Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Возникновение логики (классическая и диалектическая)






ЛОГИКА

Конспект лекций

 

 

Нижний Новгород

2015 г.

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Беляева М.И.

Логика

Конспект лекций

 

 

Нижний Новгород

 

ББК: 20

Г 90

Беляева М.И. Логика. Конспект лекций – Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2015 – 90 с.

 

Конспект лекций подготовлен в соответствии с требованиями Учебной программы и предназначен для студентов очного и заочного отделений Нижегородского филиала МГЭИ, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Логика». В конспекте лекций излагаются основные понятия и определения формальной логики, рассматриваются основные законы логики, приводится большое количество конкретных примеров, призванных помочь учащимся усвоить практические приемы логического мышления.

Конспект лекций рассмотрен и рекомендован для студентов очного и заочного отделений НФ МГЭИ, на заседании кафедры Общегуманитарных дисциплин. Протокол № 4 от 20 ноября 2015 г.

 

 

Ó Нижегородский филиал МГЭИ, 2015
Ó Беляева М.И.

 

Оглавление:

 

 

1. Тема 1: Объект и предмет логики………………………………………5 стр

2. Тема 2: Понятие…………………………………………………………..13

3. Тема 3: Суждение………………………………………………………...29

4. Тема 4: Дедуктивное умозаключение…………………………………41

5. Тема 5: Индуктивное умозаключение…………………………………63

6. Тема 6: Умозаключение по аналогии………………………………….69

7. Тема 7: Основные формально-логические законы…………………72

8. Тема 8: Гипотеза………………………………………………………….77

9. Тема 9: Доказательство…………………………………………………83

Тема 1: Объект и предмет логики

Вопросы:

1. Возникновение логики (классическая и диалектическая)

2. Значение логики

3. Предмет формальной логики

 

I. Возникновение логики (классическая и диалектическая)

Основными причинами возникновения логики являются: первая - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего астрономии и математики в VI в. до н.э. в Древней Греции. С развитием древнегреческих городов – полисов, а вместе с этим и производственной деятельности людей наступил момент совершенствования и развития интеллектуальных способностей человека, таких как абстрагирование и умозаключение.

Математика делала свои выводы путем умозаключений на теоретическом уровне мышления. Это направило вектор исследования на само мышление и его простейшие формы.

Мы будем изучать формальную логику, основанную на простейших формах человеческого мышления таких, как понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Каждый человек сталкивался в своей обыденной жизни с «формальным» подходом к делу некоторых чиновников или работников. Это вызывало у нас негативную оценку. Но в развитии теоретической мысли в истории философии сложилось иное отношение к этому слову. Например, известно, что ни Аристотель, ни Кант и тем более Гегель не использовали слово «формальный» в уважительной степени. Более того, Гегель разовьёт мысль Аристотеля и создаст диалектическую логику, отличную от формальной, наполненную достаточно ярким содержанием.

Для нас важен в изучение формальной логики подход, который вкладывали в это слово Аристотель и Кант.

Вторая причина как говорят исследователи, даже более важная – это развитие ораторского искусства (в том числе судебного). Величайший мыслитель, оратор того времениМ. Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.)обладал божественным даром красноречия и мог уговорить любого врага и направить наказание на виновного в преступлении, а невиновного защитить и спасти от суда. Как писали очевидцы, он был способен поднять нерешительный народ на подвиг и успокоить любые людские смуты.

Логика возникла на желании раскрыть «тайну» нашего мышления, которое через речь и слово, способно повлиять на слушателя и изменить ход событий.

Заглядывая в историю развития формальной логики мы встретимся с именами древнегреческих мыслителейДемокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Именно им принадлежит «первое слово» в этом сложном вопросе. Основателем логики принято считать древнегреческого мыслителя - философа и учёного –Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Хотя, как утверждают историки достаточно полное изложение логических проблем было сделано ещё Демокритом (460-370 гг. до н.э). К сожалению его работы, не дошли до наших дней. Аристотель использовал его мысли и создал свою систему логики, которая получила название «Органон» – орудие (знание). Но сам автор назвал своё учение «Аналитикой».

Термин «логика» - logos, как мысль, слово, впервые вводится в научный оборот стоиками. Его автором считается Зенон из Китона на острове Кипр.

Как отмечалось выше значительное влияние на развитие логики во все времена было связано с развитием ораторского искусства. Аристотелем был написан логический трактат «Топика», который он адресовал участникам спора. В нем Аристотель изложил эффективные приемы ведения дискуссии. Здесь необходимо отметить и первый русский фундаментальный труд по логике, написанный М.В. Ломоносовым (1711 – 1765) под названием «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

В последствие Аристотель рассматривает логику как средство воздействия оратора на людей и как знание, дающее возможность достичь истину.

