Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функциональные зоны






 

Для удобства обслуживания маломобильных пассажиров, в том числе инвалидов, операционные помещения-вестибюли, кассовые залы, багажные отделения рекомендуется группировать преимущественно со стороны города. Эти помещения должны иметь достаточный фронт устройств для проведения соответствующих операций, а также удобные взаимосвязи с залами ожидания, привокзальной площадью и перронами. Почтовые отделения с телеграфом, междугородными и внутригородскими телефонами, торговые прилавки и киоски следует располагать вблизи пассажирских помещений. Торговые плоскости должны быть на доступной высоте (0, 8 м).

Билетные кассы следует располагать группами, объединяя их по категориям пассажиров, включая обслуживание инвалидов, престарелых, а также ослабленных лиц, требующих внимания. Перед билетными кассами должна быть свободная зона глубиной не менее 3 - 4 м для накопления пассажиров.

Автоматы для продажи билетов, как правило, следует размещать на пути следования пассажиров отправления. Багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа размещаются вблизи от мест хранения. Камеры хранения ручной клади рекомендуется располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия и в местах, удобных для использования пассажирами. В малых и средних вокзалах хранение ручной клади обеспечивается преимущественно в автоматических камерах хранения. Около 3% мест в автоматических камерах хранения, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться для пассажиров-инвалидов.

В зоне операционных помещений для инвалидов необходимо предусмотреть ряд планировочных мер и приспособлений:

обеспечение свободного пространства перед билетными кассами, автоматами для их продажи и т.д., достаточного для маневрирования инвалида в кресле-коляске в условиях скопления в этих зонах пассажиров;

расположение окошек касс, камер хранения ручной клади и т.д. на пониженном уровне (0, 8 м) (черт.3);

расположение автоматических камер хранения на доступной для инвалида высоте.

 

" Черт.3. Схема решения багажной кассы"

 

Зоны перед кассами, справочными бюро надо отделять стойками с поручнями и с проходом, в который пассажиры могут попасть лишь после окончания обслуживания кассиром предыдущего клиента (черт.4).

Такое решение исключает скопление у касс пассажиров и облегчает работу кассиров. Проход в ограждении должен обеспечивать возможность проезда инвалида в кресле-коляске. Зона ожидания непосредственно примыкает к кассовой зоне.

 

" Черт.4. Схема решения билетных кассы"

 

В существующих вокзалах следует рассмотреть возможность использования и приспособления к потребностям маломобильного населения в каждом отдельном случае существующих подъездов, пандусов, подъемных устройств при багажных отделениях для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках (с минимально необходимым уровнем изменений).

На контрольных постах в зонах таможенного досмотра ширину одного из проходов следует увеличить до 0, 9 м, чтобы обеспечить возможность проезда кресла-коляски (черт.5).

 

" Черт.5. Схема контрольных постов (план)"

 

Камеры для хранения багажа пассажиров-инвалидов рекомендуется располагать на первом этаже.

Прилавки обычных камер хранения должны размещаться на доступной для инвалидов высоте (не более 0, 7 м). Перед ними, равно как и перед ячейками автоматических камер хранения, должно предусматриваться свободное пространство, достаточное для маневрирования кресла-коляски (черт.6). Расстояние между рядами ячеек автоматических камер хранения должно быть не менее 2, 1 м. Места расположения ячеек, предназначенных для инвалидов, должны маркироваться специальной символикой.

 

" Черт.6. Камеры хранения"

 

В кассовых залах расположение и конструктивное решение части окошек касс должны соответствовать антропометрическим параметрам инвалидов на колясках (черт.7). Часть подвесного или напольного оборудования (кассовые автоматы, телефоны, справочные автоматы и т.п.) должна располагаться на высоте, доступной для инвалида, и размещаться в плане, не создавая помех и опасных препятствий на путях движения, т.е. обеспечить свободный доступ к нему. Расстояние между кассовыми окошками должно составлять не менее 1, 6 м.

 

" Черт.7. Кассовые залы"

 

На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/мин и более и протяженности физически ослабленных лиц, включая маломобильных пассажиров, необходимо предусматривать движущиеся дорожки, тротуары.

Для облегчения перемещения багажа, особенно в зонах таможенного досмотра вокзалов, как правило, используются транспортеры и другте движущиеся устройства (черт.8).

 

" Черт.8. Схема транспортера"

 

Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или композиционными соображениями. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для обеспечения удобного перехода на платформу железнодорожного вокзала без неоправданных перемещений пассажиров по вертикали. Для маломобильных пассажиров требуется устройство лифтов (черт.9).

 

" Черт.9. Схема лифта для маломобильных пассажиров"

 

В залах ожидания необходимо выделить зоны, где могли бы разместиться инвалиды, пользующиеся креслами-колясками. Площадь таких зон определяется исходя из показателя - 2, 1 м2 на одно место. Часть оборудования залов ожидания (киоски, телефоны, игровые автоматы и др.) должна быть доступна для инвалидов.

