Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утомление у детей

Специфичность утомления

Для каждого вида работы характерно специфическое утомление.

1. При циклической работе максимальной мощности (бег на 100 м) утомление развивается быстро. Оно возникает вследствие падания функциональной лабильности нервных центров и развития в них торможения. Это сопровождается снижением возбудимости мышц.

2. При циклической работе субмаксимальной мощности (бег на 400 м) утомление наступает вследствие угнетения деятельности центров сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. При циклической работе большой мощности (бег на 3, 5 и 10 км) утомление вызывается двумя причинами: 1) возникает кислородный долг и 2) ухудшается сократимость мышц.

4. При циклической работе умеренной мощности (бег на 20 км) развитие утомление обусловлено несколькими причинами: 1) возникает запредельное торможение в ЦНС, которое приводит к нарушению координации движений; 2) развитие гипогликемии – уменьшение концентрации сахара в крови; 3) снижение функций ЖВС; 5) гипертермия – опасность перегрева.

5. При статических усилиях (в различных висах, упорах, длительном поддержании позы) утомление возникает уже через несколько секунд после начала работы. Причина состоит в развитии запредельного торможения в ЦНС и уменьшение кровоснабжения работающих мышц.

Возникновение и развитие утомления зависят от сложности работы и степени тренированности. Выполнение привычных движений отодвигает наступление утомления, а сложных и малознакомых ускоряет его развитие. У тренированных людей оно развивается позже, чем у нетренированных.

Фазы утомления

В развитии утомления можно выделить две фазы:

1фаза. Преодоление утомления. В этой фазе работоспособность поддерживается на прежнем высоком уровне. Работа обеспечивается максимальным напряжением сердечной и дыхательной систем, КПД снижается.

2 фаза. Непреодолимое утомление. В этой фазе работоспособность снижается. При глубоком утомлении спортсмен прекращает работу. Может даже наступить обморок.

Утомление у детей

Наступает быстрее, чем у взрослых. Это обусловлено следующими причинами:

1. КПД детского организма ниже (10 – 12%), чем у взрослых (18%).

2. У детей слабо развита способность к мышечной работе в анаэробных условиях,

3. У детей недостаточно мощны сердечно-сосудистая и дыхательная система, обеспечивающие транспорт кислорода.

4. Даже при работе средней мощности быстро уменьшается содержание сахара в крови.

46. Відновлювальний, або після робочий період. Засоби, що прискорюють процеси відновлення.

После окончания мышечной работы наступает восстановительный или послерабочий период.

Биологическая роль послерабочего периода состоит в восстановлении энергетических и функциональных ресурсов и идет формирование эффекта тренированности.

Восстановительный период характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Восстановление любой функции идет сначала быстро, а затем замедляется.

2. Сначала восстанавливается дыхательная функция, затем частота пульса, а позже -двигательная. У легкоатлетов восстановление после соревнований происходит через 30 – 40 ч; у гимнастов, пловцов, штангистов – через 2 – 3 дня.

3. Восстановительные процессы имеют волнообразный характер и состоит из 3 фаз:

1 фаза – пониженной работоспособности мышц;

2 фаза – повышение работоспособности мышц;

3 фаза – исходная работоспособность.

Средства, ускоряющие процесс восстановления

Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике применяют различные средства.

1. Это активный отдых – переключение с одного вида деятельности на другой.

2. Вдыхание воздуха, содержащего 65 – 75 % кислорода. Это помогает быстрой ликвидации кислородного долга.

3. Водные процедуры – обтирание, обливание, ванны, купание и бани.

4. Массаж – не только восстанавливает работоспособность, но и повышает ее.

5. Применение различных витаминов, глюкозы и другие вещества.

6. Использование музыки.

47. Поняття про спортивне тренування.

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, направленный на повышение работоспособности организма и улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме возникает эффект тренированности, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена, что является спортивной формой.

Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть непрерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной работоспособности.

В тренировочном процессе можно выделить три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 месяцев. При первом этапе идет общая физическая подготовка, а при втором – развитие специальных двигательных навыков и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта.

Соревновательный период продолжается 4 – 5 месяцев. В этот время спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью является повышение уровня тренированности.

Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировочные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности снижается. Спортсменам предоставляется отдых.

48. Фізичні якості.

Образование любого двигательного навыка связано с качественными изменениями самого движения – его силы, быстроты, ловкости. Например, при разучивании броска одной рукой в прыжке у баскетболиста совершенствуются скоростно-силовые качества. В тренировочном процессе используются специальные упражнения, направленные на совершенствование физических качеств. Степень проявления физических качеств зависит от функционального состояния мышц (их возбудимости, сократимости, лабильности), характера нервной регуляции и уровня деятельности вегетативных функций. Каждое из физических качеств развивается в тесной взаимосвязи с другими. Например. Развитие быстроты происходит одновременно с развитием силы. Мышечная сила с возрастом возрастает. Это связано с увеличением поперечного сечения мышц, которое начинает интенсивно расти с 7 лет. С возрастом увеличивается и количество работающих во время мышечного напряжения двигательных единиц. Максимальная сила мышц отмечается в 20 – 30 лет.

Физическая тренировка повышает выносливость.

49. Фізіологічні показники тренірованності.

В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формируется особое состояние – эффект тренированности, которая характеризуется определенным уров­нем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, не­обходимо знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм.

Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических из­менений. Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц, развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ возникает гипертрофия мышц, выра­жающаяся в увеличении объема мышечных волокон за счет уве­личения количества саркоплазмы или миофибрилл, повышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиальная проходимость (уменьшение сопротивления движе­нию воздуха при усиленной вентиляции легких).

Наряду с морфологическими изменениями в организме спорт­сменов отмечается увеличение энергетических ресурсов, запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина.

Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя рабо­тают замедленно. Одним из основных признаков тренированно­сти является редкий пульс— брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей.

Перечислённые изменения показывают, что в состоянии покоя главной особенностью тренированного организма является очень экономное расходование энергетических ресурсов. Это вы­ражается в снижении основного обмена на 10—15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной вентиляции.

50. Поняття про специфічність стану тренированності.

При оценке уровня тренированности следует учитывать на­правленность тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировочного процесса оказы­вает такое же конкретное влияние и на характер морфологиче­ских и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопровождается повышением функциональ­ного уровня всех систем организма. Условия тренировочного процесса — вид и характер работы, режим деятельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или анаэроб­ные условия работы) — вызывают формирование в организме специфической функциональной системы, направленной на до­стижение высокого результата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой системе, могут функциони­ровать на низком уровне. Это явление представляет своеобраз­ную плату за приспособление к определенной работе («цена адаптации»),

В каждом виде спорта главными являются специфические для него требования. Например, для прыгуна в высоту ведущим требованием является техническая подготовка. Для бегуна - стайера главную роль играет состояние систем, обеспечиваю­щих транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзаменационная рецептура | I.2 Понятие мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни общества и личности.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.