Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии конфликтного поведении






Описание различных подходов к разрешению конфликтных ситуаций осуществляется на основе анализа применяемой стратегии и тактики конфликтного поведения.

Стратегия конфликтного поведения - это выбираемый челове­ком стиль поведения, используемый для разрешения противоречий. На это могут влиять разнообразные факторы:

• личностные ценностные ориентации, которые, как отмеча­юсь выше, выступают в качестве критериев выбора допустимой модели поведения;

• ожидания, мотивы и интересы личности;

• собственная самооценка (представления о собственных возможностях);

• оценка оппонентов (представления о возможностях оппонентов);

• реальная значимость цели для себя и оппонентов;

• реальное поведение оппонентов (если оппонент ведет себя сдержанно, тактично, то и мы стараемся придерживаться данной линии поведения; если оппонент ведет себя агрессивно, допускает грубые выпады, нам сложнее сохранять стиль поведения, основан­ным на учете этических норм межличностных взаимоотношений);

• адекватность отражения конфликтной ситуации (соответст­вие образа реальности);

• состояние нервного равновесия (конфликт всегда затрагива­ет наши чувства, но его эмоциональная окраска может быть различ­ной - от крайней степени раздражения до относительно спокойного состояния)и др.

Существует модель К. Томаса, которая выделяет 5 базовых стратегий конфликтного поведения в зависимости от степени стремления человека отстоять собственные интересы и степени его готовности учитывать интересы оппонента при разрешении кон­фликта:

1. Стратегия избегании - характеризует отказ от разрешения конфликта, каковы бы ни были его последствия.

2. Стратегия соперничества - основывается на стремлении отстоять собственные интересы любой ценой и игнорировании ин­тересов оппонента.

3. Стратегия приспособления - заключается в отказе от соб­ственных интересов в пользу интересов оппонента.

4. Стратегия компромисса - предполагает выбор «средних» позиций в разрешении конфликта с точки зрения учета собственных интересов и интересов партнера.

5. Стратегия сотрудничества - означает разрешение кон­фликта на основе полного удовлетворения интересов конфликтую­щих сторон.

Рассмотрим особенности проявления и возможную эффектив­ность каждой из указанных стратегий конфликтного поведения.

Стратегия избегания. Данная стратегия является, на наш взгляд, наиболее сложной с точки зрения трактовки ее содержания. Часто стратегию избегания характеризуют как стиль поведения, ос­нованный на стремлении человека избегать ситуаций, которые про­воцируют возникновение противоречий, и не вступать в обсужде­ние вопросов, чреватых разногласиями и т. п. Но если человеку удается избежать конфликтной ситуации, то это значит, что кон­фликт либо не возникает вообще, либо возникает, но данный чело­век не становится его участником. Следовательно, описанная выше трактовка стратегии избегания характеризует не стратегию кон­фликтного поведения (стиль поведения, выбираемый участником конфликтной ситуации для разрешения существующего конфлик­та), а стратегию поведения человека вообще по отношению к конфликтам. Что же представляет собой избегание как стратегия кон­фликтного поведения? Поскольку данная стратегия характеризуется игнорированием как собственных интересов, затронутых в конфликтетак и интересов оппонента, то, по сути, она представляет собой отказ от каких-либо действий, направленных на разрешение конфликта.Этот отказ может диктоваться надеждой, что все решит­ся самб собой (что весьма маловероятно), либо сознательным жела­нием наказать оппонента за причиненные обиды. В этом случае наиболее характерными признаками конфликтного поведения являются следующие: демонстративное удаление с «поля битвы», что подчеркивает оскорбленные чувства, игнорирование обидчика, полный отказ от дружеских связей и переход на чисто деловые взаимоотношения.

Стратегия избегания не является эффективной. Если вы оставляете конфликт неразрешенным, то темсамым «загоняете» его вглубь, лишаете себя и оппонента возможности уладить возникшие разногласия, отстоять свои интересы. Тем не менее стратегия избегания может быть разумным шагом в следующих случаях:

• если она используется как временная, когда на данный момент нет условий для конструктивного разрешения конфликта, но позжеони могут появиться; или когда возникает необходимость в «тайм - ауте» - нужно успокоиться, собрать дополнительную информацию, «взвесить» свои возможности и возможности оппонента;

• если вы не видите возможности разрешить конфликт в свою пользу, но при этом психологически не готовы простить оппонента.

Стратегия соперничества. В рамках данного стиля превали­руют попытки навязать свою точку зрения любой ценой. При этом интересы другой стороны не принимаются во внимание. Человек, выбравший стратегию соперничества, действует по принципу «пан или пропал». Предпочтение данной стратегии нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Наиболее характерные признаки поведения при разрешении конфликта на основе соперничества следующие:

• активные доказательства неправоты оппонента;

• активные доказательства преимущества собственных взглядов;

• требования безоговорочного послушания;

• попытки перекричать оппонента или даже применить физическое насилие;

• отказ от примирения, пока оппонент полностью не признает своей вины и др.

