Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация афазии






Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая классификация Х. Хэда, В.К. Орфинской и др. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурия (1947, 1962). В разных учебных пособиях, разные авторы, ссылаясь на Лурия, выделяют различное количество афазий. В частности, Цветкова указывает на 7 форм, выделяемых Лурия. В учебном пособии по логопедии представлено 6 форм.

Мы будем рассматривать те формы, которые представлены в учебнике по логопедии.

  1. Акустико-гностическая (сенсорная).
  2. Акустико-мнестическая.
  3. Семантическая.
  4. Афферентная моторная.
  5. Эфферентная моторная.
  6. Динамическая.

Рассмотрим характеристику речевых и неречевых проявлений при разных формах афазии, локализацию поражения.

Состояние речевой функции будем рассматривать по следующим разделам: спонтанная речь, автоматизированная, повторная, диалогическая, называние фразы по сюжетным картинкам, пересказ, понимание, объем слухоречевой памяти, состояние функции чтения, письма, состояние функций счета.

При моторной афазии на первом месте будет экспрессивная речь, при сенсорной афазии – импрессивная. В некоторых формах афазии описание тех или иных сторон опущено как несущественное для данного синдрома.

1. Акустико-гностическая сенсорная афазия

Впервые эту форму описал немецкий психиатр Вернике. Возникает эта форма афазии при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющегося в нарушении фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха – центральный дефект сенсорной афазии. Расстройства фонематического слуха обусловливают грубые нарушения импрессивной речи – понимания.

Парадигматическая система языка при сенсорной афазии нарушается уже на уровне фонемы. При сенсорной афазии нарушается противопоставление, различение коррелятивных фонем, которые в русском языке различаются: а) по звонкости-глухости; б) по твердости-мягкости; в) по назальности-неназальности (н-т) и др. Больные не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы, что ведет к центральному дефекту – нарушению понимания речи.

Рассмотрим клиническую, нейропсихологическую и психологическую картину сенсорной афазии.

В клинической картине этот дефект проявляется в феномене «отчуждения смысла слов» (например, части тела – «где рука?» – не понимают), в нарушении понимания слов, обращенной речи.

В нейропсихологический синдром сенсорной афазии входит: 1) нарушение всех видов устной импрессивной речи; 2) нарушение чтения и письма; 3) нарушение устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; 4) нарушение воспроизведения ритмов (ритмических постукиваний); 5) нарушение эмоционально-волевой сферы – больные тревожны, эмоциональные реакции неустойчивы, легко возбудимы.

Синдромы нейропсихологические – закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга. Изучение нейропсихологических синдромов осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А.Р. Лурия.

В каждом нейропсихологическом синдроме различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Например, при поражении височных отделов (сенсорной афазии) нарушается звуковой анализ и синтез речи (фонематический слух – первичный дефект), вторичный – нарушение понимания устной речи, письма, чтения и др. Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляют синдром неврологический.

В психологической картине сенсорной афазии нарушения речи обнаруживается прежде всего нарушением практически всех функций (познавательная, коммуникативная, регулирующаяфункции) речи, кроме эмоционально-выразительных ее компонентов.

Понимание речи. Каковы особенности?

На раннем этапе после инсультов или травмы наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они возбуждены, могут быть многоречивы. В дальнейшем объем понимания речи крайне ограничен. Понимают лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Устные инструкции («покажите, дайте» …) не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. При восприятии речи больше опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.

Нарушение понимания речи начинается уже с непонимания простейших инструкций, однако они схватывают иногда в целом смысл высказывания.

Однако не всем больным присуще грубое нарушение понимания речи. В частности В.М. Шкловский и др. выделяют 3 степени выраженности дефекта при сенсорной афазии и разные степени понимания речи:

I степень – объем понимания резко ограничен.

II степень – в общем понимают ситуативную речь, понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. Имеется отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела на основе первичных расстройств фонематического слуха.

III (легкая) степень – больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций.

