Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа на 7 урок Визвнтия






В культуре Византии были заложены основы художественного развития восточного христианского мира.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей в целом изменились по сравнению с античными. В античных храмах большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство, так как обряды и празднества происходили снаружи. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище бога (т.к. христианский бог бестелесен), а как место, где собирается для участия в таинстве община верующих. Организация внутреннего пространства, интерьер, становятся главной задачей зодчих, а внешний вид оформляется как производное, как оболочка. Причем, внутреннее пространство церкви должно было отвечать многим требованиям: быть вместительным, удобным для совершения ритуала, заключать в себе ту символику, которой пронизано во всех деталях церковно-христианское искусство.

Две архитектурные формы преобладают в церковном зодчестве: базиликальная и крестово-купольная.

1. Базилика - это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и даже больше нефов, центральный неф обычно шире и выше боковых.

2. Неф – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик. Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии.

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются строго говоря базиликами, но также состоят из ряда нефов.

 

3. Алтарь – навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник.

4. Трансепт - поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом и выступающий концами из общей массы сооружения.

Трансепты возникли в раннехристианских храмах, когда с усложнением обрядов возникла потребность в увеличении пространства перед алтарём и апсидой. Использование одного или двух поперечных нефов преобразило план храмов в латинский крест (в православный крест в православных храмах).

В восточной части базилики, обычно заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом, расположенным ближе к восточному концу и выступающим с обеих сторон так, что здание имело форму креста.

Распространенным типом культовой постройки в течении первых столетий являлась по-прежнему базилика, однако в V веке появляются центрические постройки, отмечается необходимость перекрывать куполом прямоугольное в плане помещение. Здесь был перенят опыт иранских строителей («паруса», - треугольные сферические своды). Активно развивается монастырское строительство.

Наиболее яркое воплощение новый тип сооружений получил в храме св.Софии в Константинополе, создателями которого явились малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства. Образ храма раскрывал представления людей той эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и гармонии. Средняя часть храма перекрыта грандиозным куполом (длина храма - 77м., диаметр купола 31.5м.). Слегка касаясь вершин арок, купол возносится на головокружительную высоту (55м.) и кажется парящим в воздухе, т.к. тонкую оболочку его у основания прорезают сорок окон, образующих подобие светового кольца. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам вид ажурных преград. Украшали их мозаики с символическим изображением креста. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей усиливало впечатление необъятного пространства. Таков был гармоничный и величавый храм св. Софии, феномен мировой архитектуры.

Наивысшего расцвета Византия и ее культура достигли в правление императора Юстиниана I (527-565гг.). «Кодекс Юстиниана» был сводом гражданских прав (теория «естественного права» - все люди равны). В 523г. произошло крупное восстание под лозунгом «Ника» (Побеждай!), и, хотя оно было подавлено, Византия, на рубеже VI-VIIвв. вступила в полосу упадка, потеряла часть своих владений.

Развитие монументального изобразительного искусства было связано с усилением роли интерьера. В интерьере византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели стенные и плафонные росписи. Содержанием этих росписей стали сюжеты, композиции, типы священного писания. В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта, отличающаяся глубиной и звучностью тонов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение на стенках, мерцают, отражая свет. Византийские мастера умели извлекать великолепные живописные эффекты, точно рассчитывая угол падения света.

В VII веке и в более позднее время наблюдается свобода творческих исканий в изобразительном искусстве и архитектуре. Художники проявляют стремление к возвышенному гармоническому идеалу, к воплощению человеческих чувств, изображению многообразия форм живого мира в движении.

Искусство круглой скульптуры было осуждено Никейским собором. Прибежищем пластики становится рельеф, резьба на слоновой кости. Ведущее положение занимает монументальная живопись, развивается книжная миниатюра, иконопись. Широкое распространение получили «пурпурные кодексы» - рукописи, состоящие из отдельных сброшюрованных листов.

Развитие искусства второй половины VII - начала IX вв. было связано с «темным временем» (под власть арабского Халифата попали Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия). В 726г. император Лев III Исавр осудил поклонение иконам. В 730г. - иконопоклонничество было запрещено. Религиозная живопись иконоборцев ограничивалась нейтральными изображениями и отвлеченными символами, главным из которых был крест. Возросло значение светского искусства. Важное место заняли орнаментальные мотивы, особенно в книжной миниатюре.

