Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценообразование на олигопольном рынке общественных благ.






Установление предела повышения цен в естественной монополии является одной из форм государственного контроля над ценами.

Существуют возможности непосредственного воздействия на цены. В практике естественных монополий широко распространено установление регулируемых дифференцированных цен (дис­криминация цен) в зависимости от внеплановой и пиковой загрузки производственных мощностей. Примером может служить дифференциация тарифов на электроэнергию в период пикового спроса.

С помощью политики лицензирований (квотирования) и ус­тановления минимально-допустимой цены выше уровня, обеспе­чивающего равновесие спроса и предложения (цен на конку­рентном рынке), государство гарантирует устойчивость мате­риального положения высококвалифицированных специа- листов и не допускает ценового бремени потребителей, т. е. предотвра­щает злоупотребление монопольным и олигопольным положе­нием на рынке этой категории работников в сфере ценообра­зования.

В силу специфики рынка услуг работников свободных про­фессий не обнаруживается сколько-нибудь сильная тенденция к дерегулированию цен. В качестве примера можно привести особенности ценообразования на рынке медицинских услуг.

Ценовая политика в общественном секторе не ограничива­ется регулированием цен естественных монополий. Ценовой ме­ханизм широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены (для учета и включения экстернального эффекта в цены) товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Отрицательный внешний эффект, пред­ставляющий собой общественные издержки, возникающие в связи с вредными производственными воздействиями на окру­жающую среду или связанные с вредными привычками (по­требление алкоголя, табачных изделий, азартных игр), учиты­вается в цене с помощью налогов (так называемые налоги Пигу). К ним относятся экологический налог, акцизы на алкоголь и табачные изделия. Внешний положительный эффект, вызван­ный общественной выгодой, получаемой третьими лицами, не участвующими непосредственно в хозяйственной сделке, учи­тывается в цене с помощью субсидии. Например, это — выго­ды, получаемые обществом в целом от роста уровня образова­ния индивидов, укрепления их здоровья, расширения культур­ного кругозора.

Поскольку внешние издержки выше частных, а обществен­ная выгода больше частной, то с помощью механизма их уче­та в цене создаются стимулы к охране окружающей среды, ра­циональному потреблению населения, развитию производства социально значимых благ и услуг, более содержательным становится использование свободного времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.