Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По конструкции ответов,






Дихотомические вопросы

1вопросы типа «да-нет»

2альтернативные вопросы

Поливариантные вопросы

1.В таких вопросах дается набор ответов, из которого респондент может выбрать несколько

2. ранжирование выбранных ответы

3.шкальные вопросы

4. вопросы-диалоги и вопросы-иллюстрации

3.по целям и

1.содержательными (направлены на раскрытие содержания определенных явлений, служащих объектом исследования, и установление их взаимосвязей)

2.функциональными (контактные, буферные (с преамбулой) вопросы, вопросы-диалоги и вопросы-иллюстрации, контрольные, вопрос-ловушка)

4.по содержанию.

1.о фактах,

2.вопросы о занятиях и

3.вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.)

 

По структуре анкеты могут быть самых различных видов и форм, но, как правило, любая анкета должна включать в себя следующие основные части:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. «Паспортичка».

Вводная часть направлена на то, чтобы возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются следующие аспекты:
- данные организации или учреждения, проводящего опрос;
- цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач;
- значимость роли респондента для решения этих задач;
- гарантированность анонимности анкеты (главное здесь не то, будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего на это его согласия);
- техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты);
- выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету.
Вводная часть должна быть не очень большой, ясной и понятной для любого респондента и главное мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть является самой важной в анкете. Здесь первыми ставятся контактные вопросы. Об этом виде вопросов мы уже говорили ранее. Напомню лишь то, что контактные вопросы направлены на то, чтобы возбудить у опрашиваемого интерес к опросу и желание отвечать на вопросы анкеты.
Далее вопросы могут постепенно усложняться. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых вопросов к сложным носит название правила воронки. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.
После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные
и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание эти вопросов будет соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.
На последнее место в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют большого напряжения памяти, внимания и т.п.
Необходимо отметить, что указанный тип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название эффекта излучения или эффекта эха.
«Паспортичка» включает в себя вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейное положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.
Правильно составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую. Если тема Вашего исследования выяснить причины религиозности населения, то общепринятые интервалы образования: «начальное образование», «неполное среднее», «среднее», «высшее образование» - будут неприемлемы. Такая градация не дает вам полной картины, потому что в группу с неполным средним образованием попадут люди с 5-ю и 8-ю классами. А верующих людей с 5-ю классами образования больше, чем с 8-ю классами. Как видите, специфика этой темы исследования требует более частой градации интервалов образования.
«Паспортичка» располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимно, тем более, если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнет от заполнения анкеты.
В драматургии анкеты необходимо не только войти в беседу с респондентом, но и уметь выйти из нее, то есть правильно закончить работу с ним. Очень важно предусмотреть, какое впечатление останется у респондента после ответа на последний вопрос. Ведь хорошее окончание беседы это, кроме всего прочего, и перекидной мостик к будущим исследованиям.
В конце анкеты необходимо поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т.п.
Некоторые социологи, перед тем как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: «Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса».
В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: «Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.