Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2 Структура инновационного процесса






МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Ставрополь, 2013


Содержание

 

Лекция 1 Понятие и содержание инновационных процессов. Классификация нововведений…………………………………………  
Лекция 2 Структура инновационного процесса ……………………..  
Лекция 3 Организация инновационной деятельности……………….  
Лекция 4 Социально-культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса………………………………………..  
Лекция 5 Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме……………………………………………………….  
Лекция 6 Организация разработки новации…………………………..  
Лекция 7 Роль и характер инвестиций в инновационных процессах...  
Лекция 8 Поиск инновационных идей…………………………………  
Лекция 9 Формирование инвестиционных программ. Управление инвестиционными программами развития туризма…………………..  
Лекция 10 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме. Закон Ставропольского края об инновационной деятельности в ставропольском крае………………..    
Лекция 11 Стратегия инновационной деятельности. Содержание и характеристика различных типов стратегий………………………….  
Лекция 12 Перспективные инновационные проекты в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………  
Лекция 13 Инновационная деятельность как объект управления……  
Лекция 14 Эффективность инновационной деятельности……………  
Литература……………………………………………………………….  

 

Лекция 1 Понятие и содержание инновационных процессов. Классификация нововведений

План.

1. Основная задача инновационной деятельности предприятия.

2. Источники новации.

3. Классификация нововведений.

4. Особенности различных видов инноваций. Масштаб применения инновации.

 

Определений термина «инновация» в современной научной и учебной литературе достаточно много:

согласно англо-русскому словарю: «Инновация» – это нововведение, новшество, изменение.

в словаре «Научно-технический прогресс» «инновация» – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.

в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к реализуемым услугам.

На практике понятия «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними и есть различия:

«новшество» («новация») – это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление (открытие);

«нововведение» («инновация») – означает, что новшество используется или принято к распространению.

Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар (новую продукцию, технологии и т. д.).

Инновационная деятельность – вид деятельности предприятия по созданию, потреблению и / или реализации новшеств, которая включает в себя кроме инновационных процессов маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, комплекс технологических, управленческих, организационно-экономических мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям, а также широкий спектр работ по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п.

Инновационным цикл – период создания, распространения и использования нововведений.

Инновационный климат – это состояние внешней среды предприятия, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели

Инновационный потенциал – это мера готовности предприятия выполнить задачи, обеспечивающие достижение инновационной цели.

 

Инновации можно классифицировать следующим образом:

1. по уровню новизны:

радикальные (пионерные, базовые, научные и т. п.);

ординарные:

улучшающие;

модифицирующие.

2. по масштабу новизны:

новые в мировом масштабе;

новые в стране;

новые в отрасли;

новые для предприятия.

3. по предмету инновации (технологическим параметрам):

продуктовые;

процессные

4. по сфере деятельности (по характеру применения):

технологические;

производственные;

экономические;

торговые;

социальные;

управленческие;

рыночные;

комплексные.

по стимулу появления, вызванные:

развитием науки и техники;

потребностями производства;

потребностями рынка.

6. по сфере применения:

для внутреннего потребления на предприятии;

для реализации;

для накопления на предприятии.

7. по месту в системе предприятия:

на входе предприятия;

на выходе предприятия;

в структуре предприятия.

8. по частоте применения:

разовые (единичные);

повторяющиеся (диффузные).

9. по степени интенсивности:

«бум»;

равномерные;

слабые;

массовые.

10. по преемственности:

замещающие;

отменяющие;

открывающие;

ретроинновации.

11. по эффективности:

научно-техническая;

экономическая;

социальная;

экологическая;

интегральная.

12. по результативности:

высокая;

низкая;

стабильная.

 

В отечественной литературе выделятся два подход к организации инновационных процессов:

инновации базируются на научных знаниях и возможностях предприятия в сфере НИОКР;

инновации базируются на исследованиях рыночных возможностей сбыта разрабатываемого новшества.

В соответствии с классификацией инновационных процессов, которую предложил Рой Росвелл, первый рассмотренный подход к организации инновационного процесса относится кI поколению инновационных процессов (периода 1950-ых — середины 1960-х гг). Росвелл характеризует это поколение следующим образом: «Модель, которая подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производства».

Второй рассмотренный подход к организации инновационного процесса, по Росвеллу, относится коII поколению инновационных процессов (периода конца 1960-х – начала 1970-х годов). Росвелл так определяет это поколение: «Та же линейно-последовательная модель, нос упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР».

Рассматривая дальнейшую эволюцию инновационных процессов, Росвелл выделяет модели инновационных процессов III поколения(периода начала 1970-х – середины 1980-х годов): «Сопряженная модель. В значительной степени комбинация моделей I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка».

IV поколение инновационных процессов, по Росвеллу, начинаясь с середины 1980-х годов, актуально и в настоящее время. Его отличие в том, что «акцентируется внимание на параллельной деятельности интегрированных групп и внешних горизонтальных и вертикальных связях».

 

Лекция 2 Структура инновационного процесса

План.