Иконоборцы исходили из принципиальной невозможности передать в чувственных образах трансцендентальную (сверхчувственную) идею и двойственную природу бога. Иоанн Дамаскин выступил против иконоборцев: «... Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания».


Наиболее полно христианский канон того времени был отражен в мозаике церкви Успения в Никее (VIIв.). Изображение 4-х ангелов подчеркивают бесстрастную одухотворенность и бесплотность. И все же и такие изображения казались блюстителям христианской веры недостойными. Партия иконоборцев, влиятельная при константинопольском дворе, восставала против того, чтобы вообще изображать бога и святых в человеческом облике, усматривая в этом пережиток идолопоклонства. В VIIIв. эти воззрения одержали вверх: официальным эдиктом Константина V (754г.) были запрещены иконы и какие бы то ни было антропоморфные изображения божества. Причины тому были, главным образом, политические: императорская власть опасалась чрезмерного усиление монастырей, а именно монастыри и являлись оплотом иконопочитания. Период иконоборчества продолжался свыше 100 лет. Иконоборцы за годы своего господства уничтожили множество икон.

В IXв. стиль византийского искусства стал более строгим и каноническим. Византия выработала постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли потом и в русскую иконопись, отчасти и в западное средневековое искусство.

В это время праздники, зрелища, развлечения византийцев оставались языческими, но постепенно происходила «христианизация» эллинских празднеств. Это - календы, брумалии, русалии. Календы (первое число месяца) отмечались в начале января, позднее были приурочены к рождеству (в ночь на 25 декабря). Брумалии - праздник незадолго до календ в дни зимнего солнцестояния. Русалии - весенние праздники цветов после пасхи, накануне троицы.

В конце X-начале XI вв. стали устанавливаться церковные праздники: рождество, крещение, пасха, троица и т.п., а также дни святых: например, св. Георгия. Были также государственные праздники: 11 мая - день Константинополя, триумфы - праздники возвращения василевса из похода (римская традиция), профессиональные, корпоративные, квартальные и другие праздники. Устраивались игрища на ипподроме. Существовали, как и в Риме, «цирковые партии»: «голубые», «зеленые», «красные», «белые». На эти игрища вход был свободный. Среди знати популярными были охота, рыцарские турниры, шахматы, игра в кости.

Музыка, как и другие области культуры, отразила внутреннюю жизнь огромного разноплеменного государства и то международное положение, какое оно занимало свыше тысячи лет. Византийская музыка отличалась этнической пестротой - красивая, пестрая и многоликая. До II века она была исключительно восточно-эллинистического происхождения: египетская, сирийская, греко-римская. С VI века в Византию широким потоком вливается новая, славянская песенность. В IX-X веках и позже более активную роль играли грузинские и армянские песенные истоки. Все эти различные интонационные пласты сообщались между собой. По стране бродило великое множество странствующих музыкантов - мимов, гистрионов, вагантов, нередко пришлых из других стран. Они создавали те жанры народного искусства, которые были ближе к жизни и вкусам народных масс.

Профессиональное музыкальное искусство играло большую роль при императорском дворе и в быту богатых византийцев. Известны некоторые его жанры, дошедшие до нас в нотных памятниках, а также описанные в документальных источниках формы музыкального быта: царские «выходы» и приемы, торжественные цирковые представления, (цирк в Византии называли ипподромом), сопровождались приветственными возгласами- аккламациями. Во время пиршеств хоры антифонно, (т.е. попеременно двумя полухориями), распевали величальные песни в честь императора. Гремели инструменты - органы и трубы, отделанные золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Своего рода инструментами были заводные певчие птицы и фигуры зверей, искусно изготовленные из редких материалов, певшие, рычавшие и приводившие в восторг иностранных послов.

Основные виды культового пения византийская церковь унаследовала от раннего восточного христианства эллинистического периода. Простейший вид - молитвенное чтение нараспев, прочно закрепившееся среди монашества. Эта речитация еще не являлась мелодией в собственном смысле. Она исполнялась медленно, спокойно, тягуче, отличалась своеобразием ритма и интонацией, т.е. максимально соответствовала аскетической бесстрастной норме монастырской жизни. Более эмоциональными и мелодически развитыми были псалмодии, заключительные обороты которых нередко расцвечивались орнаментальными вокализами.

