Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Застройка Затьмачья






Затьмачье в центральной части сохранило малоэтажную, преимущественно деревянную застройку XIX - начало XX веков, посреди которой расположена церковь Белой Троицы середины XVI века. В юго-западной части Затьмачья большой интерес представляют архитектурный комплекс Христорождественского монастыря и незаурядный памятник эпохи капитализма – Морозовский городок [].

1) Церковь Троицы Живоначальной в Затьмачье – древнейшее здание Твери, – была построена в 1564 году на пожертвования московского купца Гаврилы Андреевича Тушинского, направленного Иваном Грозным в Тверь для сбора торговых пошлин. За цвет кровли и глав, покрытых необычной белой черепицей, Собор Белая Троица в Тверихрам получил в народе прозвание «Белой Троицы».

На первый взгляд это просто большая, красивая, величественная церковь, стоящая на площади в окружении старинных городских особняков, кажущихся рядом с ней совсем маленькими. Если же присмотреться, то сразу бросается в глаза не совсем обычное завершение храма: ее венчает не традиционное пятиглавие, а целых семь глав – одна большая, центральная, и шесть малых. Так было не всегда. Первоначально церковь была одноглавой, с позакомарным покрытием, и значительно меньше, чем сейчас, когда к ней пристроили большую трапезную и высокую колокольню. Изначально у церкви была толькоСобор Белая Троица в Твери небольшая звонница («двои колоколы») над западным входом. В 1584 году к центральной главе добавили еще шесть – малых, боковых.

Церковь пережила не один городской пожар и целый ряд перестроек. В 1787 году кровля храма уже была не позакомарной, а более практичной четырехскатной, покрытой тесом, а с юго-запада был пристроен Ефремовский придел. В 1793 году при ремонте были растесаны узкие щелевидные окна, перенесен северный вход в храм, поставлен новый иконостас и сделаны новые стенные росписи.

В 1811 году вместо белой черепицы купола были покрыты белым луженым железом, а в 1812-1815 годах пристроили новую колокольню, – тогда она была ниже нынешней, в два яруса. Третий ярус с небольшим шатровым верхом поставили уже в 1787 году.

С храмом и его историей связано множество легенд. Так, до сих пор бытует легенда о том, что из храма ведет 250-метровый подземный ход, спасавший местных жителей во время вражеских нападений.

Древнейший Собор Белая Троица в Тверисохранившийся храм еще до революции периодически становился кафедральным городским собором, когда в Спасо-Преображенском соборе велся ремонт. В советское время в храме практически не прекращались богослужения. Возможно, свою роль сыграло местоположение церкви – в тихом районе, в отдалении от оживленных улиц. С 1935 года собор передали «обновленческой» церкви, а позднее, перед началом Великой Отечественной войны, закрыли. Когда фашисты взяли Тверь, собор был открыт и осквернен. С 1944 года в нем вновь начались богослужения, которые не прекращаются по сей день.

К сожалению, сейчас мы не можем увидеть прежние округлые главки храма – в 1996-1997 годах они были заменены на шлемовидные и покрашены в черный цвет.

В церкви Белой Троицы сохраняется одна из святынь Тверской земли – рака с мощами преподобного Макария Калязинского, перенесенная сюда в 1930-х годах, после уничтожения Троицкого монастыря в Калязине [];

