Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные организации






Схема 9.1. Понятие социальной организации

Схема 9.2. Модели организаций


Глава 9. Социальные организации



Психологический подход. Базируется на изучении мотиваций работ­ников исходя из их психики и на этой основе — принятии управлен­ческих решений.

Социологический подход. Основывается на изучении внутрикол-лективных связей, взаимоотношений работников {нитап relations) и внешних связей коллектива с обществом {public relations).

Классическая или административная модель организации. Аме­риканский инженер Ф. Тейлор (1856-1915) на практике внедрял си­стему стандартизации приемов труда, которая привела его к идее поточных линий и конвейеров. Главная роль в такой организации при­надлежала администрации и управленческому персоналу, который осуществлял контроль процесса производства. Для стимулирования рядовых работников он предложил материальные поощрения за ини­циативу и трудолюбие.

Модель «организация—машина». Ее автор — французский инже­нер А. Файоль. Он рассматривал организацию как безличный меха­низм, в котором преобладают формально-рациональные отношения и иерархическая система управления. Задача администрации — конт­роль, координация и планирование работы различных звеньев систе­мы. Файоль считал, что эффективность работы организации опреде­ляется единством командования и четким разделением труда.

Интеракционистская модель организации. Американский социо­лог Ч. Барнард считал, что живые человеческие личности с индивиду­альными характерами, интересами, мотивами не могут не влиять на выполняемые ими функции. Интеракционалистская модель не только учитывает личностные качества (человеческий фактор), но и невоз­можность изоляции персонала от процессов, протекающих в обществе.



Глава 9. Социальные организации


Схема 9.3. Характеристики бюрократической организации по М. Веберу


Глава 9. Социальные организации



Все организации в силу стандартизации своей деятельности и един­ства управления в той или иной степени бюрократизированы. «Бю­рократия» — термин, введенный французским ученым деГурне (1745 г.), который означает власть чиновников. М. Вебер признавал как негативную, так и положительную роль бюрократии. Он описал характеристики бюрократической организации.

Характеристики бюрократической организации по М. Веберу:

• иерархия власти в виде пирамиды, в которой каждый более высо­кий слой контролирует более низкий слой и осуществляет цепь управления от вершины к основанию;

• деятельность должностных лиц подчинена строгим правилам; чем выше пост, тем большим числом правил связан управленец и тем большей гибкости требует его деятельность;

• место и оклад каждого в организации строго фиксированы и про­движение (карьера) должностного лица основывается на его спо­собностях и выслуге лет в организации;

• частная жизнь должностных лиц и духовно и физически отделе­на от деятельности в бюрократической организации; последняя безличностна;

• должностные лица, распоряжаясь материальными ресурсами, не владеют ими (даже офисами и столами, за которыми сидят); ра­ботники отделены от контроля над средствами производства.



Глава 9, Социальные организации


 


Схема 9.4. Образование организаций по Э. Россу


 


Глава 9. Социальные организации



М. Вебер считал, что организации образуются из первичных групп. Первичная группа держится на авторитете (харизме) лидера. Здесь нет определенных ролей и связей. Все зависит от отношения лидера к конкретному члену, а оно может быстро перемениться. Для закреп­ления своего положения лидер и его окружение утверждают нормы, правила, традиции группы, иерархию положений, статусов. Этот про­цесс М. Вебер назвал рутинизацией харизмы. Американский социо­лог Э. Росс (1980 г.) детализировал этот процесс.

Образование организаций по Э. Россу:

«кристаллизация», которая заключается в осмыслении потреб­ностей общества и принятии мер к их удовлетворению (напри­мер, создание предприятия, набор персонала);

признание. На этой стадии лидеры вступают в контакты с други­ми организациями для обсуждения, сопоставления, сопряжения своих целей и совместных усилий; в результате получают обще­ственное признание;

иинституционализация, которая означает, что деятельность орга­низации осуществляется легально, общепринятым способом. Орга­низация регистрируется государственными органами и выполня­ет признанную всеми социальную функцию.



