Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура системы вознаграждений.






Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий

 

Межличностные стили разрешения конфликтов.

a. Уклонение.

b. Сглаживание.

c. Принуждение.

d. Компромисс.

e. Решение проблемы.

 

14 Основные принципы и направления государственной политики в области занятости. Законодательные акты по занятости.

 

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г. - С.10-12

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Международное бюро труда Т. II.- Женева, 1991г. - С. 2031 - 2035., Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1990. Международное бюро труда Т.II- Ж., 1991г. - с.2122-2126. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом». ПСП Консультант +.

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

-координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М., 2005г.- с.505

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости нас еления (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2005г. - с.41

Государственная политика занятости как отражение стратегии занят ости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

15 Классификация форм и систем заработной платы.

1.2 Формы и системы оплаты труда Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь междупоказателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределахи сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы всоответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы)и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы. Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда приоценке выполненной работником работы с целью его оплаты.Наибольше распространение на предприятиях получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Сдельная оплата труда основана на определении сдельных расценок с учетомразряда выполняемой работы и тарифной ставки первого разряда.Сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется при следующих условиях: 1. Наличие количественных показателей работы, непосредственно зависящихот конкретного работника или бригады.2. Возможность точного учета объемов (количества выполняемых работ).3. Возможность у рабочих конкретного участка увеличить выработку илиобъем выполняемых работ.4. Необходимость на конкретном производственном участке стимулироватьрабочих в дальнейшем увеличении выработки продукции или объемов выполняемыхработ.5. Возможность технического нормирования труда (применение техническиобоснованных норм труда).Сдельную оплату труда не рекомендуется применять в том случае, если ееприменение ведет к ухудшению качества продукции; нарушению технологическихрежимов; ухудшению обслуживания оборудования; нарушению требований техникибезопасности; перерасходу сырья и материалов.Сдельная форма оплаты труда подразделяется на системы по способам: - определения сдельной расценки (прямая, косвенная, прогрессивная, аккордная, подрядная); - расчетов с работниками (индивидуальная или коллективная); - материального поощрения (с премиальными выплатами или без них).При прямой индивидуальной сдельной системе заработной платы заработокрабочего определяется по следующей формуле где ЗПпис – общий заработок рабочего, руб.; Р – штучнаясдельная расценка, руб.; Q – количество обработанных изделий, натур.ед. или , где m – часовая тарифная ставка разряда выполняемой работы, руб.; Нвр, Нвыр – соответственно нормы времени наобработку единицы продукции и выработки за определенный промежуток времени.При прямой коллективной сдельной системе заработок рабочих определяетсяаналогичным образом с использованием коллективной сдельной расценки и общегообъема произведенной продукции (выполненной работы) бригады в целом.При сдельно-премиальной системе рабочему-сдельщику или бригадевыплачивается премия за выполнение и перевыполнение установленныхколичественных и качественных показателей, предусмотренных положением опремировании. Заработок рабочего по сдельно-премиальной системе (ЗПсп) определяется по следующей формуле где р – размер премии в процентах к тарифной ставке за выполнениеустановленных показателей и условий премирования; к – размер премии закаждый процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования, %; n - процент перевыполнения установленных показателей и условийпремирования.Премирование рабочих может осуществляться как из фонда заработной платы, таки из фонда материального поощрения на основе следующих показателей: - повышение производительности труда и увеличение объемапроизводства, в частности выполнение и перевыполнение производственныхзаданий и личных планов, технически обоснованных норм выработки, снижениенормируемой трудоемкости; - повышение качества продукции и улучшение качественных показателейработы, например, увеличение производства продукции высшего качества, повышение сортности продукции и т.д.; - экономия сырья, материалов, инструмента и других материальныхценностей.Система премирования и размер премии определяются задачами улучшениядеятельности предприятия, значением и ролью данного производственногоучастка, характером норм, объемом и сложностью плановых заданий. Эффективноепремирование сдельно-премиальной системы оплаты труда зависит прежде всего отправильного выбора показателей и условий премирования, которые должнызависеть непосредственно от результатов труда данного работника. Важноезначение имеет также точный учет выполнения установленных показателей.При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего в пределах выполнения нормоплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этихисходных норм – по повышенным расценкам. Предел выполнения норм выработки, сверх которого работа оплачивается по повышенным расценкам, устанавливается, как правило, на уровне фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже действующих норм. Размер увеличения сдельных расценок взависимости от степени перевыполнения исходной базы определяется в каждомконкретном случае специальной шкалой. К основным требованиям прииспользовании сдельно-прогрессивной системы относится: правильноеустановление исходной базы; разработка эффективных шкал повышения расценок; точный учет выработки продукции и фактически отработанного каждым рабочимвремени. Применение данной системы оплаты труда на практике оправдано лишь на«узких» участках производства, там где нужно стимулировать ускоренный выпускпродукции.При косвенно-сдельной системе оплаты труда размер заработка рабочего ставитсяв прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков. Эта система, как правило, применяется для оплаты вспомогательныхрабочих.Заработная плата рабочего в данном случае определяется по следующей формуле: где Ркс – косвенно-сдельная расценка; Qосн - объем произведенной продукции (выполненной работы) основными рабочими, обслуживаемыми данным вспомогательным рабочим. где mвс – тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб.; Носн – норма выработки основных рабочих, обслуживаемых даннымвспомогательным рабочим.Аккордная система заработной платы – это такая система, при которой заработокрабочего (группы рабочих) определяется за весь объем качественнопроизведенной ими работы. Размер аккордной оплаты определяется на основедействующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии – наоснове норм и расценок на аналогичные работы. Обычно за выполнение задания всрок при качественном выполнении работ рабочим выплачивается премия. Такаясистема оплаты труда применяется обычно при разовых и договорных работах, какправило, ремонтных, отделочных. Повременной называется такая форма оплаты труда при которой заработокработнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактическиотработанное им время.По этой системе размер оплаты труда за определенный период времени зависиттолько от вида требований, предъявляемых к работнику на данном рабочем месте.При этом исходят из того, что в рабочее время работник добивается в среднемнормальных результатов.Применяется повременная оплата труда прежде всего там, где: - затраты на определение планового и учет произведенного количествапродукции относительно высоки; - количественный результат труда уже определен ходом рабочегопроцесса (например, работа на конвейере с заданным ритмом движения); - количественный результат труда не может быть измерен и не являетсяопределяющим; - качество труда важнее его количества; - работа является опасной; - работа неоднородна по своему характеру и нерегулярна по нагрузке.При использовании повременной оплаты труда необходимо соблюдение рядатребований. К числу наиболее общих из них относятся: 1. строгий учет и контроль за фактически отработанным временем каждымработником; 2. правильно присвоение рабочим-повременщикам тарифных разрядов (илиокладов в тех случаях, когда их труд оплачивается по месячным окладам) встрогом соответствии с их квалификацией и с учетом действительной сложностивыполняемых ими работ, а также присвоение специалистам и служащим должностныхокладов в строгом соответствии с действительно выполняемыми ими должностнымиобязанностями и с учетом личных деловых качеств каждого работника; 3. разработка и правильное применение обоснованных норм обслуживания, нормированных заданий и нормативов численности по каждой категорииработников, исключающих различную степень загрузки, а следовательно, иразличный уровень затрат труда в течение рабочего дня; 4. оптимальная организация труда на каждом рабочем месте, обеспечивающаяэффективное использование рабочего времени.

