Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура. Идеология. Искусство






Культура: новые явления.

В последней трети Хх в. одной из важнейших глубинных тенденций развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. Научно-техническая революция делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения, жизненная среда как бы насыщается информацией, знаниями, искусством. Появилась новая наука - культурология, охватывающая не только такие традиционные понятия культуры, как искусствр, наука, просвещение, но и обыденное сознание, быт, а также технические формы и средства коммуникации и информации.

Современная научно-техническая революция породила противоречивые тенденции в социальном и культурном развитии. С одной стороны, новая информационная технология, олицетворяющая перспективу бурного роста и обновления производительных сил, открывает перед человечеством новые горизонты и выдвигает новые требования совершенствования общественных отношений, развития личностных качеств, раскрытия творческого потенциала человека. Центр тяжести человеческой деятельности все в большей степени переносится в сферу образования, исследования и подготовки процесса производства, сокращая и вытесняя рабочего, занятого физическим трудом, привязанного к станку и конвейеру. С другой стороны, нтр несет с собой потенциальное осложнение социальных и экологических проблем. Усиливается опасность стандартизации, укоренения потребительской психологии и бездуховности.

В системе образования всех развитых капиталистических страп продолжали развиваться тенденции, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических научных кадров. Утверждается концепция непрерывности образования.

Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связлью: магнитофонами и видеофонами. В 70-80-е годы в странах высокоразвитого капитализма произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, разыгрывать видеоигры, заполняя досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные техническне и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети. К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники (радиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео-и звуковые проигрыватели, домашние ЭВМ. За 70-80-е годы стоимостной объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (СШД, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия) увеличился более чем в 7 раз. В 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами семей в западноевропейских странах превысил 85 %, а в США- 94 %. При этом новый цветной телевизор представляет собой усовершенствованный аппарат многофункuионального назначения, обеспечивающий прием передач кабельного телевидения, трансляций через спутник, работу в информационной системе «телетекст», прием программ со стереофоническим или двуязычным звуковым сопровождением. К этому следует добавить возможность использовать его в качестве монитора домашней ЭВМ, для просмотра программ с видеодисковых проигрывателей и видеомагнитофонов. Рынок бытовой электронной аппаратуры завоевывают такие технические новинки, как цифровые видеомагнитофоны и так называемые камкордеры (малогабаритные комплекты, совмещающие видеомагнитофон и видеокамеру в одном корпусе). В связи с все большим распространением бытовой электронной аппаратуры, расширением ее качественных параметров и средств воздействия на сознание и психику все возрастающее значение приобретает содержание так называемой массовой культуры и ее целевое тиражирование.

Несомненно, что новые технические средства создают большие возможности для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, для обогащения жизни людей информацией и культурными ценностями. Однако эти позитивные тенденции «растворения» культуры в повеедневности, а также демократизация массового сознания отягощены потенциалом бездуховности, имманентной «обществу потребления» и быту, в котором комфортность становится высшим идеалом.

Общественно-философская мысль.

В 70-80-е годы общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции. «Технологический детерминизм» стал распространенным методологическим приемом. Техницизм и сциентизм были положены в основу сменяющихся концепций индустриального, постиндустриального и информационного обществ. Преувеличенныеe ожидания того, что новая техника и нayкa способны решить социальные проблемы капиталистического общества, были особенно характерными для 60-х годов. В следующее десятилетие «технократический оптимизм» несколько ослаб под давлением социально-экономических кризисов, растущей угрозы нарушения экологического равновесия в природе, повсеместного ухудшения условий среды обитания и не в последнюю очередь в связи с угрозой ядерного самоуничтожения цивилизации. Беспокойство за ее судьбы ярко выразил доклад международного «мозгового центра» - Римского клуба, - появившийся в то время под характерным названием «Пределы роста». В этой работе и ряде последующих докладов содержались предостережения по поводу скорого истощения энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, прогнозировались угрожающие последствия экологического и демографического кризисов.

Современные тенденции в развитии обществоведения определяются новыми концепциями «информационного общества», которые вновь породили надежды на решение соццальных проблем и достижение общественного прогресса на путях освоения возможностей нового этапа наччно-технической революции (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер и др,). История человечества рассматривается футурологией как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер представляет динамику мировой цивилизации в виде исторической триады: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна). Однако оптимизм, питаемый возможностями технологии третьей волны, встречает серьезные возражения. Социальные последствияя компьютеризации - безработица, социально-экономические и структурные сдвиги - вызывают беспокойство, и далекие последствия их трудно предсказуемы. Проблема выхода из кризиса современной цивилизации остается важной темой общественно-философской мысли в странах Запада.