Вообще при разных формах афазии можно выделить 3 степени выраженности дефекта: грубая, средняя, легкая.

Объем слухоречевой памяти.

При I степени – объем слухоречевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

При II степени – существенно ограничен из-за дефектов фонематического слуха.

При III степени – несколько ограничен, вероятно, вследствие вторичного системного расстройства.

Спонтанная речь.

В связи с нарушением фонематического слуха, непостоянством восприятия слышимой речи расстраивается контроль за своей речью. Появляются литеральные и вербальные парафазии (нарушение речевого высказывания – литеральные – неправильное употребление звуков (дым-дом), вербальные – слов (стол-слон, ствол…). Можно разделить больных по уровню развития спонтанной речи на III степени.

При грубой степени спонтанная речь грубо изменена, непонятна для окружающих, состоит из случайного набора звуков, слогов, словосочетаний, что получило название «жаргонофазии», «речевой окрошки» или «словесный салат». Наблюдается логоррея, речь в целом производит впечатление «потока». Самоконтроль практически отсутствует. Выявляется многочисленный аграмматизм «согласования». Обычно период жаргонофазии держится 1, 5-2 месяца, уступая место логоррее.

При средней степени – спонтанная речь характеризуется наличием литеральных и вербальных парафазий, элементами логорреи. Встречается аграмматизм «согласования». Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слова и между словами, которые обусловлены попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, но чаще преобладают глаголы, междометия, местоимения. Имеются слова с конкретным и абстрактным значением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются собственные парафазии. В результате этого отдельные фрагменты высказывания приобретают нестандартное, причудливо-витиеватое значение. Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, общий смысл высказывания в большинстве случаев удается передать. Ограниченность высокоинформативных слов связана с нарушением механизма оттормаживания побочных связей. В связи с чем появляются замены одного слова другим (чемодан-шкаф или колодец…). Например, «Волк увидел охотников и деликатно (потихоньку) скрылся в кустах», «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху».

При легкой степени – собственная речь достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре. Редкие парафазии, чаще контролируемые больными. Несколько повышен удельный вес служебных частей речи, по сравнению со знаменательными. Интонации разнообразные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют. Иногда речь имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок.

Повторная речь

Из-за нарушения фонематического слуха вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек не теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает и ритмико-мелодическую его основу.

Наблюдаются разные варианты нарушения повторной речи.

При грубой форме – повторная речь крайне ограничена. Повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений.

При средней форме – при повторении звуков отличаются замены на основе их акустической близости. При повторении фразы характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического «рисунка» при грубых искажениях лексического состава.

При легкой форме – повторная речь приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной речи. Имеются парафазии в сложных речевых конструкциях (например, «Я пошел вечером в концерт», «Я пошел вечером в кино» – при упоминании, что речь идет о концерте – «Да, да … музыка, маэстро»).

Диалогическая речь

При грубой степени – крайне ограничена из-за трудностей понимания больным вопросов.

При средней степени – диалогическая речь возможна, но ответы не всегда информативны. Часто нужны поясняющие вопросы.

При легкой степени – диалогическая речь практически не нарушена, отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов.

Называние

При грубой степени выраженности дефекта попытки называния сопровождаются грубыми искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем называния предметов.

При средней степени – больные в состоянии называть обиходные предметы и распространенные действия. В менее частотных номинациях допускают разнообразные искажения – литеральные и вербальные.

При легкой степени – название как функция практически не страдает. Иногда имеются трудности звуковой организации слов – названий.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени – попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов и словосочетаний, не всегда связанных по смыслу, многочисленные междометия.

При средней степени – больные справляются с речевым изложением сюжета картинки. Однако чаще составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (2-3 словами) практически недоступно.

При легкой степени – фраза по сюжетной картине возможна. Однако характерно усложнение синтаксической и лексической структуры.

Пересказ текста

При грубой степени – недоступен.

При средней степени – пересказ изобилует искажениями. Общая смысловая направленность сюжета передается.

