Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По организации спортивной подготовки в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 12 мая 2014 г. N ВМ-04-10/2554

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В целях обеспечения единства основных требований к организации спортивной подготовки Министерство спорта Российской Федерации направляет для использования в работе прилагаемые Методические рекомендации.

Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в качестве выбора предпочтительных вариантов реализации утвержденных требований и методов на практике, а также предлагаются для основы при разработке нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

 

В.Л.МУТКО

 

Утверждаю

Министр спорта

Российской Федерации

В.Л.МУТКО

12 мая 2014 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методической помощи физкультурно-спортивным организациям и образовательным организациям, реализующим образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в качестве выбора предпочтительных вариантов реализации утвержденных требований и методов на практике.

Методические рекомендации формируют подходы к выработке средств и методов реализации государственной политики по обеспечению единства основных требований к организации спортивной подготовки на территории Российской Федерации в целях повышения массовости детско-юношеского спорта и качества подготовки спортивного резерва, а также являются методической основной для разработки нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

 

Общие вопросы организации спортивной подготовки

в Российской Федерации

 

1.1. Нормативно-правовые основы организации спортивной подготовки.

Организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ), нормативными правовыми актами Министерства спорта Российской Федерации, федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта (далее - федеральные стандарты спортивной подготовки).

Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, также руководствуются законодательством в сфере образования, в том числе следующими приказами Министерства спорта Российской Федерации, принятыми во исполнение статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации":

приказом от 12.09.2013 N 730 " Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530);

приказом от 12.09.2013 N 731 " Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);

приказом от 27.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

По вопросам, не урегулированным на федеральном уровне, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления спортивной подготовки, руководствуясь Методическими рекомендациями.

По вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты по вопросам своей деятельности, разработанные с учетом Методических рекомендаций.

 

1.2. Субъекты спортивной подготовки.

При разработке нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования), локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, с использованием данных Методических рекомендаций, предлагается учитывать следующие субъекты спортивной подготовки, которые могут выступать в качестве носителей (приобретателей) субъективных прав и обязанностей при организации и осуществлении спортивной подготовки:

органы управления в области физической культуры и спорта;

организации, осуществляющие спортивную подготовку;

лица, проходящие спортивную подготовку;

спортивные сборные команды Российской Федерации, спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации, спортивные сборные команды муниципального образования, спортивные сборные команды общероссийских, межрегиональных, региональных общественных организаций (далее - спортивные сборные команды), под которыми в целях настоящих Методических рекомендаций понимаются коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта, созданные для подготовки к официальным спортивным соревнованиям соответствующего уровня;

лица, осуществляющие спортивную подготовку, под которыми в целях настоящих Методических рекомендаций понимаются тренеры, тренеры-преподаватели и другие специалисты, непосредственно участвующие в осуществлении спортивной подготовки;

медицинские организации и работники;

иные специалисты, необходимые для обеспечения спортивной подготовки;

волонтеры.

 

1.2.1. Органы управления в области физической культуры и спорта.

К органам управления в области физической культуры и спорта относятся:

федеральный орган исполнительной власти - Министерство спорта Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

органы местного самоуправления в области физической культуры и спорта.

Конкретные полномочия соответствующего органа управления в области физической культуры и спорта определяются соответствующими нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии со статьями 6, 7, 8, 9 и 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

 

1.2.2. Организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 1 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Физкультурно-спортивной организацией является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 30 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Физкультурно-спортивные организации могут выступать в качестве организаций, осуществляющих обучение, в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации". В этом случае для осуществления образовательной деятельности создается специализированное структурное образовательное подразделение. Такое подразделение, при наличии соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности, может осуществлять деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (например: иметь в своей структуре детско-юношескую спортивную школу).

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" организации, осуществляющие спортивную подготовку, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием, являются соответственно государственными или муниципальными учреждениями.

При разработке устава организации, осуществляющей спортивную подготовку, являющейся государственным или муниципальным учреждением (далее - учреждения), рекомендуется руководствоваться:

статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации;

статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях";

статьями 16 - 19 Трудового кодекса Российской Федерации;

статьями 6.1 и 7 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ " Об автономных учреждениях" (в отношении автономных учреждений);

статьей 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (в отношении образовательных организаций);

частью 3 статьи 28 и частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Среди физкультурно-спортивных организаций, которые осуществляют спортивную подготовку, в целях настоящих Методических рекомендаций предлагается выделять следующие организации (учреждения):

1) центры спортивной подготовки.