В конце 80-х годов в связи с окончанием «холодной войны» и выходом капиталистического мира из экономического кризиса предприняты попытки осмыслить в целом эволюцию человеческой цивилизации в ХХ веке. В этом отношении характер сенсации приобрела статья Ф.Фукуямы, опубликованная летом l989 г. в США под интригующим названием «Конец истории?». Автор предпринял попытку обосновать тезис о том, что, пройдя через коллизии ХХ века, человечество наконец выработало в лице современного, либерально-демократического государства «окончательную рациональную форму общества», в которой «решены все прежние противоречия и удовлетворены человеческие потребности».

За последние два-три десятилетия западная немарксистqкая философия прошла серьезную эволrоцию, приспосабливаясь к новым историческим условиям. Если в середине ХХ в. господствовали неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, критическая теория франкфуртской школы, то теперь, на исходе века, они подверглись перестройке или отошли на задний план. В 70-80-е годы получил распространение, особенно в Великобритании и ФРГ, поздний позитивизм К. Поппера «критический рационализм». Особенность современного состояния философии на Западе состоит в том, что нет влиятельных общепризнанных течений, которые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века экзистенциализмом и неопозитивизмом.

Одна из главных тенденций общественно-философской Мысли 80-х годов определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная филссофия неизбежно выхолит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополуqия, самопознания и самоутверждения человека. В этом смысле концепции человека, объединяемые общим названием «философской антропологии», проходят через все основные течения философской мысли и все философские системы, от объективно-сциентистских их разновидностей до схоластической философии неотомизма.

Хотя экзистенциализм сошел со сцены как одно из наиболее популярных философских течений, он все же продолжает оказывать влияние, соединившись с другими философскими направлениями. В частности, он ощущается в качестве составного элемента в структурализме, во франкфуртской школе социальной философии, во французском персонализме.

Французский персонализм появился в свое время как левокатолическая реакция на социальные проблемы и противоречивое положение человека в обществе. Важным компонентом концепции персонализма было признание кi, rlзиса духовных ценностей капиталистического общества и упадка ре, лигиозности как важнейшего проявления этого кризиса. Концепция человека у персоналистов была связана с особым вниманием к искусству и его творцам. Опираясь на исследование этой сферы, они рассчитывали создать образ универсально развитой личности и преобразовать человеческое общестБо. В 70-80-е годы французские персоналисты вышли на иные позиции, обновили свои взгляды и переместили внимание на исследование не только профессионалов в искусстве, но и повседневной жизни людей (П. Тибо). Таким образом, французские теоретики персонализма нашли «культурное поле» для своих изысканий также в обыденной жизни людей, видя возможность взаимного обогащения этих форм человеческого бытия.

В публикациях представителей «личностной» философии нередко имеет место переоценка прежней своей критической деятельности и отказ от идеи альтернативы современному буржуазному обществу, усиливаются проявления социального пессимизма и иррационализма.

Гипертрофированный интерес к языку как форме выражения человеческого существования стал основой направления философской герменевтики, создателем которой считается западногерманский философ Ганс Гадамер. В узком смысле традиционная герменевтика занималась интерпретацией смысла текстов, способствуя их пониманию. Гадамер стал рассматривать этот частный метод познания как учение о бытии в духе экзистенциализма своего учителя М. Хайдеггера. Герменевтика выдается за всеобъемлющее мировоззрение. Нет сомнения, что проблема понимания смысла, знаковая интерпретация имеют большое значение в этнографических, культурно-исторических, лингвистических и других исследованиях. Но герменевтика придает этому частному, хотя и полезному методу абсолютный характер, считая его основой самостоятельного философского мировоззрения.

На стыке философии и социологии сформировалась школа структурно-функционального анализа, которая приобрела большую известность. Эта школа, особепно популярная в США благодаря деятельности Т. Парсонса изучает главным образом социальную жизнь общества, рассматривая ее в категориях «структура», «функция», «система». Представители этого направления стремились создать общую социологическую теорию, которая могла бы служить методологическим инструментом конкретных социологических исследований. На деле оказалось, что структурно-функuиональный анализ игнорирует причинно-следственные связи в социальной жизни, что уже само по себе опровергает претензии этой теории на универсальность. Он выступает в качестве социологической теории, нацеленной на практическую разработку установок, способствующих лучшему функционированию буржуазных институтов и обеспечивающих стабильность в обществе.

Возросшее значение социологии в буржуазном обществоведении связано не только с его идеологическими функциями, направленными на стабилизацию общественных отношений, но и с практическими задачами государственного регулирования социальных и экономических процессов, обеспечения управляющих структур социологической информацией для принятия продуманных решений. Короче говоря, социологическая наука становится важным инструментом социального управления. Не случайно со второй половины 70-х годов теория социального действия и социальных структур Т. Парсонса приобрела много сторонпиков в США. Обращение к социологическим теориям характерно и для западноевропейских стран. Так, в ФРГ и некоторых других странах Запада возросло внимание к возрождению идей М. Вебера, и особенно его взглядов на роль протестантской этики в формировании «хозяйственной» и «трудовой» этики капитализма.