Глава 9. Социальные организации


Схема 9.5. Черты современной организации по А. Пригожину


Глава 9. Социальные организации



Черты современной организации по А. Пригожину:

• обладает целенаправленной природой, поскольку создается для определенных целей и оценивается через целедостижение;

• ради достижения цели с максимальной эффективностью люди в организации распределяются по статусам и ролям. Интересы и потребности каждого члена удовлетворяются в тех пределах, которые установлены статусно-ролевой структурой;

• организация строится на основе разделения труда и поэтому име­ет горизонтальные структуры (равноуровневые подразделения). Но не менее важны для функционирования организации верти­кальные структуры (иерархия), которые доминируют над гори­зонтальными;

• в любой организации четко выделяются управляющие и управ­ляемые подсистемы. Управляющие выполняют функции коор­динации однородных (горизонтальных) структур. Иерархичность дает возможность достижения единой цели;

• управляющая подсистема создает свои специфические средства регулирования и контроля: институциональные (внутренние) нор­мы, т. е. нормы особых институтов с особыми полномочиями и санкции (наказания и поощрения).

В любой организации действует так называемый кооперативный, или организационный, эффект. Его составляют:

• одновременность усилий многих людей и средств;

• специализация каждого управления, отдела, работника;

• синхронизация, т. е. приведение разных действий и процессов к деятельности с неизменным интервалом времени, в одной фазе.

Таким образом, социальная организация — это целостная система, эффективность работы которой выше суммарной эффективности всех членов (подразделений).



Глава 9. Социальные организации


Схема 9.6. Классификация организаций по роли и месту в системе общественных отношений


Глава 9. Социальные организации



Промышленные организации — это те, которые производят про­дукцию. Это заводы, фабрики, фермерские хозяйства, кооперативы, АО, артели.

Финансовые организации — обеспечивают отношения между про­мышленными и другими предприятиями с помощью финансовых средств. В их число входят банки, страховые компании, фонды.

Административно-управленческие организации — органы государ­ственной власти, местного самоуправления, налоговые, контрольные, надзорные и др.

Научно-образовательные и научно-исследовательские организа­ции — это вузы, НИИ, научные центры.

Военные организации — это те, которые выполняют специфические функции защиты, обороны страны.

Культурные организации — выполняют культурные и воспитатель­ные задачи. В их число входят: театры, филармонии, музеи, кино, те­левидение.

Социальные организации — это учреждения здравоохранения, со­циального обеспечения.

Классификация и функционирование организаций. Все многооб­разие социальных организаций можно классифицировать по различ­ным основаниям.



Глава 9. Социальные организации


Схема 9.7. Принципы функционирования формальной организации

Схема 9.8. Принципы функционирования неформальной организации


Глава 9. Социальные организации



Формальная организация — объединение людей для выполнения определенной цели, имеющая определенную социальную структуру (иерархию позиций-должностей), нормативную регуляцию поведе­ния, разделение функций (обязанностей), систему управления и ко­ординации, особые каналы коммуникации.

Неформальные организации — это спонтанно сложившиеся систе­мы социальных связей на основе личностных качеств людей.

Основными чертами неформальных организаций являются:

• отсутствие четкой иерархии и структуры;

• неформализованные отношения (нет инструкции, функции гиб­кие);

• основа связей не жесткие стандарты, а общечеловеческие нормы.

Можно сформулировать общие правила сочетания формальной и не­формальной организации в деятельности любого учреждения. Очевид­но, небольшие организации легче поддаются централизации и строгой определенности функций каждого члена, но менее нуждаются в этом, чем большие, которые централизуются значительно сложнее.

Централизация и жесткость связей (формальная организация) не­обходимы и легче приживаются там, где труд имеет механический и неизменный характер (дифференцированы рабочие операции и строго определены показатели итогов труда), где компетенция и про­фессионализм невысокого уровня. Там, где объективные показатели (особенно итогов работы) ввести затруднительно, где характер труда изменчив и квалификация высока, лучше проявляет себя неформаль­ная организация.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.