Под центром спортивной подготовки (далее - ЦСП) в целях настоящих Методических рекомендаций понимается государственное или муниципальное учреждение, основной целью которого является организация спортивной подготовки и обеспечение подготовки спортивного резерва.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, использующие в своем наименовании название " Школа высшего спортивного мастерства", " Центр подготовки спортивного резерва", " Центр олимпийской подготовки", рекомендуется рассматривать как вид ЦСП.

Для ЦСП рекомендуется устанавливать следующие основные виды деятельности в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), оказываемых физическим и юридическим лицам в установленной сфере деятельности:

выполнение работ по подготовке спортивного резерва, членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, включая организацию и проведение тренировочных мероприятий, научно-методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем;

выполнение работ по обеспечению участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях;

выполнение работ по организации и проведению официальных спортивных мероприятий;

выполнение работ по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

выполнение работ по медицинскому, медико-биологическому сопровождению лиц, проходящих спортивную подготовку (при наличии соответствующей лицензии);

выполнение работ по организации профессиональной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры и спорта (при наличии соответствующей лицензии).

2) региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры (далее - спортивно-тренировочные центры).

Под спортивно-тренировочными центрами (далее - СТЦ) в целях данных Методических рекомендаций понимаются физкультурно-спортивные организации или образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, либо структурные подразделения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеющие в своей структуре спортивные сооружения, на базе которых осуществляется специализированная централизованная подготовка спортивного резерва.

СТЦ может также создаваться как самостоятельное юридическое лицо для реализации указанных выше целей.

В задачи СТЦ может входить:

создание условий для организации централизованной тренировочной работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации;

способствование популяризации и развитию культивируемых в субъекте Российской Федерации видов спорта;

обеспечение условий для подготовки спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации;

создание условий для организации и проведения спортивных мероприятий, в том числе официальных международных спортивных соревнований;

обеспечение развития материально-технических условий подготовки спортсменов по базовым видам спорта;

создание условий для развития межрегиональных спортивных связей.

СТЦ рекомендуется участвовать в обеспечении современных условий для тренировочной работы со спортсменами спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивным резервом спортивных сборных команд Российской Федерации и спортсменами спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, создавать условия для подготовки спортсменов к официальным всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

СТЦ может участвовать в выявлении и отборе перспективных спортсменов из числа лиц, проходящих спортивную подготовку, для включения их в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, спортивных сборных команд Российской Федерации.

3) физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, ранее являвшиеся образовательными учреждениями дополнительного образования детей (организациями дополнительного образования) и сохранившие традиционное название: спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва.

Данные организации могут осуществлять основной вид деятельности по спортивной подготовке в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями соответствующего субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности физическим и юридическим лицам, а также осуществлять другие виды услуг, например:

обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципального образования или субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

организация и проведение тренировочных мероприятий, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем;

выполнение работ по обеспечению участия спортсменов организации в официальных спортивных мероприятиях;

выполнение работ по организации и проведению официальных спортивных мероприятий;

выполнение работ по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

разработка программ спортивной подготовки по видам спорта;

разработка примерных программ для занятий физической культурой и спортом;

составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов.

Среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, спортивную подготовку по решению учредителя могут осуществлять:

а) профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, имеющие интернат и реализующие программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, далее - профессиональные образовательные организации), и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта < 1>;

--------------------------------

< 1> Пункт 16 приказа Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

 

б) детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), далее именуемые спортивные школы;

в) иные организации дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее - иные организации дополнительного образования).

В настоящее время в Российской Федерации сложилось два уровня профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта:

федеральные училища (колледжи, техникумы) олимпийского резерва, (далее - УОР), ориентированные на реализацию государственной политики в сфере спортивной подготовки, обеспечение функционирования единой системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, оказание организационно-методического содействия субъектам Российской Федерации;

УОР субъектов Российской Федерации, призванные обеспечить создание оптимальных условий для занятий спортом без отрыва от учебы для наиболее одаренных юных спортсменов, проживающих в субъекте Российской Федерации.

В целях более полного включения УОР, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в единую систему отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, рекомендуется при организации деятельности УОР ориентироваться на базовые виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях.

Помимо профессиональных образовательных организаций спортивную подготовку по решению учредителя могут осуществлять организации дополнительного образования, прежде всего спортивные школы.

Образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 6 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Спортивные школы в соответствии с действующим законодательством по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей:

в ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу;

в СДЮСШОР и в специализированных отделениях ДЮСШ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 30% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу.

Для вновь открываемых отделений (в том числе специализированных) в спортивных школах устанавливается двухлетний период, в течение которого должно быть обеспечено указанное выше соотношение количества занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 21 приказа Минспорта России от 21.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

 

В спортивных школах отделения открываются по избранным видам спорта (группе видов спорта). Количество групп занимающихся на отделении должно быть не менее шести (для открытия отделения необходимо минимум три группы занимающихся, с последующим увеличением их количества в течение трех последующих лет до шести) < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 22 приказа Минспорта России от 21.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

 

Обоснованием открытия (преобразования) спортивной школы в виде СДЮСШОР или специализированного отделения в ДЮСШ рекомендуется считать необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр и (или) по базовым видам спорта, развиваемых субъектами Российской Федерации на своих территориях.

Особенностями деятельности специализированных отделений спортивной школы является не только реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, но и программ спортивной подготовки, на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

В спортивных школах, являющихся СДЮСШОР и включенными в перечень физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования " Олимпийский", " Паралимпийский", " Olympic", " Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями, формируемый Министерством спорта Российской Федерации (далее - Перечень организаций, использующих наименование " Олимпийский"), на специализированных отделениях должно заниматься не менее 70% контингента занимающихся < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 23 приказа Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

 

Спортивные школы по решению учредителя могут специализироваться как на развитии одного вида спорта, так и быть комплексными, то есть, культивировать несколько видов спорта.

При определении уровня подчиненности спортивных школ (государственный или муниципальный) рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

принадлежность спортивного объекта, на базе которого осуществляет свою деятельность организация, осуществляющая спортивную подготовку;

охват контингента;

наличие квалифицированных кадров и уже сложившейся структуры спортивной подготовки.

СДЮСШОР рекомендуется относить к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, выделяются также организации, которые непосредственно не осуществляют спортивную подготовку, но способствуют ей, в том числе в рамках кластерного взаимодействия, либо реализуют образовательные программы в области физической культуры и спорта, направленные на подготовку обучающихся к прохождению программ спортивной подготовки, в том числе в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (далее школы-интернаты спортивного профиля) < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 13 приказа Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 " Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

 

Школы-интернаты спортивного профиля (далее - ШИСП) призваны обеспечить выявление, отбор наиболее спортивно одаренных детей и подростков, а также создание им условий для прохождения спортивной подготовки без отрыва от получения основного полного (общего) образования.

ШИСП реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта).

За содержание детей в ШИСП и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации родительская плата не взимается.

ШИСП осуществляют обеспечение обучающихся спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проездом к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение, в порядке и на условиях, установленных учредителем.

ШИСП могут являться структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций.

 

1.2.3. Лица, проходящие спортивную подготовку.

Права и обязанности лиц, проходящих спортивную подготовку, определяются в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ < 1>.

--------------------------------

< 1> Статья 34.4 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Принадлежность лица к организации, осуществляющей спортивную подготовку, определяется на основании приказа о зачислении в организацию для прохождения спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 3.1 статьи 27 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

К лицам, проходящим спортивную подготовку и выступающим на спортивных соревнованиях, в целях настоящих Методических рекомендаций относятся спортсмены, проходящие спортивную подготовку в организациях, осуществляющих спортивную подготовку (далее - спортсмены).

В организациях, осуществляющих спортивную подготовку, преимущественно в ЦСП, в целях оперативного учета и реализации различных программ спортивной подготовки, спортсмены могут подразделяться на переменный и постоянный составы. Критерии отнесения спортсменов к данным составам рекомендуется определять локальными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку.

В случае если спортсмен зачислен в образовательную организацию и со спортсменом не заключен трудовой договор, то его принадлежность к образовательной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательную организацию < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 4 статьи 27 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

При заключении трудового договора со спортсменом рекомендуется руководствоваться статьей 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности заключения трудовых договоров со спортсменами.

В штатном расписании организации, осуществляющей спортивную подготовку, рекомендуется предусматривать следующие должности:

спортсмен;

спортсмен-инструктор;

спортсмен-ведущий (при реализации программ спортивной подготовки по виду спорта " спорт слепых").