При легкой степени – справляются с пересказом, отмечаются элементы логорреи, некоторая вычурность стиля изложения.

Состояние функции чтения

При грубой степени – чтение в состоянии распада. Не в состоянии прочитать вслух и узнавать отдельные буквы. Связь «фонема – графема» грубо нарушена. Элементы глобального чтения.

При средней степени – чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и экспрессивная речь. Узнает отдельные буквы и прочитывает вслух.

При легкой степени – свободно читает фразы и даже тексты. Отдельные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

Состояние функции письма

При грубой степени – письмо отсутствует. Могут лишь написать фамилию, имя.

При средней степени – выраженные нарушения письменной речи. Могут списывать слова и даже простые фразы, под диктовку письмо изобилует ошибками.

При легкой степени – письменная речь без грубых искажений. В основном отражает состояние устной речи. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». «Витиеватость» формулирования мысли носит в письме более выраженный характер, чем в устной речи.

Состояние функции счета

Имеются и грубые нарушения счета, но лишь на самом раннем этапе афазии, т.к. счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции. Не понимая инструкции, они пассивно копируют примеры, не совершая арифметических операций: 4+1=4+1; 4+1=15; 5+2=3.

2. Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (21, 37 поля). А.Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слуховых следов.

Для устойчивого и правильного понимания речи необходимы еще (кроме фонематического слуха) и определенный объем возможного восприятия слышимой речи и возможность переработки этого объема и удержания с помощью оперативной слуховой памяти.

Эта форма афазии отличается специфичностью синдрома и наличием не одного, а нескольких центральных механизмов – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов-представлений. Центральный дефект – нарушение понимания речи, повторения, вторично нарушается и устная спонтанная речь, для которой характерно большое количество вербальных парафазий (слон-клен-стол…). Фонематический слух остается сохранным. Все дефекты речи начинаются с увеличения объема поступающей информации. По клинической картине больные отличаются от больных с сенсорной афазией.

Клиническая картина нарушения проявляется в негрубом нарушении понимания речи и отчуждения смысла слов, в непонимании смысла скрытого подтекста высказывания, в нарушении называния предметов, в негрубом нарушении устной речи (вербальные парафазии, литеральных – нет). В клинике имеется и симптом отчуждения значения слова при правильном его повторении, но нет таких массивных симптомов отчуждения смысла слов как при сенсорной афазии. Нет бессвязной, непродуктивной разговорной речи (логорреи, жаргонофазии) как при сенсорной форме.

Протекание нарушения процесса называния предметов показывает резкое различие двух форм афазии. Так, при сенсорной афазии – литеральные ошибки (ком-сом, зом-гом-дом) – поиски не наименования, а звукового оформления слова, подсказка не помогает (фонематический слух страдает). При акустико-мнестической афазии поиски нужного слова, трудности его выбора из семантического поля (дайте нож, это чем едят, дай как его).

В эмоционально-волевой и личностной сфере у них не обнаруживается резкая эмоциональная лабильность, хотя и имеет место тревожность и «суетливость» (по сравнению с сенсорной афазией).

В нейропсихологический синдром акустико-мнестической афазии входят симптомы: нарушения понимания речи – обращений, подтекста, иносказаний, аллегорий, отчуждения значения и смысла слов, иногда при правильном их повторении и произношении; нарушения устной экспрессивной речи – спонтанной (вербальные парафазии, мнестические западения на слова), повторной; нарушения номинативной функции речи, нарушения восприятия и оценки ритмов. Все виды праксиса и гнозиса сохранны.

В психологической картине следует отметить, что нарушение понимания речи, отчуждение смысла слова идет на фоне сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения. А.Р. Лурия считал, основным механизмом нарушения операции слухоречевой памяти, причем не нарушение следовой деятельности – следы у этих больных фиксируются, но они тормозятся и не «забываются», а как бы «забиваются» последующей информацией; феномен ретроактивного торможения, т.е. свежие следы считываются лучше, чем прежние, поэтому увеличение информации усиливает дефект. Отдельные слова повторяют, серию – нет.