Стратегия соперничества редко приносит долгосрочные ре­зультаты: тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от со­трудничества. Принятые вопреки собственной воле решения не вы­зывают у проигравшей стороны энтузиазма. Поэтому в долгосроч­ной перспективе стратегия соперничества не является эффективной. Однако в отдельных случаях она может оказаться целесообразной:

• если есть полная уверенность в своей правоте;

• проблема, лежащая в основе конфликта, требует принятия быстрых и решительных мер ради всеобщего благополучия (напри­мер, если надо оградить людей от опрометчивых поступков);

• значимость цели очень велика и исход конфликта очень ва­жен для вас (например, когда защищаем собственное достоинство);

• оппонент понимает только авторитарный стиль общения;

• нет иного выбора и нечего терять.

Стратегия приспособления. Данная стратегия проявляется в изменении собственной позиции, сглаживании противоречий, даже в ущерб собственным интересам. Стратегия приспособления харак­теризуется стремлением сохранить добрые отношения с оппонен­том любой ценой. Люди, использующие эту стратегию, руково­дствуются принципом «худой мир лучше доброй ссоры». Не следует забывать, однако, что «мир любой ценой» может быть опасен, как бомба замедленного действия. Поведению человека, придерживаю­щегося стратегии приспособления, присущи следующие моменты:

• попытка сделать вид, будто все в порядке;

• сохранение прежней линии поведения, как будто ничего не произошло;

• примирение с происходящим;

• подавление негативных эмоций и др.

Стратегия приспособления не является эффективной, т.к. вы отказываетесь от возможности отстоять свои интересы, решить конфликт в свою пользу. Тем не менее, она может быть оправданной в следующих случаях:

• если необходимо признать собственную неправоту, ошибки;

• предмет разногласий для вас менее значим, чем для оппо­нента;

• добрые отношения с конфликтующей стороной являются более важными, чем предмет разногласий;

• ваш оппонент явно уступает вам по своим возможностям (например, вы молоды, здоровы, а ваш оппонент — инвалид пре­клонного возраста);

• надо дать ошибиться противнику, чтобы преподнести ему

урок.

Стратегия компромисса. Данная стратегия характеризуется стремлением урегулировать возникшие разногласия путем взаим­ных уступок. Поведение людей, стремящихся разрешить конфликт на основе компромисса, отличается принятием «средних» позиций в переговорах, поиском наилучшего сочетания выгод и потерь для каждой стороны, готовностью идти на уступки в ответ на аналогич­ные действия партнеров по переговорам и т.д.

Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров. Данная стратегия по своей сути представляет своеобразный торг: «На какие уступки готовы пойти вы, если мы согласимся с вашей позицией?». Это кажется справедливым. Однако такое ре­шение проблемы подразумевает, что в ходе переговоров делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Обе стороны выходят из конфликта с некоторыми потерями. Недостатком ком­промисса является и то, что одна сторона может «раздуть» свои по­зиции - показать свои интересы там, где они отсутствуют, чтобы потом показаться великодушной, а на самом деле - добиться тем самым «перевеса» в свою пользу.

Несмотря на указанные трудности и недостатки, компромисс оказывается удачным выбором:

• если у сторон одинаково убедительные аргументы;

• нужно освободить время для более важных проблем;

• обе стороны эквивалентны по статусу и располагают одинаковыми ресурсами;

• лучше получить половину, чем все потерять.

Стратегия сотрудничества. Эта стратегия реализуется через совместный поиск решений, удовлетворяющих в полной мере интересы всех сторон. Стратегия сотрудничества отличается от других стратегий конфликтного поведения большими затратами времени, связанными с необходимостью поиска возможностей сотрудничества, анализа позиций сторон и возможных вариантов разрешения конфликта. И все-таки именно эта стратегия является самой эффективной, поскольку дает возможность «выиграть» каждому и обеспечить конструктивное развитие отношений на перспективу. Для многих наличие победителя автоматически означает наличие побе­жденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Вместо: «Я должен выиграть и поэтому должен помешать выиграть тебе», попробуйте мысленно сказать: «Я хочу выиграть, но не заинтересован в твоем пораже­нии». Преимущества стратегии сотрудничества заключаются в том, что вы находите приемлемое для каждой стороны решение и тем самым укрепляете и улучшаете ваши взаимоотношения. Когда вы­игрывают обе стороны, они будут склонны поддерживать принятое решение. Ниже мы подробнее остановимся на характеристике так­тических средств, используемых для разрешения конфликта при реализации стратегии сотрудничества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.