Не позже IIв. н.э. возникли тропари, впоследствии (с X века) именуемыми стихирами. Это музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты религиозно-дидактического характера, исполнявшиеся между основными стихами молитв- псалмов и сочетались в большую композицию. Первоначально напев - ирмос - варьировался в последующих тропах -повторах. Одним из сочинителей тропарей предание называет самого императора Юстиниана.

Родственны тропарям по эмоциональному стилю и интонационным истокам были многочисленные песни народного склада, возникшие в связи с еретическими движениями. Известно, что крупнейший ересеарх (глава еретиков) Арий сочинил множество песен, специально предназначенных для обращения к простому люду. Несмотря на искоренения ортодоксальной церковью арианских напевов, последние достигли своего наивысшего расцвета в гимнах (хвалебных песнях), излюбленных жанрах выдающихся мастеров- мелодов. В дальнейшем, благодаря своим художественным достоинствам и всеобщему признанию, гимны получили доступ в православно-церковный ритуал.

Поэты-гимнотворцы создали песенную школу, получившую широкое признание и пользующуюся громкой славой. Школа эта не была цельной и единой. Ефрем Сирин, будучи приверженцем ортодоксального христианского вероучения нетерпимо относился к отклонениям от традиций гимнического пения: «Еретики обрекают чуму грехопадения в наряд музыкальной красоты», - так обвинял он знаменитого еретического гимниста Бардезана.

Последователем этой школы был знаменитый лирический поэт и мелод из Бейрута Роман Сладкопевец (конец V- начало VIвв.), создавший около тысячи гимнов. По образному содержанию - это лирико-философские поэмы, по форме - сложные композиции, состоящие из многих строф (до двадцати четырех), начальные буквы которых при чтении по вертикали образуют слова, таящиеся «в глубинах» текста. Мелодические линии сохранившихся восьмидесяти кондаков (гимнических композиций) выразительны, радуют пластической красотой и узорным богатством рисунка.

Следующий этап византийского гимнотворчества - VII - IX века. Андрей Критский - создатель канона, нового гимнического жанра. Строфы канона (числом от 8 до 36) объединялись в песни; песен же насчитывалось от двух до девяти, по четыре строфы в каждой. В отличие от единой тематической линии кондака, части канона были посвящены различным религиозным легендам, мистический элемент занимает значительно большее место. Влиятельнейший среди гимнистов этого периода Иоанн Дамаскин. Он был не только вдохновенным поэтом и певцом- мелодом, но и одним из авторитетнейших музыкальных теоретиков своего времени. И. Дамаскин подытожил практику гимнотворчества, составив знаменитый “Октоих” – свод гимнов, систематически сгруппированных по восьми ладам. Это обобщенные типы мелодий с характерными опорными звуками, интонациями, попевками, кульминационными вершинами и заключительными оборотами.
Большое значение для сохранения наследия имела византийская нотация - система нотных знаков (невм), которой пользовались византийские музыканты.

Византия XI-XV веков «Македонский ренессанс»
В X-XIIвв. Византия вступила в новый период своего исторического существования, характеризующийся интенсивным развитием феодальных отношений. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии произошел в XII веке. «Золотой век» Византии - эпоха правления Македонской династии, особенно Льва VI Мудрого. В XIв. на Востоке Византии появился опасный враг: турки-сельджуки. Консолидация империи вокруг династии Комнинов произошла в XI-XII вв. Правление Комнинов было блестящим периодом в истории культуры Византии.

Между Восточной и Западной церквями довольно резко обозначились расхождения в церковной обрядности. На территории Византии насчитывалось в то время 250 церквей и 120 монастырей.
В 1054 патриарх Константинополя Михаил Кируларий открыто провозгласил принцип превосходства духовной власти над светской. Произошла так называемая «схизма» - раскол, который продлился недолго и закончился компромиссом.

