Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство. Стили управления коллективом.






 

Важным групповым явлением является феномен лидерства. Лидер (от англ, leader — ведущий) — это наиболее авторитетная личность, за которой все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения и организовывать их совместную деятельность. В отличие от руководителя, который официально управляет группой, лидер выдвигается стихийно в результате психологических отношений 'доминирования-подчинения". Оптимальным является совпадение лидера и руководителя в одном лице. В других случаях эффективность деятельности группы может определяться взаимоотношениями лидера и руководителя.

Характер взаимодействия людей во многом зависит от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведение, оценивают возможности друг друга. Таким образом, общение как восприятие (перцепция) включает восприятие не только физических свойств (внешности и т. п.), но и внутренних характеристик человека, его намерений, мыслей, способностей, эмоций, установок. На этом основании поступки другого человека объясняются и оцениваются определенным образом, т. е. общение как восприятие предполагает понимание другого человека как личности.

В процессе понимания другого человека выделяют два уровня. На первом происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека. Второй уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Этот уровень, как правило, отсутствует у детей и является результатом более позднего развития, хотя даже взрослый не всегда способен понять другого на втором уровне в силу эгоцентризма (от лат. ego — я, centrum — центр окружности) — сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях и, как следствие, неспособности понять другого как отличного от него, имеющего свою точку зрения.

К способам понимания другого человека относят уподобление (идентификацию — от лат. identificare — отождествлять) себя ему, т. е. попытку поставить себя на его место, эмпатию (см. подразд. 4.2), рефлексию (от лат. reflexio — обращение назад) — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (" я знаю, что он знает, что я знаю,..").

Велика роль установки в процессе восприятия людьми друг друга. Например, в исследовании А. Бодалева разным группам людей предъявлялась фотография одного и того же человека, но в одном случае сообщалось, что это — ученый, а в другом — что преступник. В результате люди, описывая фотографию, как правило, находили в ней черты, подтверждающие данную им установку.

На восприятие людьми друг друга влияют также их стереотипы (от греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) — стойкие и упрощенные образы определенных явлений или человека, которые формируются в условиях ограниченной информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стереотипы, с одной стороны, сокращают время ознакомления с другими людьми, а с другой — могут привести к предубеждениям в восприятии человека (например, учителя любят читать нотации, полные люди — добрые и т. п.).

Виды:

· Формальные и неформальные;

· Бытовые, социальные, общественные и политические;

· Эмоциональные, интеллектуальные, организационные.

 

Стили руководства коллективом:

· Авторитарный, т.е. все функции управления коллективом берет на себя руководитель.

· Демократический стиль, т.е. учитывается мнение коллектива.

· Либерально – анархический, т.е. нет явно выраженного руководителя.

· Ситуативный, т.е. руководителя выбирают в зависимости от ситуации.

· Алогичный, т.е. самый трудный руководитель.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.