Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный коллектив с повышенной жизнеспособностью






Установление факта повышения жизнеспособности Научного коллектива: Научный коллектив получает преимущества по отношению к другим Научным коллективам, не изменившимся (не измененным) в лучшую сторону.

ххх

Понятно, что на схеме представлен один цикл развития одного Научного коллектива на его уровне иерархии, по сути – идеальный случай развития. В действительности все несколько сложнее - необходимо рассмотреть развитие, по крайней мере, на 3-х уровнях иерархии – развитие самого Научного коллектива, развитие его подсистем, и развитие Надсистемы Научного коллектива. Но это не умаляет значимости использования идеального случая - он как понятие «идеальный газ» или «абсолютно черное тело» помогает сделать правильный первый шаг в понимании эволюции.

Понятно, что Научный коллектив, пройдя один цикл повышения способности к выживанию, тут же начинает «умирать» снова! Поэтому обязателен второй цикл повышения способности к выживанию, …, N-й и т.д., пока у общества есть потребность в Научном коллективе. А затем наступает и реальная смерть – потребность в Научном коллективе, точнее, в функции Научного коллектива - исчезла.

А пока новый цикл, «...покой Научному коллективу только снится...»:

 

 

 


Комплексные примеры эволюции Научных коллективов

 

Панасюк В.В. В поисках свободы. НиЖ, 2/93, с. 87

По-видимому, совершенно инстинктивно, желая обрести хотя бы глоток творческой свободы, я выбрал в качестве жизненной стратегии метод «переходного периода». Он сводился к периодическому переходу на работу во вновь организуемые институты и уходу из них после установления общепринятых в системе порядков.

§ Лаборатория № 2 (Институт атомной энегии): обстановка была совершенно экзотическая. Начинали работать в два час дня и заканчивали около часу ночи. Никакого табеля, никаких звонков не было. Шефу важен был ритуал, создающий атмосферу «научного братства».

Вкалывали мы самозабвенно, не думая ни о диссертациях, ни о зарплате, ни о здоровье.

Наше непосредственное «научное начальство» не всегда отличалось высоким профессионализмом, что не удивительно, но всегда (этот факт поражает), проявляло лучшие человеческие качества. Никто никому не мешал работать, как правило, радовались успеху соседа, и дело по созданию «ядерного щита» шло споро.

Для многих научных коллективов успех страшнее поражения. Раздали нам награды, строже стал режим, появились отвечающие за нашу работу начальники, словно мы сами не могли за нее ответить...

И.В.Курчатов уходил ввысь и начал канонизироваться. Становилось трудно дышать. Наиболее чуткие сотрудники уже подыскивали себе другую работу.

Строился новосибирский академгородок. До получения серьезных научных результатов было еще далеко, делить было нечего. Местная интеллигенция, да и москвичи с ленинградцами, частенько навещали нас. Все это украшало жизнь и начисто отбивало привкус провинциальности. Однако постепенно начали сказываться мины замедленного действия, подложенные самОй идеей маленьких научных городков: в архитектуре бросалась в глаза социальная несправедливость (отдельные коттеджи и панельные многоэтажки), продовольствие через столы заказов для «бедных» и «богатых».

Постепенно эпоха «бури и натиска» подходит к концу. Заканчивается строительство академгородка, стабилизируется тематика, защищаются диссертации, создана уникальная установка..., раздаются награды за первые научные успехи, а главное – проходят выборы в СоАН.[52] Некоторые из новоиспеченных мэтров, получив желанные лавры, стали готовиться к отъезду в столицу, другие с удвоенной энергией занялись интригами... Жизненный опыт подсказал: пора укладывать чемоданы.

ВНИИ оптико-физических измерений – институт только разворачивался, а потому пришлось согласиться на размещение в подвале одного из московских домов. Как утверждает армейская поговорка «в тени меньше потеешь». Начальство не очень любит посещать «точки», подобные нашнй. Никто не мешает заниматься делом, не отвлекает на пятиминутки, не вызывает «на ковер». В результате довольно быстро отладили наш «Тролль» - оригинальный синхротрон, впоследствии доставивший лаборатории междунарордное признание.

... через некоторое время лаборатория переехала в 20-этажное здание с паркетом и зеркалами. Начались склоки, пошли комиссии. Свободные от творческих забот энергичные прохиндеи свалили директора, и всё стало как у людей. Живительный научный водоем затянулся ряской. Таким образом я убедился, что в отраслевой науке действуют те же законы, что и в академической. Увы, печальный опыт убедил меня: им подвластны и вузовские ученые.

