Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типизация и повторность в застройке Твери






История строительства в Твери в 1760-х -1770-х годах в целом хорошо известна. Что же касается применения типовой застройки, то здесь долгое время существовала некоторая путаница в вопросе о том, по каким именно проектам велось строительство. Большинство авторов, занимавшихся тверской типовой застройкой, приводили в качестве иллюстрации не те типовые проекты, по которым в действительности застраивалась Тверь, а другие, предложенные начальником строительства графом В. Фермором и не нашедшие практического применения. На основании ряда архивных документов и сохранившихся фрагментов первоначальной застройки можно представить следующую картину хода проектирования, утверждения и строительства типовых жилых домов в Твери. В июле 1763 г. был утвержден проект восстановления Твери, сделанный под руководством П.Никитина, с известной трехлучевой системой плана в центре города. К проекту были приложены типовые фасады, подлинник которых до нас не дошел. В переписке с Екатериной по поводу восстановления города Фермор возразил против уже утвержденного проекта Никитина и в октябре 1763 г. представил свой, прямоугольный вариант планировки и новые типовые фасады, предусматривавшие преимущественную застройку улиц с разрывами вместо сплошной и снижение высоты домов. Проект Фермора одобрен не был и практического осуществления не получил.

Сохранившиеся в Твери дома почти точно воспроизводят фасады из рукописного “Атласа Тверской губернии”, изданного, по-видимому, в 70-х годах XVIII в., и нет никакого сомнения в том, что застройка города велась по чертежам, служившим основой для Атласа, а не по проектам Фермора. Существование этих не дошедших до нас чертежей косвенно подтверждается также наличием проектов тверских домов 1767 г., подписанных А.Квасцовым, и квасовскими же проектами типовых домов для Казани, выполненными по образцу тверских. Мало того, именно эти фасады скорее всего послужили основой для проектирования “фасадов примерных против прочих вновь строящихся городов”.

Основной осуществленный проект планировки Твери Никитина развивал принципы застройки, заложенные в Петербурге в 1737-1740 гг. Как и там, здесь было проведено зонирование по высоте и качеству застройки. Она повышалась от периферии к центру от одного до двух с половиной этажей, была деревянной на окраинах и каменной в центре. Новым было то, что все улицы и площади центра предполагалось застроить “сплошною фасадою”, с целью более рационального использования площади кварталов и уменьшения длины улиц. Принцип сплошной застройки, который в первой половине XVIII в. в Петербурге был желательным и осуществлялся только по мере возможности, должен был сделаться в Твери для центра обязательным. Здания присутственных мест по периметру центральной Фонтанной площади проектировались как составная часть общего монолита жилой застройки.

Не отличалась в принципе от петербургской система планировки кварталов. Как правило, квартал разбивался на два ряда одинаковых участков и лишь в тех случаях, когда глубина его (в центре города) была небольшой, делался один ряд участков. Дворовые постройки, в отличие от Петербурга, предлагалось строить компактно, а не растягивать по периметру участка. Однако система подведения под одну крышу сараев соседних владений сохранялась. На окраинах города участки должны были включать в себя небольшие сады.

Блокирование домов в сплошную застройку по фронту улицы привело к образованию в центре города нового типа квартала, две стороны которого ограничивались сплошными лентами застройки с проездами под домами, а середина была занята отдельно стоящими хозяйственными постройками и разгорожена заборами на участки. В отличие от стихийно образовавшейся в некоторых местах в Петербурге периметральной застройки кварталов с разделением внутреннего пространства на отдельные дворы, здесь видно Сознательное стремление к сплошной периметральной застройке на основе блокирования типовых домов-секций.

Реконструкция Твери в 60-х – 70-х годах XVIII в. интересна не только тем, что там был создан комплексный проект строительства большого губернского города с детальным решением планировки и застройки. Таких проектов во второй половине XVIII в. было сделано достаточно много. Здесь очень важно, что проект был в значительной степени осуществлен, хоть и не везде в точности. Тверь получила замечательную по своей цельности сплошную застройку набережной Волги на значительном отрезке. “Сплошною фасадою” были застроены и отдельные участки Миллионной (ныне Советской) улицы, получившей в остальных частях застройку из отдельно стоящих типовых домов. Четырьмя зданиями с почти одинаковыми фасадами была застроена Фонтанная площадь.

