовать индексы цен для анализа макроэкономических показателей, определяемых на основе СНС.

3. Методология определения всех индексов цен должна быть однородной и согласованной. Например, индексы потребительских цен должны быть сопоставимы с индексами цен производителей на соответствующую продукцию. Для этого необходимо согласование:

a) наборов товаров-представителей;

b) выбора цен для совокупности товаров при расчете индексов;

При построении индексов цен индексируемыми величинами являются цены, роль весов играют объемы продукции. В зависимости от того, приняты для построения индексов количества товаров за базисный или отчетный период, получаются разные результаты.

Индексы цен принято группировать следующим образом.

Группы индексов:

- индексы цен на потребительские товары;

- индексы цен производителей;

- индексы цен потребителей на товары производственно-технического назначения;

- индексы цен внешней торговли;

- дефляторы (используемые для переоценки макроэкономических показателей).

Индексы потребительских цен включают;

1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления (индекс стоимости жизни) с выделением:

a) индексов цен на продовольственные товары;

b) индексов цен на непродовольственные товары и платные услуги населению;

c) индексов цен на некоторые товары и услуги.

2. Индекс, рассчитываемого Росстатом по 25 основным продуктам питания;

3. Индекс стоимости «необходимого социального набора»;

4. Индекс цен товаров и услуг прожиточного минимума;

5. Индекс цен на товары и услуги, потребляемые отдельными слоями населения.

Расчеты производятся по стандартному набору товаров и услуг – представителей на основе систематической регистрации цен по определенной сети продавцов и фактического потребления семей по данным бюджетных обследований. В качестве цен принимаются фактические цены реализации товаров, имеющихся в свободной продаже и оплаченных наличными, включая НДС, акцизы, налоги с продаж и другие косвенные налоги. Периодичность расчетов – в зависимости от периодичности индексации доходов, которая, в свою очередь, связана с темпами роста цен.

Индексы отражают изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Индексы используется в регулировании оплаты труда, пенсий, социальных пособий, наблюдении за инфляцией.

Потребительская корзина – потребительский набор товаров, представляющий репрезентативную выборку товаров и услуг, наиболее часто покупаемых населением с учетом их устойчивого наличия в продаже.

Потребительская корзина состоит из 3 групп:

- продовольственные товары;

- непродовольственные товары;

- услуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.