Феномен отчуждения слов связан с нестойкостью зрительных предметных образов.

О тличия сенсорной и акустико-мнестической афазии.

  1. При акустико-мнестической афазии отсутствуют нарушения звукопроизношения при малом объеме материала, при сенсорной афазии – звукопроизношение нарушено независимо от объема.
  2. При акустико-мнестической афазии сохранен фонематический слух, при сенсорной – грубо нарушен.
  3. При акустико-мнестической афазии понимание речи нарушено негрубо, но нарушено значение, а нередко и смысл слова, высказывания. При сенсорной – всегда грубое нарушение понимания обращенной речи, более нарушено понимание значения слова, а смысл остается сохранным (иностранный язык).
  4. При акустико-мнестической афазии в устной речи преимущественно вербальные парафазии, при сенсорной – литеральные.
  5. При акустико-мнестической афазии письмо и чтение негрубо нарушаются или остаются сохранными, при сенсорной – грубая алексия, аграфия.

Теперь рассмотрим более подробно состояние речевой функции при акустико-мнестической афазии по различным разделам (понимание речи, спонтанная речь, повторная речь, диалогическая речь и т.д.) и по степеням выраженности дефекта.

Понимание речи и объем слухоречевой памяти

При грубой и средней степени выраженности дефекта понимание «коротких» речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысления. Больные начинают волноваться. Переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен; при предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова.

Специальные исследования объема слухоречевой памяти обнаруживают невозможность удержания речевого ряда из 3-х и более элементов – звуков или слов. Простые инструкции выполняют, многочисленные – нет.

При легкой степени выраженности дефекта понимание ситуативной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страдает незначительно. Восприятие развернутых текстов (радио) затруднено, как и выполнение многочисленных устных инструкций.

На большом объеме серийных предъявлений предметов и частей тела возникает иногда отчуждение смысла слова.

Спонтанная речь

При грубой и средней степени выраженности дефекта экспрессивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Но имеются частые вербальные парафазии и паузы из-за трудностей нахождения нужного слова. В сложных словах имеются искажения в последовательности звукового ряда: перестановки, добавки звуков и слов. Особенно затруднено продуцирование малочастотных слов.

При легкой степени выраженности дефекта экспрессивная речь достаточно развернута, словарный запас разнообразный. Развернутая фразовая речь. Иногда трудности нахождения нужного слова по амнестическому типу. Например, больная (45 лет, опухоль левой височной доли) на вопрос «Расскажите, как Вы заболели?» отвечает: «Сейчас я вам расскажу… Я же не работала … Нет, вру, я не то сказала … Я все время работала и тут … Я … голова (в смысле «заболела голова») … Это было в декабре … Нет, я вру … Это был не декабрь … Вот видите … я уже забыла, что такое … Это значит был декабрь … 20 декабря …»

Повторная речь

При грубой и средней степени выраженности дефекта повторная речь не страдает, но имеются ошибки, связанные с недостаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказываются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерференции (пауза, вопрос, счет…).

При легкой степени выраженности дефекта повторная речь практически сохранена, за исключением повторения развернутых речевых конструкций, серий слов и фраз. Здесь сказывается слабость удержания речевой информации.

Диалогическая речь

При грубой, средней и легкой степени выраженности дефекта диалогическая речь оказывается менее нарушенной остальных видов речевой деятельности, поскольку здесь возможно восприятие речевой информации порционально.

Называние

При грубой и средней степени выраженности дефекта имеются выраженные трудности называния, преимущественно предметов. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр.

При легкой степени выраженности дефекта имеются легкие трудности нахождения в основном малочастотных слов, отдельных имен собственных, чисел, дат, запоминания телефонов.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой, средней и легкой степени выраженности дефекта возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи, независимо от степени выраженности речевого нарушения.

