Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К методу обследования






Как уже было сказано, в наших обследованиях речь идет не о внешнем поведении и образцах интер­акций или, вернее, об этом речь идет лишь тогда, ког­да это имеет важное значение для данного индивидуу­ма. Важнее рассмотреть внутрипсихические и прежде всего бессознательные процессы, которые детерми­нируют поведение субъекта именно по причине своей бессознательности. Это требует, естественно, объяс­нения методов проведения обследования.

Наблюде­ния за поведением, статистические выкладки, систе­матизация интервью или опросных листов — все это не может рассматриваться само по себе, без дальней­ших пояснений. Кроме того, мы не можем пригласить «на кушетку» членов семьи пациента, которых было бы важно обследовать. Таким образом, классический психоаналитический метод выявления содержания бессознательного тоже отпадает7.

Особое внимание, которое мы уделяем внутри-психическим процессам, определяет те способы и ме­тоды, которыми мы пользуемся в каждом отдельном случае. Из моего опыта супервизора11 мне хорошо из-

Стр 17

дывается он сам. Нам же доступно такое пони­мание, потому что лично мы не замешаны в его внутренних конфликтах и поэтому у нас нет необходимости защищаться от них путем вы­теснения. Этот важнейший метод психоанали­тического понимания находится в распоряже­нии консультанта и для его использования нет необходимости в психоаналитически- терапев­тическом сеттинге.

· При работе с детьми это проективные тесто­вые методы9, а также структурированные или частично структурированные методы интер­вьюирования.

· Нередко важные открытия приносят и обыч­ные беседы о сознательных, но, тем не менее, тайных переживаниях детей. Дети, испытывая доверие к нейтральному консультанту, часто доверяют ему вещи, которые они не в состоя­нии доверить своим близким.

· Наконец, в нашем распоряжении имеется такой важнейший инструмент психоаналити­чески-педагогической консультации для роди­телей (при помощи которого разъясняются внутренние бессознательные процессы), как психоаналитически-педагогическое просвеще­ние. (Об этом подробнее речь пойдет в четвер­той главе.)

«Проективные тесты» — это психологические тесты, которые дают возможность распознать аспекты внутренней жизни обследуемой персо­ны в ее ответах на вопросы, играх или рисунках (как на проективном эк­ране). Поскольку познания, полученные на основании одного теста, как правило, недостаточны, то обследование производится при помощи мно­гих тестов, так называемой «тестовой батареи».

Таким образом, каждый отдельный случай в мо­ей практике обогащал меня новыми познаниями, кото­рыми я и делюсь с читателем в данной книге. Я много­му научился от детей, которые проходили у меня психо­терапевтическое лечение. Наконец и случаи «классичес­кого» психоанализа тоже внесли свой вклад: в последние годы я лечил многих пациентов, родители которых ра­зошлись, когда пациенты были еще детьми, а также тех, кто сам был в разводе или собирайся разводиться.

Итак, избираемые методы обследования должны ориентироваться на каждый отдельный слу­чай, лишь таким образом можно добиться оптималь­ного эффекта. Поэтому я считаю, что в данной обла­сти едва ли возможны статистические обобщения. Более того, один развод не похож на другой. Развод невозможно рассматривать как событие само по се­бе, он — то, что из него делает человек, то есть опре­деленный человек в своей определенной ситуации.

Точно так же, как поженились вы по своим, совер­шенно особенным причинам, расходитесь вы тоже своими, совершенно индивидуальными путями, и нет двух человек, которые свой разрыв и свое раз­веденное «родительство» переживали бы совершен­но одинаково. И нет двух детей, для которых развод родителей означал бы абсолютно одно и то же. Тогда возникает вопрос, возможно ли в этом случае вооб­ще говорить об общей природе развода? В известном смысле, да. Конечно, невозможно рассмотреть все великое множество вариаций выражения пережива­ний и различных стилей поведения, но я постараюсь показать те случаи, которые, по моему опыту, можно считать наиболее типичными.

 

Глава 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.