 

Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Парадоксы хаоса. Знание-сила №3, 1993 https://www.keldysh.ru/departments/dpt_17/obr/par.html

Материалом этой статьи послужили идеи, развиваемые в проектах «Самоорганизация и нелинейный анализ» и «Информхаос». Регулярные научные семинары, в которых активно работают не только полтора десятка докторов, два десятка кандидатов и два члена-корреспондента, но и молодежь из Физтеха, МГУ и, конечно, Российского открытого университета. Споры до хрипоты не о деньгах, политике или проблемах богатых, которые тоже плачут, а о науке. Желание по-настоящему активно работать, не считаясь со временем или другими формальностями.

Почему это стало возможно в Российском открытом университете? На наш взгляд, здесь есть несколько причин. Очень удачным оказался выбор главого направления взаимодействия Росийского открытого университета и академии. Это использование потенциала научных школ, складывавшихся десятилеиями и получивших мировую известность. Коллектив исследователей строился как творческая мастерская, в которой объединены ученые разных поколений, разных стилей мышления, имеющих разные взгляды на изучаемые проблемы. Это напоминает средневековую мастерскую, где мастер и только мастер решает, как воспитывать учеников, которые сумеют пойти дальше него. Мастер заинтересован в том, чтобы показать последователям не только парадный фасад, но и «кухню» науки, ввести в научную дискуссию подготовить не только к победам, но и к поражениям в «драме идей». Это значительно отличается от «промышленного производства» специалистов, практикуемого даже в лучших вузах. Мы хотели бы воспитывать и выращивать не специалистов, а творцов.

Мы постарались реализовать в своем коллективе идеи и принципы научных школ в Институте прикладной математики при самом активном участии его первого директора, замечательного ученого и выдающегося организатора науки Мстислава Всеволодовича Келдыша. Они включают в себя широкое и откровенное обсуждение всех научных проблем, стоящих перед коллективом, в котором на равных выступают маститые ученые и те, кто только начинает заниматься наукой. При этом основное внимание уделяется тем проблемам, которые не разделяют, а связывают как разных ученых, так и разные области науки.

Эта готовность браться за совершенно новые, нетрадиционные задачи, большая внутренняя свобода в сочетании с организованностью и ответственностью перед коллегами. При таком подходе важную роль играют семинары проектов, позволяющие ставить задачи и обсуждать пути их решения. При организации исследовательских проектов мы постарались учесть и огромный опыт научной школы в области математической физики и синергетики, созданной академиком А. А. Самарским в Институте приклад ной математики и Московском государственном университете. Другая причина — возможность вести широкие междисциплинарные исследования, которым было тесно в академических рамках даже при максимально доброжелательном отношении руководства академии. Типичным примером может служить проект «Информхаос», в рамках которого активно работают сотрудники Института прикладной математики имени М. В. Келдыша, Института радио электроники, Московского и Ярославского государственных университетов, Международного лазерного центра в Минске. В течение ряда предыдущих, относительно «благополучных» лет, этим исследованиям не находилось места в академических программах, грантах, хоздоговорах. Фундаментальные исследования на стыке различных дисциплин обычно трудно отнести к какой-либо узкой епархии. Очень полезной оказалась возможность сломать традиционные организационные рамки. Это возможность оценивать сотрудников не по прошлым за слугам и ученым степеням, а по реальному вкладу в решение задач проекта. Это создание мобильного коллектива, который может привлекать специалистов на относительно короткие сроки. Наконец, это материальные возможности, позволяющие сотрудникам проекта заниматься наукой, не уделяя львиную долю «халтуре».

Очень интересно следить за созданием научного коллектива и соотносить этот процесс с принципами синергетики. Любопытно увидеть, как у целого появляются свойства, которыми не обладает ни одна из частей рождающейся структуры. Порой происходит необычный синтез различных стилей мышления. Например, в проекте «Самоорганизация и нелинейный анализ» работают не только математики и специалисты по моделированию, но также философы и даже специалисты по культуре Востока. Они стремятся дать философское осмысление новейших результатов прикладной математики, которые создаются у них на глазах. Может быть, здесь, более чем где-либо, появляется реальный шанс вернуть изначальный смысл самому понятию «университет». Университет, понимаемый как школа научного метода, как возможность для создания широких междисциплинарных обобщений, опирающихся на результаты специалистов в разных областях знания.

И еще одно наблюдение, которое порой относят к законам Паркинсона, а порой рассматривают как важное свойство научно-учебных центров. Как это ни странно, создаваемые структуры обычно переживают «звездные часы» в первые годы, в пору неустроенности и изрядной организационной неразберихи. Достаточно вспомнить «героическую эпоху» создания МФТИ, МИФИ, обновление физического факультета МГУ в пятидесятые годы. Преподавание тогда еще не вошло в накатанную колею, и происходил поиск, нелегкий для преподавателей и ученых и очень много дающий студентам. А может быть, просто именно в этот период мэтрам бывают особенно нужны молодые коллеги и соратники. Быть может, и факультет прикладной математики Российского открытого университета, и его научные программы именно сейчас переживают свой «звездный час».