С Xв. византийская культура вступает в новый этап своего развития. Торжество обобщенных спиритуалистических принципов проявилось, прежде всего, в рассудочном характере литературы. Вся духовная жизнь канонизируется и унифицируется. Создаются произведения энциклопедического характера (например, «Лексикон Суды» - энциклопедический словарь Xв.). В Константинополе преподают известные философы Михаил Пселл и Иоанн Итал, отстаивающие право человека на научное познание мира. Пишется «Хронография», охватывающая сто лет византийской истории. Наиболее знаменитые историки этого времени: Никифор Вриенний, Анна Комнина, Никита Хониат (брат митрополита Константинопольского Михаила Хониата), Евстафий Солунский и Лев Диакон.

Так, Лев Диакон в своей «Истории», описывающей Византию Xв., пишет: «Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история... История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее, не позволяя ему погрузиться и исчезнуть в пучине забвения, и признана важнейшей среди полезных людям вещей».

Вместо воина Христова византийская литература возводит теперь на престол просто воина, что соответственно находит свое отражение и в живописи. Литературную санкцию в XIIв. получают любовные романы и стихи. Литургическаяпоэзия уступает место светской. Появляется жанр мемуаров.

Византийские писатели изъясняются на утонченном, но уже мертвом греческом языке. Патриарх Фотий составляет «Мириобиблион» - собрание 280 произведений древних и византийских авторов. Отмечается страсть к систематизации и комментированию греческих классиков как характерная особенность средневизантийской культуры. В XI веке наивысший расцвет переживает высшая школа в Константинополе. Появившееся в это время мистическое учение Симеона Нового Богослова легло в основу учения исихастов.

Византийское изобразительное искусство середины IX-XII вв. отмечено победой иконопочитателей в 843г., что способствовало развитию иконописи. Получила широкое распространение крестово-купольная система постройки храмов, позволявшая достигнуть единства утилитарной и образной системы здания в соответствии с духом византийского мировоззрения и характером культового действия. Эти здания - чаще всего квадратные в плане: четыре внутренних массивных столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре и символизирующий небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют равноконечный крест.

Разработка крестово-купольного храма шла одновременно с упорядочением системы внутренней декорации. Отсюда - возрастание значения росписи, толковавшей значение различных частей культовой постройки. Мозаичные циклы XI-XIIвв. (времени династии Комнинов), - в монастыре Дафны около Афин или в Чефалу в Сицилии - примеры зрелого, законченного византийского стиля. Здесь царит строго установленная система расположения сюжетов, иллюстрирующих основные догматы христианства. По этой системе в куполе (или в конхе апсиды, если купола не было) всегда изображалось поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), а в апсиде фигура Богоматери, чаще всего в типе Оранты (молящейся с поднятыми руками); по сторонам от нее располагались фигуры архангелов, в нижнем ярусе - апостолы, на «парусах», несущих купол - евангелисты, на столбах - Благовещение, на стенах трансепта - сцены из жизни Христа и Марии, на западной стене - Страшный Суд и т.д. В мозаиках этого периода культивируется линия и замкнутый контур.

Искусство XIIв. - это уже сложившееся в своих формах искусство, пронизанное высочайшей духовностью. Проходит определенные ступени развития портрет. Характеристика строится не на выявление индивидуальности, а исходит из некоего духовного абсолюта, на который накладываются специфические черты изображаемого. Византийские художники лишь по-разному «гримируют» абсолют, заставляют его выступать в новой роли. При этом отмечается отход от монументальных форм, оттенок интимности, возрастание человечности.

Примером может служить известная икона «Владимирская Богоматерь», написанная до 1155 года (когда она попала на Русь во Владимирский Успенский Собор). Здесь присутствует распространенный тип «Умиления» с чертами одухотворенности, раскрывающий тему материнства. Живописные иконы начали играть заметную роль в убранстве храма. Икона «Владимирская Богоматерь» выполнена в технике плавей: на оливково-зеленую основу наносятся постепенно высветляющиеся слои красок, неразличимые на глаз. За счет постепенного высветления возникает эффект передачи естественного рельефа лица, возникает пропорциональный эффект внутреннего свечения, лишения осязаемости изображения и материальной конкретности.