Тверь была, пожалуй, единственным русским городом, где основные элементы архитектурной композиции центрального района были спроектированы и осуществлены при помощи типовой застройки частными жилыми домами. Почему же именно здесь удалось осуществить такую застройку? Ведь в прошлом Петербурге удавалось достичь в частном типовом строительстве лишь известного архитектурного единства фасадов, выходящих на улицу, и примерно одинаковой высоты застройки в отдельных районах. В Твери же была осуществлена блочная застройка из двухэтажных каменных обывательских домов на протяжении целых кварталов. Конечно, застройку улиц едиными архитектурными комплексами жилых домов, хотя бы и в пределах небольших кварталов, было бы невозможно осуществить, применяя принцип раздачи отдельных участков под застройку частным лицам. В Твери же получила осуществление практика строительства жилых домов за государственный счет, с последующей продажей их частным владельцам. Помимо блочной застройки за счет государства было построено и несколько отдельно стоящих домов по типовым проектам, которые служили образцами для застройки. Но здесь уже, в отличие от домов, построенных на государственный счет, типизирован был лишь общий принцип построения фасадов. Планировка же дома и детали архитектурного убранства оставлялись, как и раньше, на волю хозяев.

Частное строительство домов усадебного типа занимало подавляющее большинство городских кварталов, поэтому не следует преувеличивать значение государственного строительства жилых домов в то время. Однако и то относительно небольшое число их, которое было на Миллионной улице и набережной Волги, вместе с административными постройками Фонтанной площади в значительной степени определило архитектурный облик центра Твери. Это произошло потому, что строительство не было рассредоточено, как обычно при частном строительстве, а сконцентрировано в одном районе и образовало единый ансамбль центра.

Застройку центра не удалось осуществить точно по плану. В связи с недостатком средств не был построен “сплошной фасад” между Полуциркульной и Фонтанной площадями, отдельными домами были застроены и Косые улицы. Это, однако, не нарушало всей композиционной структуры городской застройки, а отсутствие “сплошных фасадов” на Косых улицах лучше подчеркивало значение основных магистралей – Миллионной улицы и набережной Волги, несмотря на все ее изменения, внесенные в проект в процессе строительства, застройка центра Твери отличалась редким по тому времени архитектурным единством и высоким художественным уровнем, как архитектуры отдельных зданий, так и архитектуры всего комплекса.

Органическое единство планового и объемного решения дополнялось и единым принципом решения архитектуры отдельных зданий. Практически почти все здания центра решались путем варьирования одного типового фрагмента. Этот фрагмент, чередующийся со вставками с фронтонами и воротами, составлял основу блочной застройки. На основе этого же фрагмента, повторенное разное число раз, строились отдельно стоящие дома. Наконец, административные здания на Фонтанной площади тоже основаны на типовом фрагменте и обогащены более декоративными ризалитами. “Типовым фрагментом” здесь названа следующая композиция: окна первого и второго этажей с наличниками; между ними (по вертикали) либо перемычки, украшенные декоративными плитами, либо тяга; над окнами второго этажа маленькие горизонтальные чердачные окна; венчающая часть – карниз с балюстрадой; в простенках, как правило, лопатки. Ритмическое повторение этого фрагмента, сочетающегося с различными вставками в виде ризалитов с несколько другим декором, обусловило органическое единство зданий, различных по протяженности и по плану, из которых состояла серия тверских типовых домов.

Приоритет в области практического осуществления градостроительных идей середины XVIII в. сделал Тверь своего рода “образцовым” городом. Ее планировочная структура и методы проектирования и строительства жилых и административных зданий начали служить образцом для реконструкции других русских городов задолго до завершения строительства в самой Твери. В ряде случаев тверские типовые проекты использовались в застройке других городов почти без всякого изменения. Свидетельства об этом можно найти в ряде архивных документов [].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.