Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I Вопрос

 

Вопросы:

1) Основные вехи истории древней Палестины.

2) Структура ВЗ. Переводы.

3) Библейская критика.

4) Литературная форма ветхозаветных текстов.

 

Вопрос 1.

Земля Израиля священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э. Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. [2] Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. [3]

Согласно Библии, Иисус Навин с необычайной энергией вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая всё население поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, находившему себе оправдание в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

Основная статья: Эпоха Судей

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты).

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21: 25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22: 14, 15).

 

Вопрос 2.

Древнееврейская библия = Танах. (та-тора, на - пророк, х - писание).

Библия была разделена в 13 веке на главы. На стихи разделили в 16 веке.

1 проблема: проблема достоверности текста (аутентичности).

2 проблема: неумышленная порча (ошибки переписчиков).

3 проблема: неправильный перевод (пробела вокализации, в семитских языках гласные часто не прописывались). пример: камилос (канат)- камелос (верблюд).

4 проблема: переработка и редактирование (догматического характера, также текст бытует длительное время, поэтому некоторые части текста становятся непонятными и редакторы пишут комментарии, что якобы там возможно написано).

Переводы.

Самый древний перевод ВЗ на греческий язык. Он называется Септуагинта (3-2 вв. до н.э.). То, что осталось после септуагинта это рукописи 4 века н.э. Источник о септуагинте - письмо Аристея (2 век до н.э.). Многие считают это письмо подделкой. Аристей - посол к иудейскому первосвященнику. Подделка потому, что в египте была большая еврейская диаспора. евреи теряли свой язык. И они хотели перевести библию для себя на греческий. Известы переводы фрагментов торы на греческий в 4-6 веках до н.э.

Второй перевод - «Массаретская традиция» = древнееврейская библия.(1-2 вв. н.э.). Самая первая Массара в Вавилонском Талмуде

39 книг. Иосиф Флавий - знатный еврей.

Третий перевод - Вульгата. (доступная). Это перевод на латинский язык. Датируется 4 веком новой эры. известны фрагменты латинских переводов и раньше, были не особо правильные. Папа Дамас поручает в 4 веке Иранину Блаженному перевести Септуагинту. «Премудрости Соломона» и несколько текстов не перевел, они удержали древнеиталийский перевод. Вульгата канизирована католической церковью в 16 веке.

Четвертый перевод. На славянский и русский язык. Старославянский перевод Кирилла и Мефодия в 9 веке. Основа - септуагинта. В России: долгое время до конца 15 века не было полного перевода библии, библия составлялась из отдельных книг. Более полный текст был сделан в конце 15 веке в Новгороде. Первая печатная Библия - Острожская (в Остроге). Город принадлежал князю Острогскому в конце 16 века. В 1712 году был издан указ Петра 1 о исправлении Библии и переиздании. Эта исправленная Библия была напечатана при Елизавете в 1751 году. Русский синодальный перевод 60-70 годов 19 века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IP-адресация | Wikipedia




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.