Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления психологической науки






Одним из наиболее значимых для развития психологии XX в. направ­лений является психоанализ, основателем которого считают австрий­ского психолога и психиатра 3. Фрейда.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влече­ниями и желаниями, к которым Фрейд относил прежде всего стрем­ление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосре­доточены в особом структурном образовании психики, получившем на­звание " Ид" (" Оно").

Вторичный слой психики - " Эго" (" Я") - призван соизмерять влечения " Ид" с требованиями реального мира, представленными в " Супер-Эго" (" Сверх-Я") - носителе моральных стандартов.

Поскольку требования " Ид" и " Супер-Эго" несовместимы, " Это" пре­бывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спасается с по­мощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимо­стью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им анали­тической психологии психическое развитие личности в целом определя­ется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества.

В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически задан­ные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопас­ности (К. Хорни, 1885-1952), образы себя и межличностных отноше­ний, сложившихся в детстве (Г. Салливен, 1892-1942), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм, 1900-1980), стрем­ление к идентичности, психическому здоровью личности (Э. Эриксон, 1902-1990).

Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), основателем которого считают амери­канского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная программа Уот-сона основывалась на схеме S-> R, согласно которой внешнее воздей­ствие, или стимул (S), порождает определенное поведение организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный сти­мул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как " сознание", " переживание" и пр., игно­рировались, считались ненаучными.

В дальнейшем Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952) и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S-> O-> R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, по­скольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Б. Скиннер (род. 1904) на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего " пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики.

Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом нахо­дится на втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхо­да к изучению психических явлений.

Еще одним направлением психологической науки явилась гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертгеймера (1880-1943), К. Коффки (1886-1941), В. Келера (1887-1967), которые в противовес положениям ассоциативной психологии выд­винули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выве­дены из свойств отдельных его частей.

Так, М. Вертгеймер показал возможность восприятия движения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, на­ходящиеся друг от друга на расстоянии, поочередно высвечивались и за­темнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между " вспышками" восприятие двух отрезков сменялось восприятием пере­мещения одного отрезка. (Это явление, получившее название j -феномена, применяется, например, в световой рекламе.)

Было сделано предположение, что построение сложного психичес­кого образа происходит в инсайте (от англ. insight - постижение, оза­рение) - особом психическом акте мгновенного понимания ситуации, в результате чего обеспечивается решение проблемы.

Проблема целостного образа, разрабатываемая в гештальтпсихологии, способствовала утверждению системного подхода к изучению явлений не только в психологии, но и в науке в целом.

Под влиянием идей гештальтпсихологии американский психолог Ф. Перле (1893-1970) создал одно из наиболее значительных напра­влений современной психотерапии - гештальттерапию.

Основной задачей когнитивной (от лат. cognitio - знание) психоло­гии, возникшей в 60-х годах XX в. как направление психологической на­уки, явилось доказательство решающей роли знания в психическом раз­витии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Бру-нер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестингер и др.) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процес­сов, которые по аналогии с ЭВМ рассматривались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внеш­ней среды, избирательность и др.).

Одно из основных понятий когнитивной психологии - " схема" (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема задает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.) подобно тому, как генотип определяет строение орга­низма.

Такой подход привел к недооценке роли обучения в развитии позна­вательных процессов, прежде всего мышления.

Одним из ведущих направлений современной психологической нау­ки является гуманистическая психология, которая, по определению од­ного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет со­бой " третью силу", противопоставляющую себя бихевиоризму и психо­анализу.

В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как еди­ное целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гу­манистической психологии обозначается психологически здоровая лич­ность.

При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшей осно­вополагающей потребностью человека является потребность в самоосу­ществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), осново­положнику логотерапии, в нахождении собственного смысла.

В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического бла­гополучия личности.

В 60-х годах XX в. обозначилось еще одно направление - транс­персональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций.

Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, прин­ципы которых сформулированы на основе представлений об энергети­ческой природе мира.

В центре этого направления - так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально органи­зованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансценденталь­ной музыки.

Измененные состояния сознания дают возможность повторного пе­реживания важных событий из жизни человека на более высоком уров­не, что может привести к духовному перерождению, обретению целост­ности.

Отечественная психология в XX в. пошла по особому пути развития на основе философии диалектического материализма. На развитие пред­ставлений о природе психического, сложившихся в отечественной пси­хологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев (1875-1927), Л. Выготский (1896-1934), А. Леонтьев (1903-1979), С. Рубинштейн (1889-1960) и др.

Так, Л. Выготский создал культурно-историческую концепцию пси­хического развития человека, в которой раскрыл механизмы формиро­вания высших психических функций (логической памяти, абстрактно­го мышления и пр.) в процессе освоения человеком культуры.

А. Леонтьев, ученик и последователь Л. Выготского, основное вни­мание уделял изучению строения и функционирования психического от­ражения реальности в процессе деятельности.

В русле теории деятельности была разработана концепция поэтап­ного формирования П. Гальперина (1902-1988), практическая реали­зация которой позволяет повысить эффективность обучения (см. под-разд. 8.2).

С. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внутрен­него и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяс­нении психических явлений.

Выдающийся украинский психолог Г. Костюк (1899-1982) рассмат­ривал психическое явление как особый вид деятельности, причем дея­тельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно со­здает собственную психику.

В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. Киричук, В. Роменец и др.). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов определяются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.