Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура. Спасо-Преображенский собор






Спасо-Преображенский собор. План

Спасо-Преображенский собор строили согласно византийским архитектурным традициям. Историки и знатоки древней архитектуры называют планировочно – пространственное решение собора уникальным, поскольку подобной конструкции нет ни в одном из известных храмов Древней Руси. Этот факт можно объяснить таким образом: основатель Спасо-Преображенского собора князь Мстислав (брат Ярослава Мудрого), который до Чернигова княжествовал в Тмутаракани, именно оттуда пригласил мастеров, осведомленных в традициях культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время и были распространены подобные храмы.


Архитектурная композиция Спасского собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центрической крестово-купольной византийской системой. Трехнефный, трехапсидный, восьмистолпный, пятибанный.


Прямоугольник плана удлиненный по западно-восточной оси. Башню с северной стороны западного фасада уравновешивала с юга хрещальня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песчаника на цементном растворе. Внешний защитный шар (штукатурка) не создавался, а лишь в отдельных местах стены затирались розовым раствором с графлением на квадры. Чередование камня, плинфы, розовых полос и орнаментов кирпича придавали фасадам особую живописность.


Криволинейные поверхности многочисленных арок ритмично повторяются, подчеркивая высоту средней части храма. Все внутренние поверхности стен, сводов и столбов имели фресковую роспись.


Интерьер собора украшали бело-мраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был украшен мозаикой из разноцветной смальты, глазурированными плитками. Для улучшения акустики применялись так называемые связки (керамические амфоры и корчаги, заложенные при строительстве в своды и стены).Хоры были ограждены резными плитами красного цвета, колонны были сделаны из белого мрамора и имели резные капители.


Спасо-Преображенский собор - тринефный, его ширина 22, 4 метра, длина с апсидами – 35, 25 метра, высота от пола до низа свода центральной бани – 30 метров. Внутренний размер храма отвечает современному девятиэтажному дому, широкий фундамент углублен в почву на 2, 8 метра, стены, имеющие толщину 1, 4 метра, до нашего времени дожили почти не поврежденными. А сложность пространственно-планировочной конструкции сооружения до сих пор заставляет специалистов спорить по поводу того, к какому же типу стоит отнести храм: четырех-, шести- или восьмистолпному.


Спасский собор имеет сходство по построению с византийской церковью Креста Всевидящего, так как он тоже является постройкой константинопольских мастеров. Метрическим анализом обнаруживается, что условию кратности всем основным размерам для каждого из трех перечисленных памятников удовлетворяет практически одна и та же мера - византийский фут2, равный 32 см. Во всех случаях поперечные размеры равны четному числу футов, что соответствует процедуре определения ширины будущей постройки влево и вправо от осевой линии. Равномерное разделение пространства Спасо-Преображенского собора выражается близостью размеров основных пространственных ячеек: ширина подкупольного прямоугольника 24 фута, длина 25, расстояние от алтаря до восточных столбов 23 фута.


Сравнительный метрологический анализ структуры Спасского собора в Чернигове и хронологически близких памятников Византии показывает, что первые опыты монументального строительства на Руси осуществлялись с использованием греческой меры - фута. Это полностью соответствует тому известному факту, что именно византийская артель работала в Киевской Руси в начальный период развития древнерусской архитектуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.