Должностные обязанности спортсмена определяются в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСД), раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054), а также профессиональными стандартами, утвержденными Минтрудом России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

 

1.2.4. Спортивные сборные команды.

Общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, порядок утверждения этих списков устанавливаются Министерством спорта Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 2 статьи 36 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Принципы, критерии и порядок формирования спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, муниципального образования определяется соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Возрастные группы для спортсменов-кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации определяются в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 7 Общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядок утверждения этих списков, утвержденных приказом Минспорттуризма России от 02.02.2009 N 21 (зарегистрирован Минюстом России 18.03.2009, регистрационный N 13531 с изменениями, внесенными приказом Минспорттуризма России от 15.01.2010, зарегистрированным Минюстом России 16.02.2010, регистрационный N 16422).

 

Деятельность спортивных сборных команд осуществляется в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

 

1.2.5. Лица, осуществляющие спортивную подготовку.

Под лицами, осуществляющими спортивную подготовку, в целях настоящих Методических рекомендаций понимаются работники организаций, осуществляющих спортивную подготовку, непосредственно организующие, реализующие и (или) контролирующие реализацию программ спортивной подготовки и требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта.

В соответствии с ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054), а также ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный N 18638) и профессиональными стандартами, возможны следующие наименования должностей для включения в штатное расписание организации, осуществляющей спортивную подготовку:

тренер;

старший тренер;

тренер-преподаватель;

старший тренер-преподаватель;

тренер-консультант;

тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

старший тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

старший тренер по резерву спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

главный тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

старший тренер по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);

государственный тренер (по виду спорта, спортивной дисциплине).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, на которых распространяются положения главы 52 " Особенности регулирования труда педагогических работников" Трудового кодекса Российской Федерации. Введение в штатное расписание организации, осуществляющей спортивную подготовку, должностей педагогических работников возможно при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Трудовые отношения с участием тренеров возникают на основе трудового договора. В отличие от спортсменов, для тренеров не предусмотрены обязательные углубленные медицинские осмотры. Вместе с тем, при заключении трудового договора с тренером предлагается проводить медицинские осмотры с целью выявления противопоказаний для осуществления тренерской деятельности.

Должностные обязанности лиц, осуществляющих спортивную подготовку, определяются соответствующим ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, на основе которого, а также с учетом профессиональных стандартов, организациям рекомендуется разрабатывать и утверждать должностные инструкции по каждой должности, включенной в штатное расписание.

Срочные трудовые договоры (рекомендуемый срок от одного до пяти лет) могут заключаться по соглашению сторон с тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд < 1>.

--------------------------------

< 1> Статья 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

Во всех остальных случаях трудовой договор с тренерами должен быть заключен на неопределенный срок < 1>.

--------------------------------

< 1> Статья 58 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

В организациях, осуществляющих спортивную подготовку по адаптивным видам спорта, рекомендуется вводить в штатное расписание следующие должности:

тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

инструктор по адаптивной физической культуре;

инструктор-методист по адаптивной физической культуре;

инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре;

старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре.

 

1.2.6. Медицинские организации и работники.

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (редакция от 28.12.2013).

 

Под медицинскими работниками, как субъектами спортивной подготовки, в целях настоящих Методических рекомендаций понимаются работники, непосредственно осуществляющие медицинское обеспечение тренировочного процесса и медицинское наблюдение спортсменов.

Основную деятельность по организации медицинского обеспечения тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, ведет врач по спортивной медицине. Организация, осуществляющая спортивную подготовку, может принять на работу врача по спортивной медицине в штат, предварительно получив соответствующую лицензию, и (или) заключить договор с медицинской организацией, имеющей данную лицензию.

Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н утвержден Порядок оказания медицинской помощи об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный N 18428), которым могут руководствоваться организации, осуществляющие спортивную подготовку. Квалификационные характеристики врача по спортивной медицине установлены приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н " Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 09.07.2009, регистрационный N 14292) и ими могут руководствоваться в своей деятельности организации, осуществляющие спортивную подготовку.

В штатном расписании организации могут быть также предусмотрены должности, включенные в ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2010, регистрационный N 18247) при наличии соответствующей лицензии. В этом случае организация, осуществляющая спортивную подготовку, может иметь в своей структуре соответствующий отдел (например: по медико-биологическому обеспечению спортивной подготовки).

 

1.2.7. Иные специалисты, необходимые для организации и обеспечения спортивной подготовки.

