Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапия в социальной работе






Специфика психотерапии заключается в лечебном характере ее воздействия на психику, а через психику и на организм человека в целом, на его состояние и поведение.

В настоящее время психотерапия рассматривается специалистами не только как способ лечения, медицинского оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике социальной работы. Поэтому психотерапевты сейчас работают и в клинических медицинских учреждениях, и в различных социальных учреждениях.

Столкнувшись с психологической стороной проблемы клиента, специалист социальной службы выступает и как психолог, и как психотерапевт. Он может вести психотерапию нескольких видов:

- разъяснительную, показывая клиенту объективную картину его жизни и деятельности и пути принятия трудностей объективного свойства;

- косвенную, опираясь на свой статус служащего государственной структуры, опыт профессиональной деятельности, успехи, достигнутые в ходе социальной помощи клиентам;

- поведенческую, обучая клиентов новым формам поведения и развенчивая сложившиеся, неэффективные;

- музыкотерапию, приглашая посетителя для эмоциональной разгрузки в зал релаксации, где звучит успокаивающая либо стимулирующая музыка;

- групповую психотерапию, вовлекая клиентов из разных семей либо из одной семьи для обсуждения схожих проблем в целях выработки приемов активного противодействия стрессовым ситуациям, общим для всех приглашенных, обмена позициями, мнениями по волнующей людей проблеме.

Занимаясь психотерапией, социальный работник выполняет три взаимосвязанные задачи:

1) оптимизирует семейное окружение клиента; 2) воздействует на него с использованием группового семейного эффекта; 3) нормализует семейные отношения психически здоровых лиц.

В ходе выполнения этой работы консультант вызывает:

а) улучшение коммуникации, способов взаимодействия членов семьи; б) повышение автономии, степени независимости супругов и их детей ради их большей самореализации; в) рост эмпатии членов семьи, умения сопереживать друг другу; г) оптимизацию стиля руководства семьей ее лидерами; д) повышение эффективности ролевого исполнения, ибо представление о ролевых особенностях мужа или жены у супругов могут сильно различаться; е) ликвидацию конфликтов между членами семьи горизонтального и вертикального уровней; ж) повышение эффективности выполнения индивидуальных заданий, данных семейным консультантом конкретным клиентам для решения их проблем.

 

Иными словами, психотерапевтическая работа позволяет клиенту осознать психологические механизмы семейных трудностей, произвести сначала анализ, а затем и реконструкцию отношений личности внутри семьи и заняться реализацией вновь сформированных отношений личности в семье.

12.Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит - автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: " Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова". 2.Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Игротерапия в психологической коррекции игротерапия психологический коррекция

Игровая психотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей. Для взрослых, игра используется в групповой психотерапии в виде специальных тренингов, упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи. Общие показания к игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.