Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция1. Понятие информационной системы.






Основные определения.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Примеры различных систем приведены на рис. 1

 

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и т.д. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое и программное обеспечение и т.д. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

Рисунок 1.

 

В информатике понятие “система” широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой также может считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Первые информационные системы (ИС) появились в 50-х годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы. Реализованы они были на электромеханических бухгалтерских счетных машинках. В 60-х годах отношение к ИС изменилось. Информация, полученная из них стала, применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого требовалось компьютерное оборудование, способное выполнять множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В 70-80-х годах ИС начинают использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х годов ИС становятся стратегическим источником информации и используются во всех организациях. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организациям добиться успеха.

В настоящее время ИС используются повсюду, например, в банках, супермаркетах, различного рода организациях и предприятиях, в жилищно- коммунальных организациях, телефонных станциях и т.д.

Добавление к понятию система слова “информационная” отражает цель ее создания и функционирования. ИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность, средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В качестве основного технического средства переработки информации используется ПК. В крупных организациях наряду с ПК используются мэйнфреймы или суперЭВМ. Но не нужно забывать о роли человека в ИС, без которого ИС ничего не будет значить.

Процессы, происходящие в ИС, показаны на рисунке 2.

 

       
 
 
   
Рисунок 2.  

 

 

 


Информационная система предлагает персоналу вариант решения какой-либо задачи, который может быть принят, отклонен или по обратной связи могут быть заданы новые исходные данные.

 

СтруктураИС.

 

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

 

 

Структура ИС показана на рисунке 3.

 

       
 
 
   
Рисунок 3.  

 

 


Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документов, схем информационных потоков, методология построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ, необходимых для нормального функционирования ИС.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Это: выявление задач, подлежащих автоматизации, подготовка задач к решению на ЭВМ и т.д.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС. Цель правового обеспечения – укрепление законности.

 

Классификация ИС по характеру использования информации.

Классификация ИС по характеру использования информации приведена на рисунке 4.

 

 

 


Информационно-поисковые ИС производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователей (ИС в библиотеках, железнодорожных и авиа кассах по продаже билетов и т.д.).

Информационно-решающие ИС осуществляют операции по переработке информации по определенному алгоритму. Среди них можно выделить управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Например, система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета и т.д.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению, но не превращается немедленно в серию конкретных действий. Например, медицинские ИС, которые предлагают врачу диагноз больного, но решающее слово остается за специалистами-медиками.

 

Классификация ИС по масштабу.

 

По масштабу принято выделять три основных класса ИС:

1. Одиночные ИС.

2. Групповые.

3. Корпоративные.

Одиночные ИС реализуются на отдельном компьютере, они могут содержать несколько приложений, связанных общей информационной средой. Например, ИС в библиотеках, кассах по продаже билетов и т.д.

Групповые ИС предназначены для использования членами рабочей группы. Как правило, они строятся на базе локальных вычислительных сетей, например, ИС в небольшой фирме.

Корпоративные ИС представляют собой развитие групповых ИС. Они ориентированы на использование в корпорации. Функционирование корпоративных ИС характеризуется тем, что ее работа поддерживается на территориально разнесенных станциях вычислительной сети корпорации.

Корпоративная ИС (КИС) является инструментальным средством управления корпорацией. В состав ее входят две независимые составные части:

1. Информационно-коммуникационная инфраструктура корпорации, представляющая собой совокупность телекоммуникаций и сетевой, программной и информационной инфраструктур.

2. Функциональные подсистемы, взаимосвязанные между собой и обеспечивающие решение задач корпорации, ориентированные на достижение целей корпорации.

При создании КИС используется опыт работы в распределенной среде, накопленный в Internet. Такой подход получил название интранет.

Интранет –это внутренняя компьютерная сеть компании, в которой используются стандарты и протоколы Internet.

В сети интранет коммерческой организации можно организовать:

1) доступ к новостям о деятельности компании;

2) управление проектами;

3) обслуживание документооборота;

4) создание хранилища знаний;

5) представление информации о товарах и ценах;

6) доставку сведений о складировании и отгрузке компаний;

7) публикацию отчетов о продажах;

8) ответы на претензии клиентов;

9) объявления о рабочих местах;

10) вывод сведений о платежах и т. д.

Так как интранет является частной компьютерной сетью, которой владеет определенная организация, то устанавливаются ограничения и правила доступа к ней.

Все службы интранет основываются на пяти основных функциях этой сети:

1. пользование электронной почтой;

2. совместное использование файлов, обмен знаниями, информацией и идеями;

3. каталогизация, то есть управление размещением информации и доступом к ней пользователей;

4. поиск, то есть извлечение сведений по запросу;

5. управление сетью, то есть техническое обслуживание и модернизация системы интранет.

