Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы разрешения конфликта






Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совер­шенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу, заклю­чающуюся в том, что фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями. Тогда очевидными вариантами разреше­нии конфликта являются либо изменение реальности под ожидания сторон конфликта, либо изменение отношения оппонентов к существующему положению дел. Понятно, что первый вариант является более привлекательным, поскольку не требует от оппонентов «жертв» - уступок своим ожиданиям. Для того чтобы реализовать этот вариант разрешения конфликтной ситуации, необходимо прибегнуть к сотрудничеству. Выше мы рассмотрели содержание отдельных тактических приемов, используемых при реализации стратегии сотрудничества. Попробуем теперь описать наиболее общий алгоритм разрешения конфликта на основе сотрудничества.

1. Создание атмосферы сотрудничества. С момента первой встречи конфликтующих сторон надо настроиться на неформальное общение. Для этого неплохо организовать чай или другое меро­приятие.

2. Признание наличия конфликта обеими сторонами. Как

ни странно, это оказывается достаточно трудным. Человеку, к со­жалению, часто присуща такая черта: терпеть нетерпимое и не при­знавать очевидного. Вместо принимаемой в таком случае «страуси­ной» политики, заявите честно и открыто о существовании кон­фликта. Это сразу очистит атмосферу от кривотолков и откроет путь процессу переговоров.

3. Оцените свой «вклад» в конфликт и признайте его. Это тоже очень трудно, но без такого признания возможности сотруд­ничества ограничены.

4. Обсуждение проблемы: каждая сторона излагает свою вер­сию конфликтной ситуации до тех пор, пока не убедится в ее пол­ном понимании другой стороной. На этом этапе руководствуются правилом: первым излагает свою версию тот, кто является более агрессивным. Иногда уже на этой стадии конфликт разрешается. Если же конфликт признан сторонами, но не решается «с ходу», вместо того чтобы продолжать бесплодные споры, договоритесь, где и когда вы сможете продолжить разговор: «Давайте успокоим­ся, поговорим об этом завтра, подумайте пока, как мы могли бы со­вместно решить нашу проблему...».

5. Поиск возможных вариантов решения проблемы. Каждая из сторон предлагает варианты разрешения конфликта. Ни одна из идей не отвергается сразу и не критикуется. Чем больше вариантов, тем проще выбор! Цель этого этапа - избежать тупика и установить возможные пути разрешения конфликта.

6. Выбор варианта, соответствующего ожиданиям сторон и достижению соглашения.

На этом можно было бы поставить точку. Однако что делать, если ни один из обсуждаемых вариантов не устраивает оппонентов?

Если конфликт не разрешается на основе сотрудничества, не­обходимо предпринять попытку достижения компромисса. Ком­промисс всегда предполагает некоторую корректировку ожиданий под реальность, требует от оппонентов взаимных уступок. Весьма эффективным приемом, используемым для того, чтобы убедить оп­понента в необходимости компромисса, является составление «матрицы потерь». Для этого каждая сторона конфликта составляет два списка потерь:

1) при условии сохранения конфликта;

2) при разрешении конфликта на основе компромисса.

Сравнение двух списков приводит к осознанию неизбежности потерь и

«отрезвляюще» действует на оппонентов. «Матрица по­терь» позволяет оппонентам увидеть, что при условии сохранения конфликта они теряют гораздо больше, чем при компромиссе. Это могут быть потери времени, здоровья, финансовые потери или по­тери добрых отношений, наконец, потери внешней привлекательно­сти (имиджа).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.