Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении.






Экономический анализ подразделяется прежде всего на теоретический анализ и конкретно-экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности). Анализ хозяйственной деятельности состоит из двух тесно связанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Разделение анализа на управленческий и финансовый обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Финансовый анализ, основывающийся на данных публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, который использует ограниченную часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы. Основными особенностями этого анализа является: множественность субъектов анализа, разнообразие их целей и интересов, ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность и из-за этого ограничения задач анализа, максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Основное содержание финансового анализа включает в себя: анализ финансового состояния предприятия (его финансовую устойчивость, платежеспособность, ликвидность, анализ финансовых результатов и рентабельности), анализ эффективности использования собственного и заемного капитала, комплексную рейтинговую оценку деятельности предприятия.

Внутренний управленческий анализ дает возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Особенностями управленческого анализа является: ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия, использование всех источников информации для анализа, отсутствие регламентации со стороны государственных органов, комплексность анализа, максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Управленческий анализ занимается изучением вопросов внутрипроизводственного анализа, включая анализ формирования и выполнения производственной программы, использования материальных и трудовых ресурсов, анализ издержек.

Экономический анализ является одной из основных функций управления, которая позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития.

1 В связи с этим в зависимости по объектам управления анализ может охватывать народное хозяйство в целом, отдельные экономические и территориальные районы, отрасли народного хозяйства, производственные объединения, отдельные предприятия, их подразделения и рабочие места.

2 По субъектам управления анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии его экономическими службами, собственниками, органами хозяйственного управления. Внешний анализ проводится на основе финансовой и статистической отчетности вышестоящими органами управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, поставщиками.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения предприятия с

государством и другими внешними пользователями (кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговые службы). Они изучают деятельность организации исходя из своих интересов и как правило используют данные внешней финансовой отчетности. Поэтому-то внешний анализ часто называют финансовым. Однако изучение только публичной отчетности не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации и при использовании другой информации финансовый анализ может быть значительно глубже внешнего.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления предприятием в интересах собственников и руководства.

Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации и деятельности предприятия, в т.ч. технические характеристики, нормативная и плановая информация, данные управленческого и финансового анализа, внешняя и внутренняя отчетность, все учетная информация, результаты совещаний, проверок, опросы специалистов и т.д. Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценивать эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации, и поэтому

3. По времени принятия управленческих решений выделяется анализ предварительный и последующий. Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Предварительный анализ опирается на оперативную информацию и зависит от ее качества, полноты и своевременности поступления.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после осуществления хозяйственных процессов. Его отличительная особенность в том, что он изучает закономерности и результаты уже прошедшего периода, констатирует то, что уже произошло и не в силах повлиять на результаты завершившегося периода. Однако результаты последующего анализа позволяют объективно оценить итоги определенного хозяйственного периода, уровень использования ресурсов, рассмотреть факторы и причины отклонений, выявить просчеты и упущенные возможности.

4 По пространственному признаку выделяется анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Межхозяйственный анализ проводится путем сравнения результатов деятельности двух и более предприятий, на основе чего выявляются передовой опыт, резервы и недостатки.

5 По периодичности проведения анализ делится на периодический и разовый (эпизодический). Периодический анализ может быть годовой, квартальный, месячный, декадный, ежедневный. Этот анализ постоянно повторяется и проводится за определенный отрезок времени. Разовый или эпизодический анализ проводится единовременно в связи с разными производственными и другими обстоятельствами разового характера, например, смена руководства, переход на новую технологию и т.д.

6 По содержанию программы анализ делится на комплексный и тематический. Комплексный анализ изучает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, использует единую универсальную систему показателей, все источники информации. Тематический анализ осуществляется по отдельным вопросам, темам и изучает отдельные стороны хозяйственной деятельности, например, анализ использования трудовых ресурсов, анализ основных средств и др.

7 По степени охвата анализируемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после исследования всех объектов, а при выборочном - по результатам выборочного исследования.

8 По методике изучения объектов анализ подразделяется на сравнительный, факторный, диагностический, маржинальный, экономико-математический, функционально- стоимостной.

Сравнительный анализ состоит в сравнении отчетных показателей хозяйственной деятельности с планом, предыдущими годами, передовыми показателями, средними данными по отраслям и др. Результаты этого анализа позволяют оценить степень выполнения плана, изменение в динамике, выявить неиспользованные резервы.

Факторный анализ предназначен для выявления и количественного измерения влияния факторов на результативные показатели деятельности предприятия. При этом различают факторный анализ детерминированный и стохастический.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков. Знание этих признаков позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений. Например, если темпы роста выручки отстают от темпов роста капитала предприятия, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Маржинальный анализ предусматривает оценку обоснованности и эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной связи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ служит основой для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Функционально-стоимостной анализ является способом выявления резервов снижения себестоимости. Он основывается на выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных функций производства изделия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.