1. Процесс создания и использования инновации.

2. Возникновение инновационной идеи. Разработка. Реализация.

3. Этапы инновационного процесса. Инновационный потенциал.

4. Направление инновационной деятельности. Скорость осуществления инновационного процесса.

Инновационным процессом называют подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

В общем виде инновационный процесс состоит из трех стадий – подготовительной, производственной и рыночной, каждая из которых содержит отдельные этапы.

Подготовительная стадия.

В начале инновационного процесса проводятся научно-исследовательские работы (НИР), которые можно рассматривать как научную подготовку производства. НИР выполняются в научно-исследовательских подразделениях предприятия, в научно-исследовательских институтах, научно-техничес­ких организациях промышленности, инжиниринговых компаниях, высших учебных заведениях, некоммерческих организациях персоналом высокой научной ква­лификации.

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР) – это базис всех инновационных процессов, генератор идей, источник новых знаний. Они направлены на:

питание новыми идеями различных областей науки,

выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей.

Фундаментальные исследования могут быть теоретическими и поисковыми.

Финансирование фундаментальных НИР осуществляется в ос­новном из государственного бюджета на безвозвратной основе (по государствен­ным научно-техническим программам) на условиях конкурса.

На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР, которые имеют целью:

исследование областей наиболее эффективного приложения результатов фундаментальных исследований;

выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся теоретичес­ких знаний и открытий;

изучение наи­более рациональных путей использования технических решений в определенных облас­тях,

оценку их технической осуществимости,

прогнозирова­ние путей развития науки и техники и т. д.

На основе прикладных исследований разрабаты­ваются технические задания на проектирование, техни­ческие условия, инструкции, стандарты, нормативы, обес­печивающие возможности создания конкретных продуктов, изделий.

При вложении средств в проведение прикладных НИР возникает риск потерь(рискоинвести­ции).

Прикладные исследования финансируются как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств отдельных заказчиков.

Третьим этапом инновационного процесса является проведение опытно-конструкторских работ (ОКР), которые представляют собой процесс практического воплощения идеи в техническую документацию и опытный прототип нового продукта, материала, технологии.

Основные этапы ОКР следующие:

разработка конструкторской документации;

эскизно-техническое проектирование, создание и испытание опытной установки;

производство и испытание опытной партии продукции;

разработка технологического регламента;

определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии.

в процессе ОКР обязательно дополняются технологическими, организационными, строительными разработками и проектами.

 

ОКР проводятся как в специализированных лабораториях вузов, в КБ, государственных научных центрах, отраслевых НИИ, на опытных заводах, в научно-производственных объединениях (НПО), так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций.

ОКР – наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется собственными средствами промышленных организаций. Инвестиции в ОКР имеют рисковый характер.

Результатами инновационной деятельности, полученных на этапах НИОКР, являются новые научно-технические знания, распространение которых происходит путем трансфера знаний.

Трансфер знаний осуществляется в одной из двух форм:

Коммерциализация – это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу технологии в размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями.

Диффузия научно-технических знаний является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений.

Если разработанное новшество собираются внедрять в производство на предприятии, то наступает четвертый этап инновационного процесса –подготовка производства, которая предусматривает:

конструкторскую подготовку производства, целью которой является проектирование и создание опытного образца буду­щего новшества, его испытание и отработка принципиаль­ных технических решений;

технологическую подготовку производства, в ходе которой создает­ся материальная база выпуска новшеств;

организационную подготовку производства, которая вызвана необходимостью проведения ряда подготовительных мероприятий по перестройке производственных процессов.

В подготовке производства участвуют практически все службы предприятия. При подготовке производства требуются крупные инвестиции, которые продолжают носить рисковый характер.

Все вышеназванные этапы инновационного процесса называются подготовительными, в процессе которых формируют новшество (материал, изделие, технологию), его качество, технический уровень, прогрессивность.

2. Производственная стадия.

Пятый этап инновационного процесса состоит в освоении производства, которое включает:

запуск в производство установочной серии,

проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии,

маркетинговое тестирование изделий;

доработку и корректировку технологической и другой документации.

На шестом этапе инновационного процесса после завершения работ по подготовке производства происходит выход предприятия на мощность и производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.

 

Основным источником финансирования являются собственные, заемные и привлеченные средства предприятий. Если созданные новшества позволяют организовать производство новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающей импортные товары, то государство принимает частичное участие в финансировании этих работ.

 

3. Рыночная стадия.

Седьмой этап инновационного процесса состоит в распространении (реализации) инновации на рынке в соответствии с фазами жизненных циклов. Результат данного этапа – формирование потребительского рынка для инновации. Расходы на организацию производства и сбыта обычно намного превышают расходы на поиск решения.

Восьмой этап инновационного процесса– это потребление или эксплуатация инновации заказчиком. Включает работы по сервисному обслуживанию, восстановлению и утилизации инновации. Результатом данного этапа является удовлетворение существующих потребностей и формирование новых.

Полностью все указанные этапы инновационный процесс проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.