Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимым условием для устранения ука­занных проблем и обеспечения устойчивого раз­вития туристской отрасли является поддержка туризма на государственном уровне.






Завышенные цены на размещение туристов являются следствием неэффективной налоговой политики государства. Д ля устранения данной проблемы и приведения в соответствие стоимо­сти услуг к среднеевропейским ценам необходи­мо введение в субъектах Республики Казахстан местной туристской ренты, взимаемой с пред­приятий сферы туризма, путем переструктури­рования других налогов. Собранные средства могут быть инвестированы в развитие объектов туристической инфраструктуры и рекреацион­ных ресурсов.

 

Как показывают исследования неустойчи­вого развития туризма на местном уровне в развивающихся странах, факторами, которые способствуют неустойчивому разви­тию туризма, находятся вне контроля местных жителей и власти. Эти факторы в значительной степени связаны с вопросами национального масштаба, включая экономическую политику, значения туризма для страны, отношения между лицами, принимающими решения (министрами, руководителями департаментов и т.д.) и связан­ными с ними международными туроператорами в системе международного туризма. Основной вывод исследования заключается в том, что достижение устойчивого развития туризма на местном уровне в развивающихся странах тре­бует жестких политических решений, контроль над их исполнением и сотрудничество между­народных туроператоров и местных туристиче­ских агентств.

Анализируя политику и мероприятия, про­водимые в сфере регулирования туризма в за­рубежных странах, в работе выделяются некото­рые принципиальные подходы, общие для всех наиболее развитых в туристском отношении го­сударств:

  • главенствующая роль в регулировании раз­вития туризма государственных органов управ­ления, с созданием на национальном уровне единого управляющего органа, вплоть до прида­ния ему статуса министерства;
  • базой для регулирования туризма являются долгосрочные стратегии по обеспечению устой­чивого развития туризма и разрабатываемые на их основе программы развития туризма в реги­онах или отдельных составляющих туринду-стрии;
  • значительная роль туризма в реализации социальной политики: как в сфере создания до­полнительных рабочих мест, так и в сфере со­циальной защиты малообеспеченных слоев на­селения, придание первостепенного значения развитию социального туризма;
  • стимулирование внесезонного туризма, в целях выравнивания туристских прибытий и, соответственно, ослабления давления на инфра­структуру - аэропорты, авиалинии, наземные транспортные коммуникации, средства разме­щения;
  • проявление со стороны органов государ­ственного регулирования туризма повышенного интереса к научно-исследовательским работам в этой сфере, анализу тенденций развития, ис­пользованию маркетинговых технологий;
  • усиление требований к обеспечению без­опасности в связи с участившимися вылазками экстремистов различного толка;
  • применение и использование новейших технологий как средства повышения конку­рентоспособности собственного туристского продукта и увеличения степени доступности, эффективности использования туристских ре­сурсов;
  • тесная взаимосвязь мероприятий по разви­тию туризма и мер по защите экологии, культур­ного и исторического наследия.

Арсенал применяемых способов регулиро­вания и стимулирования развития туристской индустрии в различных странах однороден по своему характеру и включает экономические, правовые, социальные, организационные, куль­турные, экологические методы, используемые в практике всех стран. Однако конкретный ин­струментарий реализации этих методов коле­блется и заметно различается по странам.

Очевидно, что туристская деятельность, яв­ляющаяся интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координировать­ся комплексно.

В свою очередь, государственная политика в области туризма должна реализовываться на основе единого организационно-экономическо­го механизма государственного регулирования туристской деятельности.

Данный механизм, в нашем понимании, представляет собой взаимосвязанную совокуп­ность принципов и функций регулирования, ме­тодов и организационных форм их реализации, способствующих достижению цели максималь­но эффективного использования туристских ресурсов страны при условии сохранения куль­турно-исторической и природно-экологической среды.

Как показывает зарубежный опыт, эффек­тивное взаимодействие государственных и местных органов власти способствует росту туристической отрасли. Например, в Париже принятые решения на государственном уровне по вмешательству в управление центральными городскими объектами не только повлияли на городскую политику и практику управления, но и способствовали продвижению имиджа города и укреплению его влияния на международном уровне.

К развитию туристической отрасли в Ре­спублике Казахстан должен быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть осуществлен путем кла­стеризации отрасли. В последние годы в лите­ратуре по проблемам гостеприимства и туризма отмечается резкий рост внимания к кластерам и кластерной политике. Подчеркивается их суще­ственное значение для создания долгосрочных конкурентных преимуществ территорий, наце­ленных на успешное привлечение туристиче­ских потоков.

