Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформування китайської армії.






В 1978 г. " патриархом китайской перестройки" Дэн Сяопином и руководством правящей Коммунистической партии Китая (КПК) " в программе четырех модернизаций" была поставлена главная " историческая цель" - превращение страны в государство, которое способно оказывать влияние на развитие военно-политической обстановки не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но и во всем мире. С тех пор прошло четверть века и сегодня следует признать - эта программа практически полностью выполнена. Китай - страна, имеющая одну из самых динамично развивающихся экономик. Если подходить с военно-политической точки зрения, за это время Пекин успешно реализовал две важнейшие программы, став обладателем ракетно-ядерного оружия и запустив в космос летательный аппарат с человеком на борту.

Вектор военных усилий Пекина направлен на решение тайваньской проблемы.

Фото Игоря Кириллова

 

В программе " четырех модернизаций" в качестве приоритетов были определены следующие направления: развитие промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства и обороны. Следует отметить, что модернизация обороны по масштабам, темпам и выделяемым ресурсам уступала остальным областям.

Модернизация обороны

Не в пример затянувшейся реформе Вооруженных Сил РФ, руководство КНР все эти годы достаточно последовательно проводило мероприятия по реформированию Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Точкой отсчета служит 1985 г., когда руководство КПК приняло решение переориентировать планирование и подготовку Народно-освободительной армии Китая от мировой обычной или ядерной войны к локальным войнам, которые будут вестись, как правило, в ограниченном районе с применением обычных вооружений.

По информации из американских источников, реорганизация коснулась, прежде всего, системы управления: хотя все три вида Вооруженных Сил и командование ядерными силами сохранили свой статус, но было сокращено количество военных округов - с 11 до 7. Система военных округов в Китае, как в целом и система оперативной и боевой подготовки НОАК, полностью заимствованы у Советской армии, поэтому округа по своей геостратегической нарезке, задачам и дислокации объединений и соединений полностью совпадают с предполагаемыми театрами военных действий (ТВД)

Под особым вниманием руководства страны находились мероприятия по оперативному оборудованию ТВД - совершенствовались сеть автомобильных и железных дорог, строились новые аэродромы и удлинялись взлетно-посадочные полосы уже действующих, оборудовались заглубленные командные пункты, расширялась сеть связи/

Вслед за сокращением количества округов, естественно, сократилось и количество общевойсковых армий, составляющих основу НОАК: из более чем 40 оставлено 24 (каждая численностью около 50 тыс. человек). Уменьшился за 10 лет и численный состав НОАК - с 4 млн. военнослужащих до 2, 8 млн. Не меньших масштабов реорганизация происходила и в других видах и родах войск. Особое внимание было уделено сохранению потенциала воздушно-десантных войск, сил специального назначения (" цюаньтоу"), сил быстрого реагирования (" куайсу") и ракетных войск. По имеющейся информации, окончание структурной и организационной перестройки НОАК планируется к 2010 г.

Модернизация обороны КНР проходила под жестким партийно-государственным контролем, который позволил осуществить плавный и достаточно безболезненный переход от монопольно-государственной к рыночной системе хозяйствования, естественно, с китайской " спецификой".

Специфика

Эта " специфика" заключалась прежде всего в том, что решением китайского руководства НОАК было разрешено заниматься коммерческой деятельностью, в том числе и внешнеторговой. С середины 80-х гг. ХХ в. военными была развернута бурная деятельность по самообеспечению сельскохозяйственной продукцией, отлажено производство электроники и бытовой техники, получили свое развитие транспортные, ремонтные и даже банковские услуги.

Но все же на первом месте стояла торговля оружием и технологиями двойного назначения. Китайская техника стала пользоваться популярностью не только у афганских моджахедов в войне против Советской армии и позже у талибов, но и в Пакистане, Иране, Северной Корее и ряде арабских стран. Получаемая прибыль шла на внебюджетное финансирование программ перевооружения НОАК, продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По оценкам, годовой объем " военного бизнеса" в его пиковый по масштабам и результатам период (2-я половина 90-х гг. ХХ в.) достигал 10 млрд. долл. ежегодно, а чистая прибыль - 3 млрд. долл, из которых до 40% расходовалось на военное строительство.

