Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия: причины возникновения, критерии и формы. Показатель монопольной власти. Показатель монопольной власти.






Монополия возникает в том случае, когда количество продавцов сокращается настолько, что каждый продавец получает возможность влиять на общий объем предложения и, следовательно, на цену продаваемого товара. При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счет общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объем предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определенного продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При монополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов.

Основные черты монополии:

1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.

2. Монополист осуществляет контроль над ценой и может влиять на нее, изменяя количество товара.

3. Продукт монополии уникален.

4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Барьеры являются причиной возникновения монополий.

онополия имеет различные формы: корнер, картель, трест, концерн, конгломерат, консорциум, синдикат, отраслевой холдинг и т.д.

Корнер – способ, придуманный немецкими купцами еще в 16 в. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах, рынках сбыта, распределении прибыли. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

Трест – форма отраслевой организации, при которой одна крупная компания сосредотачивала либо все производство отрасли, либо его преобладающую часть.

Концерн – многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

Конгломерат – полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

Консорциум – форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Синдикат – обычно представлен объединением предприятий, характеризующимся тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Участники синдиката производственно независимы друг от друга, но в коммерческом плане свободой действий не обладают. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, - многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.

Отраслевой холдинг – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Во-первых, действие закона конкуренции. Закон конкуренции и каждая его функция подчинены достижению главной цели производства — максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, производитель должен постоянно наращивать объемы производства и продажи товаров, постепенно устраняя своих конкурентов. В конце концов производитель, захватывая И контролируя большую часть производства и сбыта товаров, превращается в монополиста. Это означает, что конкуренция порождает свой антипод — монополию. Конкуренция и монополия всегда существуют в реальной рыночной экономике как две противоположные и взаимообусловленные ее характеристики.

Монопольное положение желательно для каждого предпринимателя. Оно позволяет ему избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированное положение на рынке. Концентрируя в своих руках значительную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия и достигать наибольшей выгоды.

Во-вторых, причиной возникновения монополии является действие закона концентрации капитала и производства.

Концентрация капитала — это процесс увеличения размеров индивидуального капитала за счет капитализации прибыли, т. е. использования определенной её части на расширение производства.

Поэтому следствием концентрации капитала является концентрация производства. Движущая сила данного процесса — конкурентная борьба. В результате конкуренции из массы мелких и средних предприятий выделяются несколько наиболее крупных, которые становятся монополиями. Таким образом, создается цепочка: конкуренция рождает концентрацию производства, а данная концентрация, на определенной ступени своего развития, приводит к монополии.

В-третьих, причиной создания монополии является процесс централизации капитала.

Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие поглощения или объединения нескольких, прежде самостоятельных, индивидуальных капиталов в один больший.

Одной из основных форм централизации капитала является создание акционерных компаний.

Таким образом, концентрация и централизация капитала и производства создали объективную необходимость и возможность возникновения монополий, стали их экономическим основанием.

В-четвертых, причиной возникновения монополий стала трансформация индивидуальной частной собственности.

В-пятых, экономические кризисы второй половины XIX в. стали фактором ускорения концентрации и централизации производства и создания на этой основе монополий

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q, то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров

26. ОПЕРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРЕМЕНАЦИЯ.

кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.6.6).

Рис.7.6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях чистой монополии

Совокупный доход монополиста равен:

TR = MR1 + MR2 + …

Максимальный совокупный доход (TR) при условии MR = 0.

Монополист предпочитает работать на эластичном участке кривой спроса.

Рис.7.7. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

Когда спрос эластичен, предельная выручка больше нуля (MR> 0) и совокупная выручка растет. А когда спрос неэластичен, предельная выручка меньше нуля (MR< 0) и совокупная выручка падает. Предельная выручка меньше цены при всех уровнях выпуска:

MR < Р

Разрыв между ценой и предельной выручкой возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода, по одинаковой цене.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934г. предложил следующий индекс:

где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

ε – коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

Iнн = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

Sn - удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.

Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Виды ценовой дискриминации:

а) по объему покупки (опт и розница);

б) по социально-демографическим признакам покупателей (возраст, доход, социальное положение);

в) по рынкам (внутренний и внешний);

г) по среднестатистическому количеству покупок за определенный период (сезонные скидки, распродажи).

Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль, обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

ВОПРОС 27 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы " за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

2. " эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;

3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, " плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Государство против монополий

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66, 6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов..
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление " потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

1. поощрение создания товаров-заменителей;

2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;

4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение " накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ& Т (AmericanTelegraphandTelephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят " Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона " О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

28. РЫНОК ОЛИГОПОЛИИ. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ.

Олигополия существует, когда на рынке доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Слово «несколько» означает, что фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции. Но сколько фирм мы имеем в виду? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы практически господствуют на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим слова «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

В условиях олигополии каждая из немногих крупных фирм знает, что если она снизит цену для расширения объема продаж, то другие фирмы для сохранения своей доли рынка вынуждены будут сделать то же самое. В результате у каждой фирмы при прочих равных условиях останется прежняя доля продаж при снижении прибыли. Поэтому ценовая конкуренция невыгодна для всех фирм, действующих в условиях олигополии. Для объяснения этого положения используют модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста. Данная модель строится, исходя из предположения, что в отрасли действует несколько крупных независимых фирм, обладающих примерно одинаковой долей рынка определенного вида продукции и не осуществляющих согласованную ценовую политику.

Допустим, что в настоящее время цена на продукцию одной из этих фирм равна Po, а объем выпуска продукции — Qо (точка О). Следует объяснить, как изменится график спроса на продукцию этого олигополиста при снижении и увеличении им цены на свою продукцию, исходя из поведения других фирм.

Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста

Из ломаной кривой спроса вытекают следующие важные выводы: Любое изменение цены олигополистом имеет для него отрицательные последствия. Если он повысит цену, то потеряет значительную часть покупателей на рынке (график спроса ОD2 отличается высокой эластичностью). Если снизит цену, то его продажи увеличатся незначительно, а возможно и снижение валовой выручки (график спроса OD1 характеризуется низкой эластичностью). Так, на рис.5.5 видно, что валовая выручка TR при уменьшении цены ниже уровня Ро сначала незначительно увеличивается при росте объема производства с Qо до Q1 (пока предельная выручка MR1 > 0), а затем при объеме выпуска Q > Q1 будет снижаться (предельная выручка становится отрицательной: MR1 < 0). В связи с этим существует относительная стабильность цен в условиях олигополии. 2. Сравнительная устойчивость цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре, связана также с последствиями изменения предельных издержек МС в условиях необычной формы графика предельной выручки MR. Разрыв графика предельной выручки, обусловленный ломаной кривой спроса олигополиста, означает, что значительные изменения предельных издержек в определенных пределах не повлияют на выбор оптимального объема производства и цены. Так, на рис. любое изменение предельных издержек в интервале от МС1 до МС2 (на отрезке СВ) не приведет к изменению оптимального объема производства и цены, так как в этом интервале MR = MC при одном и том же выпуске продукции Qо и прежней цене Ро. Следствием невыгодности ценовой конкуренции для всех олигополистов является осуществление ими тайного сговора между собой при установлении цен и разделении рынка. Таким образом, олигополисты, контролируя цену, при определении оптимального объема производства и цены действуют аналогично монополисту. При этом могут использоваться различные методы ценообразования в зависимости от особенностей олигополии. В том случае, если фирмы в условиях олигополии производят однородную продукцию и имеют примерно одинаковые издержки, то они в соответствии с правилом MR = МС выберут оптимальный объем производства и назначат одинаковую цену. В тех олигополистических отраслях, где есть одна наиболее крупная и эффективная фирма и несколько мелких предприятий, крупная фирма может выступать в роли ценового лидера. Небольшие фирмы будут вынуждены изменять цену после установления цены крупной фирмой. В условиях олигополии, где производится дифференцированная продукция, обычно используется метод ценообразования “издержки + накидка”. При этом для установления цены к величине средних издержек производства единицы продукции при планируемом объеме продаж прибавляют накидку в размере определенного процента (20%, 30% и т. д.). Экономические последствия олигополии аналогичны чистой монополии. Олигополия может даже в большей степени реализовать свои отрицательные последствия в экономике, чем чистая монополия. Это связано с тем, что монополия всегда подвергается государственному регулированию, а олигополия при отсутствии государственного контроля может в полной мере использовать свою рыночную власть. Вместе с тем в условиях олигополии действует не одна, а несколько фирм, что создает возможности для использования неценовых форм конкуренции, обновления и улучшения качества продукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.