Политическая идеология.

Противоречивые процессы происходят и в политической идеологии развитых капиталистических государств. В 60-е годы важное место в ней занимали мифы «бесконфликтности» общества, концепции «деидеологизации», которые имели целью навязать массам отвращение к любой идеологии, и в частности к социалистическим идеям.В 70-е и особенно в начале 80-х годов в странах Запада произошел резкий поворот к «реидеологизации», усилилась идеологическая конфронтация. Кампания вокруг прав человека стала проводиться Соединенными Штатами на уровне государственной политики, чему немало помогли гонения на инакомыслящих (диссидентов) в социалистических странах. В начале 80-х годов она дошла в США до призывов к «крестовому походу» против социализма.

«Реидеологизация» была частью общего процесса возрастания влияния консервативной идеологии и поворота вправо общего спектра партийно-политической борьбы в капиталистических странах. Усиление неоконсерватизма в государственной политике ведущих капиталистических стран опиралось на систему консервативных организаций.

Неоконсерватизм явился реакцией на кризис экономических структур капитализма, социальцых институтов, идеалов и нравственных норм буржуазного общества. Для консерваторов была характерна резкая идеологизация политики, соединение консераативной идеологии с правым политическим движением. Это существенно изменило идейно-политический климат в странах 3апада в 70-80-е годы.

Антиэтатизм и защита частной собственности как условия достижения и лучшие гарантии личной свободы вновь стали важнейшими устоями консервативной идеологии. Консерватизм обратился также к религиозному фунламентализму и традиционализму. Так, например, широкий доступ к телепередачам в США получил лидер христианских «новых правых» Д. Фолуэлл, создавший организацию «морального большинства». В 70-80-е годы консерваторы приложили немало усилий по созданию образа «врага», который в лице левых сил, прежде всего коммунистов, внутри и вне страны становился объектом нападок.

В конце 70-х - начале 80-х годов в общем русле консерватизма появилось несколько идеологических течений, получивших благодаря шумной пропаганде большую популярность. Особую активность развернули так называемые новые правые.

«Новые правые» видели свою задачу в формировании нового образа жизни, новой системы ценностей. Они отвергали «контркультуру», которая выражала протест молодежи 60-х годов против ценностей «потребительского общества», и призывали к восстановлению «традиционных моральных авторитетов».

«Новые правые» и неоконсерватизм стали международными явлениями, но в каждой стране они имели своих идеологов, свои особенности, связи с традициями. Даже в пределах одной страны, как, например, в ФРГ, неоконсерватизм сформировался как неоднородное течение, имевшее несколько направлений, часто расходившихся по ряду принципиальных вопросов. «Новые правые» в ФРГ действовали главным образом в университетах (Г. Зингер, Л. Пенц и др.). Они поддерживали тесные связи с французскими «новыми правыми». В США неоконсерваторы представлены группой влиятельных экономистов, философов и социологов (М. Фридмен, Д. Белл, Д. Мойнихен, И. Кристол). Американские «новые правые» в отличие от европейских меньше заняты проблемами культуры. Они отличаются гиперпатриотизмом, не чураются расизма. В Великобритании неоконсерватизм соединил в себе и либеральные, и консервативные традиции. Ему не чужды были и популистские мотивы. Тэтчеризм как воплощение основпых постулатов британского неоконсерватизма выступал в защиту частного предпринимательства, рынка, конкуренции, делал акцент на авторитет, законность, семью, индивидуальную свободу.

Однако неоконсерватизм и течение «новых правых» в 80-х годах не были всеобъемлющей тенденцией в идейно-политической жизни развитых капиталистических стран. Там оставались сильны буржуазно-либеральные и социал-реформистские идеи и ценности. В странах современного капитализма зреют демократические силы, которые выступают с альтернативными программами развития. Крупные перемены внешнеполитического курса СССР во второй половине 80-х годов, предпринятые в духе «нового политического мышления», во многом оздоровили международную обстановку, заставив консервативных политиков и идеологов умерить конфронтационную риторику. Срели цироких кругов общественности в странах Запада усиливаются социально-критические умонастроения, идет поиск путей гуманизации мира и человека, развертывается борьба за предотвращение ядерной войны, за сохранение окружающей среды, за социальный прогресс и социальную справедливость.

Искусство.

Неясность исторической перспективы, кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства. Искусство особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развертывается критика уходящих школ и идолов. Искусство не может абстрагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи человека.