На Руси сохранилось несколько византийских икон, хранящихся сегодня в различных музеях. Для некоторых их них характерна техника энкаустики, т.е. живопись горячими восковыми красками, а также сочетание античных традиций с христианской концепцией. Это находит свое отражение в иконах, где святые изображены с неестественно крупными, широко раскрытыми глазами, удлиненными пропорциями, контурными рисунками лица и т.д.

Высочайшим достижением византийского искусства явились перегородчатые эмали на золоте. К этому времени относится искусство обработки цветного камня. Ювелирные ремесла достигали удивительной тонкости: процветало искусство инкрустаций из драгоценных камней, резьба по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, состоявшие из кубиков, размером с булавочную головку. Высокая одухотворенность пронизывает все изображения.

Начиная с XIв., особенное значение приобретает строительство монастырей. Каждый патриарх строил монастырь и поддерживал его на протяжении всей жизни. Были разработаны основные принципы монастырской архитектуры. Каждый монастырь представлял собой комплекс построек, окруженный крепостными стенами и башнями. В центре размещался храм - католикон. Здесь размещались и утилитарные постройки: больница, трапезная, келии, библиотека и т.д. Показательным для монастырской архитектуры является комплекс афонских храмов, имеющих три апсиды, венчающих не только восточную часть храма, но и южный и северный концы поперечного нефа. Архитектура афонских храмов отличается подчеркнутой монументальностью и суровостью.

Особенное место в византийской культуре занимает миниатюра. Византия унаследовала от античности любовь к книге как к священному предмету. В ней органически соединялись каллиграфический почерк, миниатюры, заставки и инициалы букв. В миниатюрах большое значение имеет ритм, пропорции фигур характеризуются классической красотой, легкостью движений, колориту свойственны теплота и мягкость.

В 1204 году произошел распад Византийской империи. Складывается три центра греческой государственности: Никейская империя (северо-запад Малой Азии), Эпирское царство (Балканы), Трапезундская империя (юго-восточное побережье Черного моря). В Италии в период 1204-1261 гг. существует конгломерат феодальных владений баронов, созданный крестоносцами, под названием Латинская империя.

В 1261 году Михаил VIII Палеолог вернул утраченный Константинополь. Началось возрождение эллинской культуры. Но последующий кризис прервал этот процесс. В начале XIV века была потеряна почти вся Малая Азия. Затем последовали гражданская война (1341-1355), восстание в Фессалониках (1342-1345), захват Фессалоников турками (1349), наконец, осада и взятие в 1453 г. Константинополя и падение в 1461 г. Трапезунда. Все это привело к экономической нестабильности, невосполнимым территориальным потерям, нескончаемым феодальным усобицам. Последнее столетие империя развивалась под постоянной турецкой угрозой.

В духовной культуре Византии произошла поляризация двух основных течений в идеологии: предренессанского (зарождение гуманизма) и религиозно-мистического (исихасты). Наиболее известные ученые - гуманисты этого времени - Никифор Григора, Диметрий Кидонис, Михаил Хрисолор, Григорий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Согласно учению исихастов: главной целью духовной деятельности является подавление страстей человеческих путем самовоспитания.

Византийское искусство XIII-XVвв. переживает последний расцвет. Наиболее ярко этот процесс проявляется в живописи, в мозаиках и фресках монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (1312-1320). Развиваются традиции константинопольской школы живописи, но находят воплощение новые тенденции: богословская догматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды. Усложняется колорит. Легкие, изящные фигуры изображены в движении, в сложном взаимодействии, в нескольких планах. Изображаются сцены из жизни Марии: от эпизодов детства и юности, овеянных лиризмом, до сцен страданий.

Но эти поиски выразительности не нашли своего развития. Религиозные каноны снова взяли вверх с наступлением феодальной реакции.

Известный современный искусствовед М.В.Алпатов отмечал: «В византийском искусстве, как ни в одном другом, напряженный характер носит борьба духа и тела... Борьба происходила в самом искусстве средствами искусства. Эту тему своей эпохи византийцы подняли до высоты общечеловеческой драмы».

К середине XIV века мистицизм подавил зачатки рационального мышления и гуманизма. Утверждается строгий, аскетический живописный стиль, отразившийся в группе икон второй половины XIV-XVвв. Во время правления династии Палеологов византийское искусство пережило последний период подъема.
В XV в. Византия пала под натиском турок-сельджуков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.