 

17Безработица: понятие, характеристика основных типов, причины возникновения, тенденции.

 

1.1 Общие сведения о безработице

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Из закона «О занятости населения Российской Федерации»:

«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам».

Другими словами, чтобы быть классифицированным как безработный, человек должен быть:

1. способен работать,

2. желать работать,

3. активно искать работу,

4. быть безработным.

А также человек должен принадлежать к одной и 3х ниже перечисленных категорий:

А) быть без работы, но предпринимать особые усилия, чтобы найти работу, в течение предшествующих 4х недель,

Б) ждущие, чтобы быть приглашенными назад не работу, с которой они были уволены некоторое время назад,

В) ждущие, чтобы начать новую работу в течение 30 дней.

1.2 Типы безработицы

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самостоятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, оправданным. Это называется «естественный уровень безработицы», но о нем речь пойдет позже.

Современная Западная экономическая наука выделяет несколько форм безработицы.

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная безработица ( фрикционная безработица переходит в другуюформу безработицы – структурную. Эти две формы тесно связаны между собой ). Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей. Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Можно привести примеры структурной безработицы:

1. Много лет назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы, т.к. был изобретен станок для изготовления бутылок.

2. Многие нефтяники в американских «нефтяных» штатах пострадали от структурной безработицы, когда катастрофически упали мировые цены на нефть. Сократилась нефтедобыча и всякая другая связанная с нефтью деятельность, что привело к массовым увольнениям.

Второй классической формой безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы. Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать. Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Понятие «естественный уровень безработицы» требует двух уточнений:

1. Термин «естественный» вовсе не означает, что экономика всегда функционирует на естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал.

2. Естественный уровень безработицы по своей сути – непостоянная величина. Он периодически подвергается воздействию демографических сдвигов в составе рабочей силы и институциональных изменений (изменений в законах и обычаях страны). Сегодня естественный уровень безработицы составляет 5, 5% в США, ~7% в России.

Существуют и другие виды безработицы.

Одной из разновидностей, например, является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продук­цию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тен­денцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соот­ветствующих государственных мер по обеспечению работой всех же­лающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая от­ражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых при­ступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытаябезработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

 

2.1 Причины возникновения безработицы

Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:

· структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

· экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

· политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

· сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

· изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

 

2.2 Последствия безработицы

I. Социальные последствия безработицы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.