Пересказ текстов

При грубой и средней степени выраженности дефекта пересказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием являются трудности удержания фрагментов текста. Например, пересказ текста «Курица и золотые яйца» после первого чтения: «… Сейчас я вам скажу … Я плохо рассказываю … Вот … были найдены яйца … куриные яйца … Думали, что это были обычные яйца … а это оказывается на самом деле то же самое яйцо. Нет, … не то»; после повторного чтения: «Ну вот … в одном хозяине было несколько яиц … Не так, дай … Вот они решили и свои яйца найти у себя в яйце … ловили яйца … Нет, не так, не получается».

При легкой степени выраженности дефекта пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.

Состояние функции чтения

При грубой, средней и легкой степени выраженности дефекта чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

При грубой, средней и легкой степени выраженности дефекта у всех больных, независимо от степени выраженности дефекта, состояние функции письма «опережает» устную речь. Звукобуквенный анализ состава слова первично не страдает, однако в письме имеются ошибки, под диктовку – пропуски букв, вербальная парафазия.

Состояние функции счета

При грубой, средней и легкой степени выраженности дефекта первичной акалькулии нет. Дефекты счета проявляются при устном предъявлении соответствующих заданий. Трудности удержания в памяти частей арифметических действий.

3. Семантическая афазия

Возникает при поражении зоны ТРО (темпералис) – теменно-затылочные отделы коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя часть 19 поля). Впервые была описана в 1926 г. известным английским неврологом Т. Хэдом.

Лурия А.Р. впервые показал, что в основе семантической афазии лежат дефекты симультанного, одновременного схватывания информации, нарушения пространственного восприятия. Значит, центральный механизм нарушения понимания речи будет нарушение симультанного пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

В клинической картине обычно не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь. Нет нарушений письма и чтения. С трудом ориентируются в пространстве. Речь, грамматически просто построенную, хорошо понимают, однако всякое усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию, к растерянности. Они производят впечатление людей со снижением памяти, с сужением кругозора.

Семантическая афазия протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).

На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам. В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи.

Нарушено симультанное (одновременное) восприятие логико-грамматической конструкции, что приводит к нарушению понимания речи, хотя нет нарушения акустического гнозиса. Именно поэтому больные с семантической афазией без труда понимают отдельные слова и простые короткие предложения и не понимают сложных.

Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению восприятия пространственных отношений. Нарушается понимание конструкций с предлогами (под и над, от, к, из-за, в, на, и т.д.). Нарушаются сравнительные конструкции (муха меньше слона и т.д.).

Психологическая картина. В отличие от вышеописанных форм семантическая афазия не дает внешних грубых признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов. Тщательное обследование выявляет глубокое нарушение смыслового строя речи.

Какие речевые конструкции вызывают наибольшие затруднения?

  1. Конструкции творительного падежа. (Покажите карандашом ручку) – замещается восприятием отдельных слов – карандаш, ручка.
  2. Приименный родительный падеж (атрибутивные конструкции) – брат отца, колесо машины.
  3. Инверсии – фразы с обратным порядком слов (земля освещается солнцем).
  4. Сравнительная конструкция фраз – Оля темнее Кати. Кто темный?

Таким образом, при семантической афазии слово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается только как носитель непосредственного значения.

Теперь более подробный анализ состояния речевой функции при семантической афазии по различным разделам (экспрессивная речь, понимание речи и т.д.).

Экспрессивная речь

Практически не изменена. Можно отметить лишь ограничение числа сложных логико-грамматических оборотов речи, использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.

Понимание речи

Больные не затрудняются в понимании ситуативной и внеситуативной речи в том случае, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические обороты речи.

Состояние функции счета

Отмечаются первичные расстройства функции счета. Страдает, в частности, представление о разрядном строении числа, больные затрудняются в простых счетных операциях с «переходом через десяток».

Называние

Называние предметов протекает с большим трудом. Лишь в некоторых случаях предмет или его изображение называется сразу; чаще ищет нужное слово, заменяя его другим, эквивалентным по смыслу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.