Под иными специалистами понимаются работники организации, осуществляющей спортивную подготовку, непосредственно не задействованные в организации, реализации и (или) контроле за реализацией программ спортивной подготовки, но обеспечивающих непрерывный процесс спортивной подготовки (например: административно-управленческий и обслуживающий персонал организации).

Для правового, психолого-педагогического, научно-методического и медицинского обеспечения спортивной подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, организация, осуществляющая спортивную подготовку, может привлекать специалистов высших учебных заведений, других образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих научную подготовку, на условиях срочного трудового договора или гражданско-правового договора оказания услуг.

 

1.2.8. Волонтеры.

Под волонтерами в целях настоящих Методических рекомендаций понимаются лица, осуществляющие безвозмездное выполнение работ, связанных с организацией спортивной подготовки, в том числе сопровождение спортсменов на спортивные мероприятия, осуществление деятельности в качестве лица, осуществляющего спортивную подготовку.

Волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 3.1 Статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Если между организаций, осуществляющей спортивную подготовку, и волонтером заключен гражданско-правовой договор, предметом которого является безвозмездное выполнение им работ и (или) оказание услуг в интересах организации (например: сопровождение лиц, проходящих спортивную подготовку, спортсменов на спортивное мероприятие, участие в проведении мероприятия, в том числе в качестве спортивного судьи), суммы возмещения расходов волонтера на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных) < 1>, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, производимого организацией в соответствии с условиями указанного договора, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц < 2>.

--------------------------------

< 1> Письмо Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-06/24302.

< 2> Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Рекомендуется организовать работу с волонтерами на постоянной системной основе с привлечением к этой деятельности законных представителей занимающихся, лиц, проходящих спортивную подготовку, спортсменов, ранее проходивших спортивную подготовку, студентов профессиональных образовательных организаций, в том числе создавая в структуре организации волонтерский центр (клуб, отделение).

 

1.3. Система управления спортивной подготовкой.

В сложившейся в Российской Федерации системе спортивной подготовки возможно выделить три уровня управления: федеральный, региональный (уровень субъекта Российской Федерации) и муниципальный (уровень органа местного самоуправления).

 

1.3.1. Система управления спортивной подготовкой на федеральном уровне.

В компетенцию и задачи системы управления спортивной подготовкой на федеральном уровне входят:

разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, в том числе реализация комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации;

нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки, в том числе разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки;

организация научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе организация федеральных экспериментальных площадок;

обеспечение деятельности федеральных учреждений являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;

осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными Российской Федерацией и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;

реализация адресной поддержки субъектов Российской Федерации по базовым видам спорта.

На федеральном уровне в системе спортивной подготовки осуществляют деятельность, в том числе:

а) федеральное государственное бюджетное учреждение " Федеральный центр подготовки спортивного резерва", обеспечивающее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации;

б) федеральные государственные бюджетные профессиональные образовательные организации: УОРы, целью которых является в том числе создание условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения в организации и прохождения спортивной подготовки.

 

1.3.2. Система управления спортивной подготовкой на уровне субъектов Российской Федерации.

Компетенция и задачи субъекта Российской Федерации в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:

определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;

обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на региональном уровне на основе федерального законодательства и используя данные Методические рекомендации;

организацию научных исследований по направлению спортивной подготовки, в том числе поддержка федеральных экспериментальных площадок и организация региональных экспериментальных площадок;

обеспечение деятельности государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных), являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе государственного задания;

осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализацию адресной поддержки муниципальных образований, осуществляемой ими спортивной подготовки и подготовки спортивного резерва по перспективным видам спорта.

На уровне субъекта Российской Федерации в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:

1) организации спортивной подготовки:

ЦСП (либо несколько ЦСП), осуществляющий (осуществляющие) формирование и подготовку спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (в том числе юношеских, юниорских, молодежных составов), а также отвечающих за обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации;

СТЦ;

другие физкультурно-спортивные организации, к которым можно отнести физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, ранее являвшиеся образовательными организациями дополнительного образования и сохранившие традиционное название - спортивная школа, спортивная школа олимпийского резерва.

2) профессиональные образовательные организации и образовательные организации дополнительного образования:

УОР;

детско-юношеский центр физической культуры и спорта, отвечающий за организационно-методическое обеспечение спортивной подготовки в субъекте Российской Федерации и координацию деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

СДЮСШОР;

ДЮСШ по перспективным для субъекта Российской Федерации видам спорта;

ДЮСАШ.