Часть диванов или скамей для сидения в залах ожидания следует располагать на расстоянии не менее 2, 7 м друг от друга.

В случае объединенного решения кассового зала и зала ожидания следует соблюдать четкое зонирование помещения с обеспечением проходов достаточной ширины в зоне пребывания инвалидов (черт.10).

 

" Черт. 10. Вариант совмещенного решения зала ожидания и кассового зала"

 

Перспективным с точки зрения обслуживания маломобильного населения представляется объединение в едином пространстве (зоне) операционных помещений и помещений для ожидания. Функциональное зонирование в этом случае обеспечивается при помощи стационарных и передвижных рекламных щитов и стендов, секционной мебели, декоративного озеленения и других приемов, что позволит не только избежать строительных барьеров при перемещении инвалидов по горизонтали, но и исключить передвижение по вертикали. Важным элементом в этом случае становится система пространственных ориентиров, помогающая инвалидам различных категорий находить наиболее рациональные пути перемещения.

При наличии небольших перепадов уровня между залами для перемещения пассажиров-инвалидов следует устраивать пандусы или устанавливать на лестницах подъемники (черт.11).

 

" Черт. 11. Подъемник на внутренней лестнице"

 

Комнаты длительного отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала следует размещать изолированно от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором и третьем этажах. Комнаты отдыха пассажиров, размещаемые в вокзале, проектируют в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Эти комнаты по своим параметрам не удовлетворяют особенностям параметров для инвалидов в креслах-колясках.

В данном блоке помещений для обслуживания инвалидов необходимо предусматривать устройство пассажирского лифта. Согласно ВСН 62-91*, в комнатах для отдыха пассажиров следует предусматривать не менее 3% мест (но не менее 1) для инвалидов (черт.12).

 

" Черт.12. Схема решения номера для инвалидов в гостинице при вокзале"

 

Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров, такие, как парикмахерские, отделения связи, помещения общественного питания, комнаты для отдыха и развлечений, следует проектировать с учетом потребностей инвалидов (черт.13).

 

" Черт.13. Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров"

 

В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0, 65 - 0, 7 м.

Высота прилавков в помещениях общественного питания, а также стоек в отделениях связи должна соответствовать требованиям инвалидов.

Проблема обслуживания инвалидов в торговых залах ресторана, кафе-закусочной или буфетах сводится к обеспечению инвалидов удобными проходами к раздаточным (ширина прохода между ограждением и раздаточными стойками не менее 1, 2 м), а также к устройству столиков и кафетерийных стоек на доступной для инвалида высоте (0, 8 м). К столикам должны вести проходы, доступные для инвалидов в креслах-колясках.

В торговых залах следует предусматривать не менее 3% мест для инвалидов (но не менее 4, черт.14).

 

" Черт.14. Торговые залы"

 

В крупных вокзалах, обслуживающих транзитных пассажиров, устраивают согласно заданиям на проектирование залы для просмотра кинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы. Эти помещения должны быть приближены к зоне ожидания. В залах согласно ВСН 62-91* следует предусматривать места для инвалидов в креслах-колясках из расчета 1 на каждые 300 мест, но не менее 4 мест (черт.15).

 

" Черт.15. Примеры расположения мест для инвалидов в зрительных залах"

 

Парикмахерские с подсобными помещениями, курительные и другие помещения бытового обслуживания пассажиров размещаются вблизи пассажирских залов и имеют с ними удобную связь. Курительные комнаты (одна или несколько) располагаются рядом с санитарными узлами и являются непроходными. В больших и крупных вокзалах имеются помещения для срочного ремонта обуви, одежды, часов, заправки авторучек и других услуг.

В больших и крупных вокзалах предусматривают медицинский пункт с удобными входами в него со стороны перрона (черт.16). При проектировании следует предусмотреть удобную связь медпункта с пассажирскими залами, учитывая маломобильное население.

 

" Черт. 16. Медицинский пункт"

 

Места общего пользования должны быть отмечены знаками или символами: приспособленные для инвалидов входы в здание и помещения, переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные и т.д. (черт.17).

 

" Черт. 17. Примеры применения информационных средств"

 

Для инвалидов с дефектами зрения большую роль играет звуковое оповещение, как централизованное, так и локальное.

В вокзалах должна быть обеспечена хорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаются пассажиры и посетители, включая инвалидов и престарелых, в том числе видимость операционных и кассовых залов с привокзальной площади и видимость перронов из залов ожидания с устройством светопрозрачных ограждений. Светопрозрачные ограждения вокзалов проектируют с учетом того, чтобы шум не превышал установленных норм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.