Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что сохранилось до настоящего времени на Большом Форуме?






ФОРУМЫ, АКВЕДУКИ И ТЕРМЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Форумы

Руины форумов создают отчасти ложное впечатление, поскольку мы воспринимаем их под открытым небом. В действительности главным оказывалось построение обширных интерьеров базилик и терм.

Считается, что слово «форум» восходит к италийскому fores – «ограждение».

Ложбина между пятью холмами – будущий Большой Римский форум (Forum Magnum) площадью 80 на 180 метров - с IX в. представлял собой по преимуществу некрополь эпохи железного века. Преемник царя Ромула Нума Помпилий выбрал Форум в качестве своей резиденции. Как центр общественной жизни города Римский Форум возник около 525 г. до н.э. на месте снесенных хижин и пог­ребений.

В течение республиканского периода в центральной части Форума проводились гладиаторские бои. Вокруг площади возводились временные трибуны для зрителей, ставились опоры для навеса, защищавшего от солнца.

Расцвет Большого Форума пришелся на эпоху Империи (илл. 3, 4).

Что сохранилось до настоящего времени на Большом Форуме?

Храм Сатурна (илл. 5).

Целиком сохранились шесть колонн из серого гра­нита по фасаду и две из красного по бокам, четырехсторонние беломраморные ионические капители, они относятся к концу 3 века до н.э. Надпись на архитраве сообщает о пожаре, повредившем храм (илл. 6). Хранение казны в этом храме, может, связано с тем, что Сатурн был богом посевов, охранителем богатств, воплощением благополучия. В день 17 декабря по случаю Сатурналий освобождали ступни статуи, обычно завязанные шерстью. Это означало, что в этот день рабам позволено делать все, что угодно. В храме заседали квесторы. Это был единст­венный в Риме храм, куда входили с непокрытой головой (Сатурн изображался с покрытой головой), и первый, в котором стали жечь восковые свечи.

Курия Юлия.

Со времен реконструкций здания в период империи оно сохранилось практически в неизменном виде (илл. 11). Здание курии (curea) (называвшейся сначала курией Гостилия, с 80 г. до н.э. курией Корнелия – реконструирована при Корнели Сулле) реконструировано Цезарем в 53 г. до н.э. после пожара курии и включена в комплекс нового Форума. Бронзовым входным воротам изначально предшествовал портик с колоннами. Внутри мозаичный пол. Вдоль двух длинных сторон имелись трехъярусные трибуны, на которых размещались сенаторы. Магистраты имели собственные места сзади, на подиуме, радом со статуей Виктории. Внутри курии находятся два мраморных рельефа («парапеты Траяна»: сцена введения земледельческих ссуд и налоговая амнистия 2 в.); предполагают, что они являлись частью трибуны. Курия, получившая название Юлиевой, была после десятилетней реконструкции Форума торжественно открыта Августом в 29 г. до н.э. и отдана для заседаний сенату.

Старые ростры.

Трибунал – возвышение для выступлений ораторов, полукруглое мраморное сооружение, на которое поднимались по лестнице. В 3 в. до н.э. трибунал был украшен бронзовыми рострами (rostrum – нос судна) - носами для тарана кораблей, взятых римлянами во время Латинской войны в морской битве при Анции в 338 г. до н.э. Через сто лет здесь же поставили Ростральную колонну, отметившую триумф Гая Дуилия в битве против карфагенского флота.

Портик Божественного Согласия.

Сохранилась часть портика в форме тупого угла с коринфскими колоннами (илл. 7). Судя по описаниям, в этом здании должны были находиться двенадцать статуй божественного согласия – наиболее почитаемых божеств римского пантеона. Шесть богов и шесть богинь, находящиеся позади колонн, являются частью реконструкции позднего античного периода.

Храм и Дом весталок.

Дом весталок (построенный в царский период) состоял из храма Весты и жилища жриц, соединенных между собой. Храм стоял на круглом подиуме, отделанном мрамором, имел колоннаду коринфских колонн, коническую кровлю с отверстием в центре. Сохранившиеся руины – с последней реставрации 191 г., этой работой руководила Юлия Домна, жена Септимия Севера (илл. 8).

Дом весталок был расширен после пожара 64 г., включив в себя и жилище великого понтифика. Трехэтажный дом располагался вокруг внутреннего двора с портиками по четырем сторонам, в центре были фонтаны. На первом этаже можно видеть остатки печи, кухни и обеденного зала. Статуи весталок обнаружены во время раскопок (илл. 9, 10).

Храм Антонина и Фаустины (илл. 12).

Построен в 141 г. императором Антонином Пием. На фризе - скульптурные изображения грифонов и растений. Цела была облицована мраморными плитами, сохранилась только ее основа из пеперино. На руинах святилища храма, от которой сохранился фронтон с колонами из эвбейского мрамора, была поставлена церковь Сан Лоренцо ин Миранда (илл. 13).

Храм Божественного Ромула.

Долгое время считалось, что это храм, посвященный Максенцием своему сыну Ромулу. Через подлинные бронзовые ворота, перед которыми стоят две колонны из порфира, можно подойти к круглому зданию из необожженного кирпича с купольной крышей и полукруглым фасадом с четырьмя нишами (илл. 14). Здание в средние века оно стало притвором церкви Святых Косьмы и Дамиана (сооружена папой Феликсом IV около 530 года), куда входят также сохранившиеся остатки Библиотеки мира (Biblioteca Pacis).

Базилика Максенция и Константина (илл. 15).

Последнее важное строительство на Форуме датируется 4 в., когда Максенций (307-312 гг.) снова избрал Рим в качестве столицы и построил базилику – резиденцию городского префекта. Здание было была закончено императором Константином после поражения Максенция. Сохранилось северное боковое крыло базилики, аспида с кессонным сводом, располагавшаяся на одной оси с южным входом (здесь проходили закрытые слушания дел сенаторов) (илл. 16).

Она имела площадь около 6 тысяч кв. метров. Главный зал был перекрыт тремя крестовыми сво­дами, пролетом 25 метров и высотою 35 метров. Распор трех крестовых сво­дов центрального нефа, поддерживаемых 15-метровыми колоннами, воспринимался полуциркульными сводами боковых помещений (илл. 17). Это была первая в римской базилике продольная ориентация внутреннего пространства, перешедшая затем в раннехристианские храмы. В апсиде стояли колоссальные статуи сначала Максенция, затем Константина (ее фраг­менты, с 2-метровой ступней и головой, находятся в во внутреннем дворе палаццо Консерваторов).

Храм Венеры и Ромы (илл. 18).

Архитектором храма был выросший в Дамаске грек Аполлодор, присоединившись к свите императора Траяна на Дунае и ставший личным его архитектором на протяжении десятилетий.

Храм Венеры и Ромы (по проекту императора Адриана) стал самым большим в Риме храмом – 100 на 145 метров (закончен храм после 140 г.). Храм имел две противоположные целлы с абсолютно симметричной структурой, их апсиды соприкасались. Главный вход находился на западной стороне и смотрел на Форум. На этой стороне располагалась цела, посвященная богине Роме (она сохранилась лучше). Две двойные колоннады с пропилеем в центре храма разграничивали священное пространство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.