Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






биологическое психическое и социальное в личности их взаимосвязь






Проблема соотношения биологического и социального в личности - одна из центральных проблем современной психологии В истории развития психологии как науки рассматривались практически все возможные связи между понятиями \" психическое\", \" социальное\" и \" биологическое\" Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологичного или только социального развития, и как результат их параллельного действия на индивида и т.д. Можно выделить несколько групп концепций, которые по-разному рассматривают соотношение социального, психического и биологического.

В концепциях, в которых приходится спонтанность психической развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связано ни с биологическим, ни с соц ных Человеческий организм является лишь той оболочкой, содержащей психическую деятельность. Такие взгляды чаще встречаются в тех авторов, которые доказывают божественное происхождение психических объявленияищ.

биологизаторские концепции рассматривают психическое как линейную функцию развития организма, как то, что следует за этим развитием Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются в особенностями биологической структуры, а их развитие подчиняется исключительно биологическим законам Нередко при этом используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфики р озвитку человеческого организма В этих концепциях часто используют основной биогенетический закон - закон рекапитуляции для объяснения психического развития Согласно этому закону, в развитии индивида воспр юеться в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психическое как самостоятельное явление в природе не существует, поскольку все психические явления м ожна описать и объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий Следует отметить, что такая точка зрения весьма распространена среди физиологов, и ее придерживался и ИППавлоП.Павлов.

На идеи рекапитуляции основываются и социологизаторськи концепции В рамках этих концепций утверждается, что психическое развитие индивида является сокращенным воспроизведением основных ступеней процессов исторического р развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры Сущность подобных концепций можно найти в ВШтерна По его мнению, принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и и тория духовного развития общества Он писал: \" Человеческий индивид в первые месяцы периода младенца с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - е лементарного человеческого состояния В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов Затем идет поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями - онт огенетична параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями В первые школьные годы простое содержание античности и ветхозаветного мира наиболее адекватный детскому духу, сэр Эдни года носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времениго часу".

Безусловно, человек рождается как представитель определенного биологического вида время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель определенного общества. Эти две тенденции отражаются в закономерностях развития человека, находятся в постоянной взаимосвязику.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физио ологичних механизмов, которые выступают основой его психического развития Но эти предпосылки реализуются лишь в условиях человеческого обществва.

Среди представителей различных психологических школ и между отдельными исследователями существуют разногласия в вопросе соотношения биологического и социального и роли каждого из этих факторов, хотя эти взгляды скорее е всего дополняют друг друга.

Известный российский психолог БФ Ломов, исследуя проблемы формирования личности, пытался раскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения биологического и социального Его взгляды можно выкл ласты в таких тезисзах.

Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиться лишь анализом отдельных психических функций и состояний Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности То ом проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личноститі.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое - в рамках социальных наук Однако и то, и другое одновременно относится к человеку и как представителя вида H Homo sapiens, и как к члену общества Вместе с тем в каждом из них отражены различные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность - включенность человека в жизни обществва.

В-третьих, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в которой человек выступает как член человеческого общества Вне с обществом это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений \" индивид - общество\" она не может быть понята Объективным же основанием личностных свойств индивида является система обще ных отношений, в которой он живет и развиваетсявається.

В-четвертых, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею специальных программ, сложившихся в данном обществе на определенном историческом этапе Это означает, что этот процесс спря ямовуеться обществом посредством специальных социальных институтов, прежде всего системой воспитания и образованийи.

Исходя из этого, можно сказать, что факторы, которые определяют характер развития индивида, имеют системный характер и отмечаются динамичностью, т.е. играют на каждом этапе различную роль При этом во они содержат как социальные, так и биологические детерминанты Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - ц е довольно грубое упрощение, которое искажает суть дела Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического Эти связи многоплановы и многогранны биолого логическому может выступать по отношению к психическому как некий его механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельны их актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.п. Еще более многогранные связи психического и социальногльного.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.