 

Ф.Капра. Скрытые связи. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 336 с. ISBN 5-9550-0484-Х

... механистически управляемая организация оказывается неспособной выжить в сегодняшней сложной, информационно-ориентированной и быстро меняющейся деловой атмосфере.

... книга «Живая компания», её автор Арье де Гюйс, бывший член руководства компании «Шелл», подошел к вопросу о природе организаций с весьма интересной стороны. В 80-х годах де Гюйс руководил исследованиями, заказанными этой фирмой для изучения вопроса корпоративного долголетия. Предметом исследований руководимого им научного коллектива стали крупные корпорации, просуществовавшие более ста лет, которые сумели пережить радикальные перемены и продолжали процветать, не утратив своей корпоративной индивидуальности.

Исследователи рассмотрели двадцать семь таких корпораций-долгожителей и обнаружили у них ряд общих черт. Это привело де Гюйса к выводу, что наиболее гибкими, легко приспосабливающимися и долгоживущими компаниями являются те, которые по своему поведению и характеристикам сходны с живыми существами.[53] По существу, он выделяет две совокупности характеристик.

§ Первая связана с выраженным духом коллективизма и коллективного своеобразия на основе общих ценностей — главным образом чувства, что каждый член такого коллектива может рассчитывать на поддержку своих усилий по достижению личных целей.

§ Вторая же совокупность характеристик касается открытости внешнему миру, готовности принять новых людей и новые идеи и, соответственно, ярко выраженной способности учиться и приспосабливаться к новым условиям.[54]

 

 

Июль 2007

Бруклайн, Массачусеттс, США


[1] Балиев Л. Другой взгляд на процесс развития науки или по поводу одного высказывания Ф.Энгельса.

https://dxbec.ihep.su/~baliev/AN_VIEW/KOI8/An_view.htm

[2] Горелик Г. Андрей Сахаров: Наука и Свобода. Ижевск, «Регулярная и хаотическая динамика», 2000, с. 296 – Похвастаюсь: эту книгу мне подарил автор, журналист и писатель Геннадий Горелик. Общение было очень плодотворным.

[3] Шрейдер Ю. Неустранимость человека. Знание-Сила, 7/93, с. 78

[4] Кулаков Ю. Каким быть институту духовного возрождения науки. Знание-Сила, 11/93, с. 19

[5] Эрдниев П., Эрдниев О. Как спасти математику? Знание-Сила, 7/94, с. 98

[6] Автоформализация знаний...https://www.wdigest.ru/autoformalization.htm

[7] Федоров С.Н. ИР, 8/88, с. 2. Засл.изобретатель СССР, Чл.-корр. АН СССР, Герой соцтруда, Гендиректор МНТК «Микрохирургия глаза»

[8] Лесков С. Катапульта. Как действует закон Архимеда в академической среде. «Известия», 30 июля 1991 г.

[9] О.Жерновой Представитель заказчика. «Компьютерра» 03.02.2004 https://www.computerra.ru/offline/2004/528/32028/

[10] П.Г.Кузнецов «Идеи и жизнь». Изд. Концепт, М., 2000 https://www.situation.ru/app/aut_t_39.htm

[11] Сухотин А.К. Парадоксы Науки. М., " Молодая гвардия", 1978. 240 с. с ил. (Эврика), с. 21

[12] Как рождался «Курс теоретической физики»https://ggorelik.narod.ru/Dau/Kurs_Priroda_2005-08_sm__.pdf

[13] Горелик Г. Андрей Сахаров: Наука и Свобода. Ижевск, «Регулярная и хаотическая динамика», 2000, с. 236

[14] Дороги и перекрестки истории интернета. Дорога вторая. Из США в Европу и обратно: путь развития Web технологий https://www.wdigest.ru/road2.htm

[15] Интеллектуальная еда. Продукты будущего спасут человечество от голода

https://www.point.ru/science/2007/02/08/4068

[16] Создатель интернета: " Web грозит коллапс" https://inopressa.ru/lastampa/2006/11/03/12: 33: 57/web

[17] Прислуживаться должно: Если нужной науки не существует, значит, можно ее создатьhttps://offline.computerra.ru/2006/663/296288/

[18] Intel Penryn: первые 45 нм процессорыhttps://www.3dnews.ru/cpu/intel_penryn

[19] Эффект самоорганизации и метасистемный переход при работе генетического консилиумаhttps://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Protasov.htm#p3

[20] Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44 https://www.univie.ac.at/Wissenschaftstheorie/staff/Oeser.htm

