Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Товар и его классификация
Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Все товары можно подразделить на две большие группы: - материально-вещественные (физические товары); - невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации. Виды товаров схематично показаны на рис. 1. Товары в невещественной (нематериальной, неосязаемой) форме достаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.
Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики: 1) ассортиментную; 2) качественную; 3) количественную; 4) стоимостную. Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром. Основными составляющими товара являются: набор физических и потребительских свойств; сопутствующие товары (шнурки, дискеты); марочное название (торговая марка); качественная упаковка; сопутствующие услуги; гарантии. Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью. Рис. 2. Составляющие товара Классификация товаров Среди всех признаков классификации основным признаком является назначение. По назначению товары подразделяются на роды: - товары индивидуального (конечного) потребления (потребительские). Эти товары приобретаются для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего потребления; - товары промежуточного потребления; - товары промышленного (производственного) назначения — товары, предназначенные для производства других товаров, для хозяйственной деятельности предприятия. Они создают его сырьевое и технологическое обеспечение. Потребительские товары с учетом характера потребления (от степени долговечности): - товары длительного пользования, т.е. используемые в течение длительного времени (авто, холодильники, сотовые телефоны, мебель, телевизоры); - товары краткосрочного пользования, т.е. те, которые потребляются сразу (хлеб, сигареты, напитки) или в несколько приемов (мыло, зубная паста, стиральные порошки): - товары одноразовые — потребляются один раз; - услуги — объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения. Виды товаров по сырьевому признаку (в зависимости от сырья, из которого изготовлены): - продовольственные (рыбные, молочные, бакалейные); - непродовольственные (трикотаж, обувь, хозяйственные товары, галантерея). Эта группировка затем детализируется. Такая классификация необходима для того, чтобы можно было обеспечить необходимые условия хранения товаров, их реализацию и эксплуатацию. Иногда сырьевой признак служит характеристикой качества и безопасности товара (китайские игрушки). По производственному признаку товар рассматривают с точки зрения сложности изготовления и эксплуатации: - сложнотехнические (для реализации и эксплуатации нужны специальные знания — телевизор, сплит-системы); - не сложнотехнические (электрический утюг, чайник) — для продажи и эксплуатации определенная подготовка не нужна. В зависимости от режимов и сроков хранения: - скоропортящиеся; - длительного хранения (нескоропортящиеся). При транспортировке, хранении и реализации для скоропортящихся товаров предусмотрены особые условия температуры и влажности. Кроме того, различают товары: - гигроскопичные (соль, сахар); - с высоким содержанием воды (мясо, рыба). Такие товары хранятся отдельно друг от друга и реализуются в разных точках (расстояние не менее 10 м). Виды товаров по частоте спроса и стабильности: - товары повседневного спроса (массовые) — это товары, наиболее часто покупаемые потребителями (продтовары, хозяйственные товары) с минимальными усилиями на их сравнение между собой из-за сложившихся привычек и предпочтений. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной основе по долгосрочным договорам; - товары периодического спроса — когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении (электрические лампочки); - товары предварительного выбора — обычно товары длительного пользования, когда возникает необходимость замены товара (электротовары, мебель). Покупатели в процессе выбора сравнивают товары между собой по качеству, ценам, внешнему оформлению. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и с нестабильной периодичностью; - товары редкого спроса (выборочного или особого спроса) — изделия из драгоценных металлов, антиквариат, электронная техника, меха). Такие товары практически не сравнивают, поскольку они характеризуются особыми уникальными свойствами. Ради приобретения таких товаров часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. - товары сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются также по сезону. Виды товаров по взаимозаменяемости: - взаимозаменяемые, имеющие одно и то же целевое назначение и пригодные для использования или потребления одного товара вместо другого (мороженое, безалкогольные напитки). Они могут быть как одной товарной группы (телевизоры, холодильники), так и разных (крупы и овощи). При отсутствии одного товара покупателю предлагают заменяющие виды товаров; - совместимые — товары, одновременное хранение, потребление или использование которых не вызывает нежелательных взаимодействий (чай и пирожное, рыба и овощи), несовместимы, например. чай и кофе, рыба и молочные товары; - взаимодополняющие — товары, применение одного из которых требует одновременного использования и другого товара (зубная щетка и паста, обувь и шнурки, компьютер и программа, автомобили и шины). Виды товаров по характеру вторичного использования товара: - утилизируемые, т.е. подлежащие переработке после использования; - не утилизируемые — подлежат уничтожению, захоронению. Виды товаров по характеру взаимодействия между собой: - товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу; - товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность; - товары-производные — схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности. По поведению различают: - товары-лидеры (чаще всего появляются как новинки); - товары-локомотивы; - товары тактические (товары поддержки или дополнительные); - «зазывные» товары — привлекают покупателей, потому что дешевы. Товары могут подразделяться по комплексности покупки, когда помимо одного вида товара предполагается приобретение еще нескольких видов товаров. Например, при приобретении компьютера — монитор, клавиатура, мышь, принтер. По стабильности, по покупательскому восприятию (идентичные, новые, схожие, дифференцированные) и т.д. В соответствии с отмеченными признаками формируется портфель заказов торговых предприятий с предприятиями-поставщиками. Для товаров производственного, или промышленного, назначения характерно то, что поставщик обязан выполнять сроки поставки. Их приобретают организации (предприниматели) для использования в качестве основных или оборотных средств производства. Товары промышленного назначения делятся на: - капитальное имущество — стационарные сооружения, оборудование (для торговых организаций — автомобили, торговое оборудование, стационарные сооружения; для промышленных — станки, оборудование); - материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали); - вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства — сетевой шнур, стабилизатор).
|