Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдать за ходом урока;






17) распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами...».

Очевидно, что текущий психологический анализ урока – сложная деятельность, зависящая от многих факторов. Этот вид анализа предполагает достаточно высокий уровень опериро­вания психологическими знаниями, что позволяет учителю при­нимать правильные решения в довольно сложных, в заранее не­прогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени, при направленности сознания на осуществление основ­ной педагогической деятельности. Понятно, что умение осущест­влять этот вид анализа может служить показателем профес­сионально-педагогического мастерства учителя. К сожалению, исследования показывают, что только «17 учителей из 100 спо­собны анализировать урок по его ходу и перестраиваться соответ­ственно намеченной цели». Это действительно очень сложный вид деятельности, которому необходимо специаль­но обучать учителей.

Ретроспективный психологический анализ соотносится с последним, завершающим этапом в деятельности учителя по организации и проведению урока. Роль, которую играет ретроспективный анализ в процессе совершенствования педагоги­ческого мастерства учителя, трудно переоценить. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет учителю оценить правильность или ошибочность выбранных им для обо­снования теоретических посылок, выявить достоинства и недо­статки урока, наметить пути устранения слабых сторон при со­хранении и дальнейшем улучшении сильных, выявить отклоне­ния от плана и установить их причины. Другими словами, такой анализ позволяет учителю ответить на вопрос, что повлекло за собой изменение хода урока – сам учитель, учащиеся, ситуация.

Соединяя в себе результаты предваряющего и текущего пси­хологического анализа, как бы завершая процесс организации и проведения данного конкретного урока, ретроспективный анализ в то же самое время является как бы «стартом» по отношению к следующему уроку, подготавливая его первый этап. Именно ретроспективный анализ служит тем связующим звеном, которое способствует осмыслению составляющих учителем «цепочек» уроков. Можно утверждать, что чем осознаннее, критичнее и объективнее учитель разбирает свой урок, фиксируя причины удачного или неудачного его осуществления, тем совершеннее он будет планировать и проводить последующие уроки.

Отметив важность и значимость каждого из видов психоло­гического анализа урока и подчеркнув их роль в процессе ста­новления педагогического мастерства учителя, необходимо отметить, что ретроспективный психологический анализ является наиболее простым и в то же время наиболее эффективным, так как во время его проведения могут рассматриваться результаты пред­варяющего и текущего анализа.

Проведение ретроспективного пси­хологического анализа урока требует определенной логической организации самого анализируемого материала. Совершенно понятно, что продуктивно анализировать урок можно, лишь при­держиваясь определенной схемы, которая служит для учителя своеобразным ориентиром, не позволяющим его мыслям «сколь­зить по поверхности фактов и расплываться в самых разнообраз­ных направлениях».

 

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (В.А. Сластенин, Л.Т. Охитина, Н.Ф. Добрынин, Б.В. Беляев, Е.С. Ильинская и др.).

Подробнее схемы психологического анализа урока рассматривает Е.С. Ильинская в работе «Психологический анализ урока иностранного языка».

Схема психологического анализа урока строится авторами на разных основаниях. Остановимся на рассмотрении предложен­ной Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения схемы, точнее подхода к психологиче­скому анализу урока. Л.Т. Охитина определяет разветв­ленную структуру объектов психологического анализа урока. В качестве примера приведем два ее объекта: организацию урока и организованность учеников.

В организацию урока входят: 1) самоорганизация учителя

(а) творческое рабочее само­чувствие;

б) психологический контакт с классом) и

2) органи­зация учителем познавательной деятельности учащихся

(а) организация восприятия и наблюдения;

б) организация внимания;

в) тренировка памяти;

г) формирование понятий;

д) развитие мышления;

е) воспитание воображения;

ж) формирование уме­ний и навыков).

Второй объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной, вклю­чает: организованность самих учащихся, т.е.

1) уровень умст­венного развития учащихся;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.