 

1.3.3. Система управления спортивной подготовкой на муниципальном уровне.

Компетенция и задачи муниципального образования в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:

определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, в том числе по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;

нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на муниципальном уровне на основе федерального и регионального законодательства и используя настоящие Методические рекомендации;

обеспечение деятельности муниципальных учреждений, являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе муниципального задания;

осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На муниципальном уровне в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:

муниципальные ДЮСШ (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры);

муниципальные учреждения, являющиеся организациями дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (прежде всего ДЮСШ).

 

II. Обеспечение деятельности организаций,

осуществляющих спортивную подготовку

 

2.1. Деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, как физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов < 1>.

--------------------------------

< 1> Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

Права и обязанности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, определяются в соответствии со статьей 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

Основой деятельности являются программы спортивной подготовки, которые разрабатываются и реализуются организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).

 

При отсутствии требований, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки, либо отсутствии в федеральных стандартах спортивной подготовки каких-либо требований, организации (учреждению) рекомендуется самостоятельно принимать решение по разработке, внесению изменений и дополнений в реализуемые программы спортивной подготовки.

Учреждениям в случаях отсутствия каких-либо требований, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки, либо отсутствии в федеральных стандартах спортивной подготовки каких-либо требований, рекомендуется согласовывать разрабатываемые программы спортивной подготовки и проводить их экспертизу в порядке, устанавливаемом учредителем.

 

2.2. Научно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Научно-методическое сопровождение спортивной подготовки является важной составной частью деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Рекомендуется организацию и ведение методической (научно-методической) деятельности осуществлять непосредственно самой организацией, осуществляющей спортивную подготовку, либо на основе кластерного взаимодействия с организацией, для которой методическая (научно-методическая) деятельность в области физической культуры и спорта является одним из основных видов деятельности.

Можно выделить следующие направления методической (научно-методической) деятельности:

а) обеспечение повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва и роста спортивного потенциала лиц, проходящих спортивную подготовку;

б) организация мониторинга тренировочной деятельности;

в) повышение профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих тренировочный процесс;

г) разработка, внедрение, анализ исполнения и, при необходимости, корректировка программ спортивной подготовки, реализуемых (планируемых к реализации) организацией;

д) подготовка экспертных заключений, рецензий на образовательные программы, реализуемые организациями, осуществляющими спортивную подготовку;

е) подготовка экспертных заключений о перспективности спортсменов на основе проведения в отношении них комплексной диагностики;

ж) сопровождение экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе в рамках деятельности федеральных (региональных) экспериментальных площадок.

 

2.2.1. Организационно-методическое сопровождение спортивной подготовки.

Для организационно-методического обеспечения и координации деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в субъектах Российской Федерации могут создаваться центры подготовки спортивного резерва или центры физической культуры и спорта (далее - Центры), осуществляющие на соответствующем уровне сетевое взаимодействие с другими организациями, осуществляющими спортивную подготовку.

Данные Центры могут осуществлять также деятельность по развитию новых для данной территории видов спорта, внедрению новых технологий в тренировочном процессе, инноваций, совершенствованию методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, оказанию методической помощи другим организациям, а также апробацию " пилотных", авторских и экспериментальных программ спортивной подготовки.

В задачи Центров рекомендуется в том числе включать:

организацию методической и инновационной работы в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне;

разработку и апробацию " пилотных", авторских и экспериментальных программ спортивной подготовки, методических рекомендаций и региональных требований к развитию системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;

оказание методической помощи организациям, осуществляющим спортивную подготовку, при участии во всероссийских и региональных программах и конкурсах;

обобщение опыта работы по организации и проведению региональных спортивно-массовых мероприятий и организации тренировочного процесса;

реализацию комплексного плана работы с тренерскими кадрами и спортивным активом (семинары, консультации, курсы, конференции, круглые столы и другие формы);

работу с кадровым резервом.

 

2.2.2. Консультационно-аналитические центры.

В целях организации обследования спортсменов и наблюдений за тренировочным процессом, а также отбора спортивно одаренных детей, юношей и девушек могут создаваться консультационно-аналитические центры как самостоятельные организации (учреждения) или как структурные подразделения организаций (учреждений).