Хозяйственно-коммерческая деятельность руководства НОАК, несмотря на скандалы и громкие уголовные процессы, всегда сопутствующие этому роду занятий, привела в целом к ощутимому улучшению финансирования запланированных программ, ускорила реформирование армии и флота.

 

Оборонный бюджет

 

С начала 90-х гг. со стороны партийного руководства интерес к армейским проблемам резко возрос. Об этом наглядно свидетельствуют цифры расходов оборонного бюджета. За последние 5-6 лет он вырос практически в 2 раза - с 11, 5 млрд. долл. в 1998 г. до 22, 4 млрд. в 2003 г.

 

Но это - не вся правда. Сопоставляя официально заявленные расходы на оборону КНР с реализованными и реализуемыми программами, разведывательные органы США, Японии и Китая предполагают, что официальные данные занижены как минимум в 2-3 раза. Так, в ежегодном докладе Пентагона американскому конгрессу " О военной мощи КНР" утверждается: " фактические оборонные расходы КНР в 2002 финансовом году в долларовом исчислении составляют около 65 млрд. американских долларов, а не 20, как в официально опубликованном оборонном бюджете Китая". Более того, в докладе говорится о том, что " к 2020 г. реальные расходы на оборону Китая могут возрасти еще в 3-4 раза". И подобные предположения содержатся практически во всех иностранных аналитических материалах.

Стратегический партнер

Сегодня Китай является стратегическим партнером России, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Динамично и поступательно развивается и военно-техническое сотрудничество. Достаточно сказать, что портфель заказов России в этой области до 2010 г. оценивается в сумму около 15 млрд. долл., из которых более 6 млрд. (около 40-45%) - составят заказы Пекина.

Нельзя не отметить и тот факт, что в рамках военно-технического сотрудничества с Россией Пекин решает проблему модернизации китайской армии путем не просто импорта современных вооружений и техники, а прежде всего авиации (многофункциональные истребители Су-30МКК и Су-30МК2), военно-морской техники (подводные лодки проектов 877ЭКМ и 636, эсминцы проектов 956Э и 956ЭМ) и средств противовоздушной обороны (ЗРС С-300ПМУ1). Именно эта техника составляет основу российского военного экспорта в Китай. Этот факт отнюдь не случаен. Тем самым военно-политическое руководство КНР стремится снизить возможности Соединенных Штатов - в случае обострения обстановки вокруг Тайваня - оказывать давление своим авианосным присутствием, как они делали это в прошлом.

Вместе с тем нельзя не отметить активизацию роли Соединенных Штатов в Азиатском регионе и стремление Вашингтона наладить тесное взаимодействие с Пекином даже в ущерб традиционному американо-японскому взаимодействию. Что, кстати, весьма болезненно воспринимается официальным Токио, который, естественно, не заинтересован в росте авторитета Китая в глазах американского руководства.

Особенно это проявилось после событий 11 сентября 2001 г. Достаточно сказать, что инвестиции Вашингтона в экономику Пекина уже превысили сумму в 50 млрд. долл., более того, американский рынок все более захватывает дешевая китайская продукция.

Расширение американо-китайского сотрудничества со временем может привести к частичному свертыванию взаимодействия Москвы и Пекина, прежде всего это коснется военно-технической сферы. Причина в одном - вряд ли мы сможем конкурировать с Америкой на рынке высокотехнологичной продукции. А новейшая военная техника относится именно к ней. В долгосрочной перспективе следует ожидать, что китайское руководство пойдет по пути диверсификации ВТС, а также направит усилия на создание собственных образцов ВВТ. Наглядный пример в этом - реализация китайской космической программы, которая была проведена с опорой на собственные силы.

Сегодня многие эксперты и аналитики сходятся во мнении, что именно Китай будет доминировать во второй половине XXI в. И не случаен сегодняшний интерес со стороны ведущих мировых держав к налаживанию долгосрочного сотрудничества с этой страной. Судя по активизации российско-китайского сотрудничества, частью которого является военно-техническая составляющая, интерес Москвы к Пекину отнюдь не случаен.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.