В то время достаточно активно набирало силу философская и риторическая школа – софистика (V в. до н.э.), котораяопределялась как «мнимая мудрость» и преднамеренно использовалась ораторами в спорах для достижения собственных интересов. Для этого использовались различные словесные ухищрения и аргументы, которые представляли собой формальные правила, выдаваемые за истину. Одним из известных софистов был Протагор.

Например, известный софизм «Рогатый».

«Все, что вы не потеряли, вы имеете»? На этот вопрос вы бы ответили, да. «Вы теряли рога?» Здесь вы бы ответили «нет», иначе получится, что они у вас были, пока вы их не потеряли. Но поскольку вы признали, что «Все, что вы не потеряли, вы имеете», то вы их имеете. Или кратко:

«То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога».

Софизм — это неправильное рассуждение, которое предназначено вводить в заблуждение слушателя. Формально рассуждение правильно, а по существу это софизм.

Софисты утверждали, что никакой объективной истины нет, что на любой вопрос можно ответить двояко: и «да», и «нет». Отсутствие правильного ответа стирало объективное знание, как таковое.

Сначала Демокрит, а затем Аристотель заложили необходимые основы логики, как науки. В основе предмета исследования находились дедуктивные умозаключения и доказательства.

Дальнейший интерес к логике, в ракурсе развития человеческой мысли, не остывал. В средние века интерес к формальному мышлению был проявлен со стороны схоластики.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Основателем схоластики явился Фома Аквинский (1225 – 1274). Схоластика строилась на двух уровнях получения знания: 1) сверхъестественным образом, данным в «откровении», которое содержится в священных текстах Библии; 2) через возможности человеческого разума, основываясь на трактатах Платона и Аристотеля.

В данном случае, постижение божественной истины достигалось дедуктивным методом, результатом которого являлась логически правильная интерпретация текста. Схоластика основывалась на умозаключениях от общего знания к частному.

В эпоху средневековья широко обсуждалась проблема общих понятий, так называемых «универсалий». Спор об «универсалиях» оказал заметное влияние на последующее развитие логики.

Следующий этап развития логики был связан с разработкой индуктивной логики. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) явился родоначальником индуктивной логики. В противовес аристотелевскому «Органону», Бэкон пишет «Новый Органон», где излагает основные положения индуктивных умозаключений. Как оказалось, его работа не отрицала аристотелевскую логику, а стала продолжением и обогатила её. Индуктивные приемы мышления были известны и раньше, ими пользовался ещё Сократ. Он говорил, что знание есть понятие об общем, а общее в частных случаях познается через их сравнение и, следовательно, необходимо от частного переходить к общему.С помощью индукции, как метода исследования законов природы Ф. Бэкон полагал, что сможет установить причину явлений.

Позже индуктивная логика будет систематизирована и развита английским философом и учёным Дж. Ст. Миллем (1806-1873 гг.) Цель его работы была направлена на выявление причинных связей явлений и разработке учения о методах исследования таких связей.

Научное познание нуждалось не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе познания. Эту задачу выполнил французский философ Рене Декарт (1596 – 1650).

Он подвергал критике схоластическую логику, призвав учёных освободиться от слепой веры в авторитеты и руководствоваться сомнением как приемом, помогающим достичь истину. Он разработал свой метод, состоящий из четырех принципов: 1) принимать за истинное очевидное; 2) делить целое на части; 3) изучение начинать с простейшего; 4) не делать пропусков в рассуждении.

Позднее немецкий ученый Лейбниц (1646 – 1716) сформулировал закон достаточного основания, создал наиболее полную для того времени классификацию определений. Ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества, идея о введении математической символики в логику. Именно он высказал идею создания логики, которая сейчас называется символической.

Символическая логика находит широкое применение в различных науках – кроме математики, в физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике, информатике и др. Сегодня логика не только инструмент мышления, но и сама мысль этого загадочного процесса.

Диалектическая логика имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления обнаруживаются в древневосточной и античной философии. Классические форма диалектической логике придали немецкие философы Кант, Фихте и в особенности Гегель. Гегель ввел в научный оборот сам термин «диалектическая логика». В работе «Наука логики», вышедшей в свет в 1812 - 1816 гг., он дал систематизированное изложение теории диалектики.

Рассматривая выше становление традиционной (аристотелевской) и символической логики, другой более важной составной частью является диалектическая логика.

Диалектическая логика, именно как логика, изучает мышление. Ее существенное отличие от логики формальной заключается в том, что формальная логика - это наука о законах выводного знания. В диалектической логике исследуются законы возникновения и развития мышления и познания. Диалектическую логику разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.