Важным направлением деятельности консультационно-аналитического центра (отдела, службы) может быть получение и обработка информации для проведения индивидуального отбора лиц для прохождения спортивной подготовки по следующим разделам:

тестирование и оценка показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, психо-эмоциональной сферы;

вариационная пульсометрия;

тензометрия;

определение состава тела (калиперометрия), осанка;

видеоанализ;

мониторинг физического состояния;

создание необходимой для осуществления спортивной подготовки базы данных,

разработка модельных характеристик по видам спорта;

антидопинговая пропаганда;

определение генетической предрасположенности;

другие вопросы, связанные с подготовкой спортивного резерва.

Анализ результатов по вышеперечисленным параметрам на основе объективных показателей может служить обоснованием тренерскому составу и руководству организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в оценке эффективности тренировочного процесса, своевременного внесения корректив в программы и планы спортивной подготовки и в совокупности с показателями соревновательной деятельности в целом оценивать перспективность того или иного спортсмена.

Образовательным организациям в своей деятельности с лицами, проявившими выдающиеся способности, целесообразно руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" < 1>.

--------------------------------

< 1> Статья 77 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 03.02.2014).

 

В консультационно-аналитических центрах рекомендуется организовывать обследование спортсменов в три ступени:

1) анализ исходных показателей, " природных" данных, так называемое вступительное тестирование;

2) в процессе тренировочной деятельности (в предсоревновательный и восстановительный периоды подготовки) - оценочное тестирование;

3) непосредственно в соревновательном периоде (на данном этапе путем моделирования ситуации на контрольных стартах, прогонах, спаррингах, то есть при работе спортсменов в зоне соревновательной интенсивности) основное тестирование.

 

2.2.3. Федеральные (региональные) экспериментальные площадки.

Одной из эффективных форм научного обеспечения спортивной подготовки является формирование федеральных (региональных) экспериментальных площадок по апробации и внедрению новых подходов к организации спортивной подготовки.

В рамках кластерного взаимодействия, включая и органы управления в области физической культуры и спорта, могут функционировать федеральные и региональные экспериментальные площадки по развитию системы спортивной подготовки (далее - экспериментальная площадка).

Экспериментальная площадка может создаваться с целью реализации " пилотных" проектов по подготовке спортивного резерва, формированию и апробации подходов к совершенствованию деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, проведения оперативного мониторинга подготовки спортивного резерва на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, на базе которых осуществляет деятельность экспериментальная площадка, могут:

устанавливать от 10% до 50% надбавку к должностному окладу для работников, участвующих в экспериментальной деятельности;

по согласованию с соответствующими органами управления в области физической культуры и спорта разрабатывать и осуществлять деятельность на основании внутренних локальных актов, отличных от норм и правил, установленных для данного уровня (вида) учреждений (организаций) соответствующими органами управления в области физической культуры и спорта;

взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью научно-методического сопровождения деятельности, а также иметь собственное структурное подразделение по научно-методическому сопровождению спортивной подготовки.

Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, участвующим в реализации деятельности федеральных экспериментальных площадок, рекомендуется разработать и внедрить в свою деятельность новые методы, формы, критерии, показатели и параметры, в том числе и в случаях отсутствия перечисленных положений в утвержденных федеральных стандартах спортивной подготовки и иных ведомственных нормативных актов.

После анализа и обобщения данных экспериментальной работы внедренные нововведения, признанные продуктивными и значимыми, учитываются Минспортом России при разработке, изменении и уточнении федеральных стандартов спортивной подготовки, ведомственных норм и нормативов, а также по другим направлениям экспериментальной работы.

 

2.3. Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, включающие расходы на реализацию программ спортивной подготовки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг по спортивной подготовке утверждается главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится организация.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, являющиеся некоммерческими организациями, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью < 1>, в том числе оказывать платные услуги, согласованные с учредителем сверх установленного ей государственного (муниципального) задания на оказание услуг в соответствии с действующим законодательством.

--------------------------------

< 1> Часть 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" (редакция от 21.02.2014).

 

Государственная или муниципальная организация, осуществляющая спортивную подготовку, может осуществлять ее по договорам оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости физическими и (или) юридическими лицами сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр зачисления спортсменов для прохождения спортивной подготовки в объеме, согласованном с учредителем. Организация, осуществляющая спортивную подготовку, самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законод

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предварительная научная программа | Биологиялық химия кафедрасының биохимия пәнінен сабақ беретін оқытушылары туралы мәліметтер




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.