На рубеже 60-70-х годов в капиталистическом мире обозначился новый этап в развитии искусства, получивший название постмодернизма. Этот термин был впервые введен американским искусствоведом Ю. Поузнером. Искусство эпохи модерна первой трети ХХ в. стремилось создать некие новые формы восприятия, гипотезы и «эксперименты для будущего». По выражению советского историка-искусствоведа Б. Р. Виппера, это искусство было призвано формировать нового человека и новое человечество с новым отношением к миру. Однако в конце ХХ в. это «футурологическое сознание» переживает острый кризис. Еще в 60-е годы абстракционизм в послевоенном американском варианте исчерпал свои былые интеллектуальные потенции.

В 1969 г. впервые дало о себе знать течение гиперреализма, в основу которого положено фотографическое воспроизведение отдельных фрагментов действительности. Лозунг «сверхправдивости» привел представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. В эти же годы в авангардизме активизировались и сторонникли «концептуального искусства», которые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными симвоми.

В 70-80-е rоды, с угасанием поп-арта, в постмодернизме определились различные школы и стили. По своему тематическому признаку постмодернизм проявляет себя в нескольких вариантах эстетического сознания, отмеченного печатью исторической обреченности человечества. Распространено, например, изображение «мертвой» античности как символа упадка, реальных и фантастических руин, а также идеализированной архаики или охотничье-рыболовецких иддилий. Экологическая проблематика представлена в ocнoвном произведениями, изображающими некую мистическую внечеловеческую («дочеловеческую») природу.

Постмодернизм называют детищем «большого страха», когда стала особенно реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации, когда усилились опасения экологической катастрофы. Эпоха «большого страха» превращает искусство в «систему раннего оповещения».

Сложные процессы происходят в 70-80-е годы в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность благоларя системе комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах. Большую роль как центры мчзыкальной культуры и концертной деятельности в Соединенных Штатах стали играть университеты. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре стран Запада.продолжала занимать попмузыка. В 70-80-е годы США оставались здесь «законодателями мод». Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви металл).

Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Эта экспансия формирует процесс интернационализации массовой музыкальной культуpы.

Постмодернизм в архитектуре 70-80-х годов проявляется в переориентации архитектурной мысли и переосмыслении так называемого современного движения, связанного с именами таких крупнейших архитекторов функционального направления, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф..II. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры, соответствовавшей «оптимистическому этапу» НТР, постмодернизм противопоставил усложненные формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей.

В 70-е годы сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы нового направления - деконструктивизма. Это направление, учитывая опыт русского конструктивизма 1910-1920 гг., обратило на себя внимание разработкой сложных сооружений раздвигающих границы apхитектуры и отвергающиих рациональныые конструкции и традициояные сооружения «о четырех углах и четырех стенах». Проекты и сооружения деконструктивистов представляют собой необычное нагромождение несоразмерных частей с перекошенными стенами и деформированными углами. Все эти сооружения индивидуальны и резко контрастируют с однообразием функциональной архитектуры недавнего прошлого. Деконструктивизм приобрел немалое влияние. В нем как бы отражен архитектурными средствами современный мир с его нагромождением противоречивых моральных, политических, социальных, экономических и экологических проблем.

В 70-80-е годы получило распространение и архитектурное направление «хайтек» («высокая технология»), использующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металлостеклянные многоярусные галереи). Небоскребы стали создаваться с применением светоотражательного стекла, превращающего фасады зданий в огромные зеркала.

В произведениях представителей пост-модернизма проявляется не только консервативное и реакционно-утопическое, но и гуманистическое начало. Искусство стран Запада стремится быть на уровне эпохи и своеобразными средствами выражать конфликты и новое положение человека. Общественную значимость такие произведения приобретают, если они являются образом-предупреждением, художественным инструментом в защиту гуманизма, демократии, активной жизненной позиции, а не орудием насаждения бездуховности и конформизма.

Для западного искусства 70-80-х годов характерно и развитие реалистических форм, активное обращение к классическому наследию художественной культуры. Прогрессивное искусство создается деятелями художественной культуры различных направлений и стилей, разнообразием творческих индивидуальностей в области художественной литературы, в изобразительном и театральном искусстве, в музыке.

В эти годы оно было представлено такими всемирно известными деятелями культуры, как писатели Ч. Сноу, Г. Грин, К. Воннегут, А. Моравиа, кинорежиссеры Ф. Феллини, С. Крамер, Л. Висконти, П. Вайс, театральные деятели Д. Стрелер, П. Брук, художники Р. Гуттузо, А. Рефрежье, Б. Шаан, Р. Кент, композиторы М. Теодоракис, Я. Укутагава и многие другие.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.