[21] В гостях у живого «Дарвина» («синтетическое» интервью Эрнста Майра, составленное из фрагментов его бесед с корреспондентами журнала «Spiegel» и газеты «Die Welt» https://www.znanie-sila.ru/online/issue_3014.html

[22] Снытко В.А. Комплексная карта России. Новости науки. Природа, 9/98. https://vivovoco.rsl.ru/VV/NEWS/PRIRODA/PR_09_98.HTM

[23] Сухотин А. Парадоксы науки. М., «Молодая Гвардия», 1980. https://www.nit.kiev.ua

[24] Красногоров В. Юстус Либих. М., Знание, 1980. Цит. по Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. Ассоциация ТРИЗ, СПб, 1998, с. 357

[25] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., «Аграф», 1998, с. 34

[26] Erwin Schroedinger. What is Life? 1943.

[27] Смирнов С. Незнакомец по имени Действие. «З-С», 5/91, с. 27

[28] Волькенштейн М. Красота науки. НиЖ, 9/88, с. 15 https://www.n-t.org/tp/kn/htm

[29] Далидович Г. Кибернетический гений. «Курьер», вып. 38, 10/06/2000, с. 58

[30] П. Г. Кузнецов и др. Система Природа – общество – человек. Устойчивое развитие. Дубна, 2000. https://pobisk.narod.ru

[31] Конференция WWW 2006: Сеть ждет семантическое будущее

https://www.cnews.ru/newsline/index.shtml? 2006/05/30/202535

[32] Пусть нас не смущает, что получена он из хорошо известных существующих. Именно получение нового свойства, которое отсутствовало у отдельных составных частей, и знаменует рождение Научного коллектива.

[33] Надсистема – система следующего уровня иерархии, в которую рассматриваемый Научный коллектив входит как элемент (как подсистема).

[34] Дмитрий Баюк. Война c парадигмами. «Что нового в науке и технике» №7-8, 2005

https://elementy.ru/lib/164563/164567

[35] Фрумкина, Р. История науки как драма. https://russ.ru/ist_sovr/20000221_frum.html

[36] Горелик Г. Андрей Сахаров: Наука и Свобода. Ижевск, «Регулярная и хаотическая динамика», 2000, с. 355

[37] Горелик Г. Лекция о Сахарове. Американским семикласникам о советской водородной бомбе или симметрии в несимметричной Вселенной. «З-С», 05/97

[38] Сторожук А.Ю. Проблема построения критерия определения научности гипотезы.//Философия науки № 1(7). М.: Новосибирск. 2000, с. 98-100 https://www.philosophy.nsc.ru/DEPPHIL/PHILSCIENCE/anna/PUBLICATIONS/witruleforgurn.htm

[39] Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., «Аспект Пресс», 1996, с. 28

[40] П. Г. Кузнецов и др. Система Природа – общество – человек. Устойчивое развитие. Дубна, 2000. https://pobisk.narod.ru

[41] Е.Князева, А.Туробов. Единая наука о единой природе. " Новый мир" №3, 2000 https://www.synergetic.ru/science/index.php? article=kn_03_1

[42] Сухотин А.К. Парадоксы Науки. М., " Молодая гвардия", 1978. 240 с. с ил. (Эврика), с. 21

[43] Г.Костина. По капле кровиhttps://www.expert.ru/science/2006/07/metod_diagnostiki_immunnogo_statusa_organizma/

[44] Trefil, James. Evolution. 1001 things evereyone should know about science. Doubleday. NY, London, Toronto… January 1992, pp. 49, 54

[45] Элементного, структурного, функционального, стоимостного, параметрического, положения Научного коллектива на S-обраной кривой развития и т.д.

[46] Любое свойство Научного коллектива можно «прогнать» по Универсальной Схеме Эволюции. И, таким образом, увидеть возможные пути его совершенствования.

[47] Каледин Д.Хаос, сеть и научные исследования. https://www.webways.ru

[48] А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999 (A.H.Maslow. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971) https://abovo.net.ru/book/89195

[49] Э.Тоффлер Шок будущего. https://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/toffler_shok/toffler_shok.htm

[50] Андреев Н. Дело АНТа. «Известия», 5 ноября 1991 г.

[51] Лесков С. Катапульта. Как действует закон Архимеда в академической среде. «Известия», 30 июля 1991 г.

[52] Сибирское отделение Академии Наук.

[53] Изначальная открытость для возмущений со стороны окружения - это фундаментальное свойство живого. Открытость организации новым концепциям, новым технологиям и новому знанию — показатель ее живости, гибкости и способности к обучению.

[54] Живые организмы могут выжить только будучи открытыми для постоянного потока ресурсов (энергии и материи); человеческой же организации для выживания необходимо быть открытой для потока ресурсов как интеллектуальных (информации и идей), так и энерго-материальных, являющихся составной частью производства товаров и услуг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.