При этом сотрудники (пользователи) могут находиться на разных этажах здания центрального офиса компании, в различных регионах и даже странах. Сеть Intranet работает на том же самом оборудовании, что и системы клиент-сервер. В простой сети достаточно одного сервера для реализации всех функций Intranet, но в больших сетях используются десятки и даже сотни серверов.

На основе сетей интранет создаются сети экстранет, которые охватывают не только саму организацию, но и ее проверенных внешних партнеров и клиентов.

Сеть экстранет служит мостом между организациями и построена на тех же открытых стандартах Internet, что и сеть интранет. С помощью экстранета компания вместе со своими торговыми партнерами может совместно использовать конфиденциальную или открытую информацию, защищенную от несанкционированного доступа сетью интранет.

 

 

Примеры ИС.

1. ИС по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в современных фирмах ИС регистрируют данные о покупателе, что позволяет:

· Определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться на более многочисленную группу.

· Посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания.

· Предоставлять постоянным покупателям товары в кредит, со скидкой, и отсрочкой платежей.

2. ИС, ускоряющие потоки товаров. Например, фирма поставляет товары в больницу. Известно, что большие запасы товаров на складе иметь невыгодно, а не иметь их нельзя. Чтобы найти оптимальное решение, фирма устанавливает терминалы прямо в обслуживаемом учреждении и подключает их к ИС. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в ИС для учета заказов. Менеджеры, делая выбор по поступившим заказам, принимают оперативные решения, и в короткий срок доставляют заказчику требуемый товар. Таким образом, экономятся огромные деньги на хранении товаров, ускоряется поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

3. ИС автоматизации технологии (“менеджмент уступок”). Суть этой технологии в том, что если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются различные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересованным в во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание в другую организацию, то его затраты могут возрасти из-за потерт предоставляемых ему ранее скидок. Например, ИС банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с ИС других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк ему предлагает различные скидки и бесплатные услуги.

4. ИС в фирме. В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях (рисунок 5).

 

       
 
 
   
Рис.5

 

 


 

Между локальными ИС вводятся связи различного характера. Одни ЛИС могут быть связаны с многими родственными и иметь выход во внешнюю среду, другие могут быть связаны только с одной или несколькими родственными.

Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы. При этом используются ресурсы региональных и гло бальных вычислительных сетей.

ИС разного назначения объединяются с помощью компьютерных сетей. Объединенные ИС предоставляют возможность пользователю работать как с общефирменной базой данных, так и локальными базами данных.

 

Задачи ИС.

 

К задачам ИС относятся:

1. Анализ финансового состояния (слежение за движением финансовых средств, отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении финансовых средств и др.). Решение выполняется с помощью пакетов Audit Expert, Альт-финансы и др.

2. Инвестиционный анализ. Это оценка эффективности инвестиционных проектов и приятия решений и их финансировании. Для решения таких задач используются средства: Project Expert, Альт-Инвест и др.

3. Подготовка бизнес-планов. Решаются задачи вариаций схем производства, сбыта и финансирования. Используются средства: Project Expert, Альт-Инвест и др.

4. Маркетинговый анализ. Это оценка положения компании на рынке, проведения сравнительной оценки сбытовой деятельности компании с конкурентами, формирование оптимальной структуры отчетов и т. д. Одним из инструментов решения такого рода задач является Marketing Expert.

5. Планирование и управление проектами. Это разработка расписания исполнения проекта, определение критического пути и резервов времени исполнения проекта. Решаются также проблемы финансирования, обеспечения материалами и оборудованием и т.д. Инструменты: MS Project, Open Plan и др.

6. Бюджетирование. Обеспечение планирования, учета и анализа по центрам финансовой ответственности, доходов и расходов, расчет финансового результата и т.д. Инструменты: Hyperion Pillar, Контур Корпорация и др.

7. Логистика. Решение проблем движения товаров и материалов от поставщика до потребителя (закупка товаров, их хранение и реализация). Одним из инструментов является Парус-Корпорация, модуль Закупки, склад, реализация.

8. Финансовое управление. Решение задач финансового планирования, управленческого учета, оценки бизнеса, анализ пассивов и активов. Инструменты: Oracle Financial Services Applications, Финансовое управление и др.

9. Управление персоналом. Решение задач, направленных на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Здесь могут быть использованы многофункциональные экспертные системы профориентации, группового анализа, штатного расписания и др. Одним из инструментов, например, является Босс-Кадровик.

10. Прогнозирование деятельности предприятия. Сюда относятся системы прикладного и долгосрочного программирования. Инструменты: Excel, Forecast Expert, Альт-Прогноз и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.