2) Христорождественский монастырь расположен в Твери на высоком правом берегу реки Тьмаки среди городской застройки на том месте, которое в старину называлось Горками. Ещё в середине 19 века местность эта считалась окраиной города, и к стенам обители вплотную подступали леса и рощи. С началом фабричного строительства в Затьмачье, в 1860-е гг., Христорождественский монастырь оказался в центре рабочего посёлка. Точное время основания монастыря неизвестно. Однако, впервые, Христорождественский монастырь в письменных источниках упоминается в грамоте, выданной игуменье Ефимии великим князем Василием Ивановичем в 1514 году. Из грамоты следует, что в те годы Христорождественский монастырь уже существовал и имел значительную собственность. В начале 17 столетия монастырь подвергся страшному разорению от литовцев. Сожжённый дотла, Христорождественский монастырь долгое время оставался в запустении и лишь в 1640-е гг., при особом покровительстве царя Алексея Михайловича, возродился и был отстроен заново. Долгое время все постройки обители оставались деревянными. Каменное строительство в монастыре началось с закладки в 1765 году на месте старой деревянной церкви во имя Рождества Христова новой, кирпичной, с колокольней. Время расцвета Христорождественского монастыря приходится на первую треть 19 века и связано с именем её настоятельницы игуменьи Назареты Шванвич, сумевшей привлечь значительные средства пожертвователей, в числе которых были графиня А.И. Чернышёва и генеральша А.А. Полторацкая, и начать интенсивное храмовое строительство. Именно в этот период был создан целый архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях русской классической архитектуры. На месте деревянной Христорождественской церкви в 1810 году закладывается по проекту К.И. России каменный Христорождественский собор, освященный в 1820 году. В конце 18 — начале 19 вв. вместо деревянной ограды монастыря сооружается новая кирпичная с угловыми башнями и двумя воротами. Над восточными воротами в 1808 году возводится трехярусная колокольня (не сохранилась), над западными - Спасская церковь с настоятельским и трапезным корпусами. В 1830-1832 гг. юго-западнее собора строится Троицкая церковь с больничным корпусом. Во второй половине 19 века монастырская территория увеличивается вдвое в южном направлении и застраивается деревянными кельями. Новый участок обносится кирпичной оградой с угловыми башнями. В 1882 г. с внешней стороны новой южной ограды Христорождественского монастыря строится церковь Николая Чудотворца для рабочих бумагопрядильной фабрики. К началу 20 века относится последнее крупное сооружение монастыря - Воскресенский собор, возведенный у его западного входа [];

3) Интереснейший огромный комплекс фабричных и прифабричных зданий, выросший вокруг Тверской мануфактуры бумажных изделий, начал создаваться в середине XIX века. «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий», основанное в 1856-1858 годах московскими купцами Шибаевым, Матюшиным, Каулиным, Залогиным и Брызгалиным, вскоре большей частью было выкуплено знаменитым купцом и фабрикантом Саввой Морозовым, основателем одной из богатейших купеческих династий России.

С 1872 года владельцем тверской фабрики стал внук С.В.Морозова Абрам Абрамович. Он значительно расширил прядильное и ткацкое производство; благодаря усилиям его жены Варвары Алексеевны, в последние годы жизни мужа фактически полностью взявшей на себя управление фабрикой, был выстроен целый ряд благотворительных учреждений: больница, аптека, родильный приют, приют для сирот, ясли, «санатория», дом призрения, богадельня, училище, библиотека. При сыне А.А. и В.А.Морозовых, Иване Абрамовиче, производство расширилось еще больше. Продолжилось строительство и других заведений: в 1890-1900-х годах были возведены кирпичные многоэтажные казармы и общественные здания. В 1898-1900 годах был построен Народный театр по проекту архитектора В.К.Терского (первоначально он назывался «чайная и зал для спектаклей»). После сильного пожара 1902 года цеха и другие здания пришлось отстраивать заново – уже по более современным проектам.

После нескольких революционных выступлений и забастовок рабочих театр и библиотека были закрыты, в бывшем театре разместился архив конторы.

«Морозовский городок» строился по четкому плану, жилые дома и лечебные учреждения были сосредоточены в одной части кварталов, производство – в другой. Сами здания очень интересны по своей архитектуре. Краснокирпичные казармы и жилые многоквартирные корпуса выполнены в стиле эклектики и модерна. Особенно замечательна казарма «Париж» 1910-1913 годов постройки – это необычное здание в стиле «романтизированного модерна». Лечебные и учебные заведения выглядят проще – это скромные деревянные и каменные постройки более раннего времени.

В казармах и жилых корпусах и поныне живут люди; в советское время этот район был переименован в «Двор Пролетарки» – по получившей новое название текстильной фабрике. Это один из интереснейших образцов российской промышленной и гражданской архитектуры, хотя жизнь в давно не ремонтированных корпусах, которым уже более 100 лет, сейчас уже не кажется такой удобной и обустроенной, как раньше [].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.