Понятие «кластер» в индустрии туризма употребляется, когда имеется в виду концен­трацию на отдельной территории сети взаи­мосвязанных предприятий, осуществляющих разработку, производство, продвижение и реа­лизацию туристского продукта, включая также предприятия, работающие в смежных отраслях.

Целью создания туристских кластеров яв­ляется повышение конкурентоспособности ре­гиона на глобальном туристическом рынке за счет синергетического эффекта, полученного в результате повышения эффективности работы предприятий, включенных в кластер, стимули­рования инновационной и инвестиционной ак­тивности. Фактически туристический кластер определяет имидж региона и влияет на его по­зиционирование.

Республика Казахстан имеет сильную ре­сурсную базу, выгодное транспортно-географическое положение, обладает производственными ресурсами, трудовым и научным потенциалом для создания туристских кластеров.

Для индустрии гостеприимства и туризма Республики Казахстан создание туристско-рекреационных кластеров это архиважная пробле­ма, поскольку в основу «Концепции развития туристской области в Республике Казахстан до 2020 года» [10], проект которой был представ­лен Правительством РК в феврале 2013 года, на­целенную на существенный прорыв, положена кластерная парадигма.

Согласно данной Концепции определены пять районов страны, в которых предполагается развивать кластеры туризма по международно­му образцу Астана и Акмолинская область, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Мангистауский край.

Кластер «Астана» объединит столицу, Ак­молинскую область, юго-западную часть Се-веро-Казахстанской области, западную часть Павлодарской и северо-восточную часть Кара­гандинской областей. Астана станет центром кластера, представляющего такие местности, как Коргалжынский государственный природ­ный заповедник (часть территорий, охраняемых ЮНЕСКО, под названием «Сарыарка - степии озера Северного Казахстана»), государствен­ные природные парки «Бурабай», «Кокшетау», «Буйратау», Каркаралинский и Баянаульский за­поведники.

В будущем кластер может быть дополнен новыми местами, включенными в предваритель­ный список ЮНЕСКО: курганами с расщеплен­ными валунами тасмолинской культуры, отно­сящимися к периоду мегалита, могильниками бегазы-дандыбаевской культуры, а также объек­тами, связанными с Шелковым путем (городище Бозок). Астану с окрестностями и Боровскую курортную зону представят под брендом центра кочевой культуры и разнообразия степи. Основ­ные туристские продукты, которые будут разра­ботаны в этом кластере, связаны с различными встречами, поощрительными турами, конферен­циями и выставками. Также в число приоритет­ных направлений для данного кластера попал культурный туризм, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых (туры выходного дня и тому подобное).

Алматы» - кластер, включающий город и область, ориентирован на любителей развлече­ний и называется примерно так: «Горы и город». Такой бренд объединит следующие направле­ния: Тамгалы с петроглифами, заповедник «Алтын-Емель», Чарынский каньон, водохранилище Капшагай, горнолыжные зоны вблизи Алматы и Иле-Алатауский природный парк. Не исключе­но, что позже сюда включат озеро Балхаш и гор­ную цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, а также Иссыкские, Боралдайские курганы и городище Талгар.

«Восточный Казахстан» с центром в Усть-Каменогорске будет представлять шесть основ­ных мест туристского интереса: Бухтарминское водохранилище, реку Иртыш, озеро Зайсан, Катон-Карагайский природный парк, озеро Маркаколь и Калжирский каньон, горы Риддер - Анатау и Ивановские, город Семей. Кластер «Восточный Казахстан» будет позиционировать­ся как мир чудес природы и станет центром эко­логического туризма. К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в этом кластере, относятся активный и приключенче­ский туризм, экстремальный отдых в горах и на озерах. Что характерно, потенциальными клиен­тами считаются местные жители и россияне.

Шымкент станет туристической столицей «Южного Казахстана» с Кызылординской об­ластью, частью ЮКО и с Жамбылской обла­стью. Кластер будет позиционироваться как сердце Великого Шелкового пути. К основным туристским продуктам отнесут в основном куль­турно-просветительские проекты: Туркестан с мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссауи, археологи­ческие объекты средневековых городищ Отрар и Сауран, Каратауский природный парк, Аксу-Жабаглинский государственный природный за­поведник, Сайрам-Угамский государственный национальный парк, города Сарыагаш, Кызы-лорда и Тараз. Кроме того, одной из главных южных достопримечательностей станет космо­дром Байконур.

Кластер «Западный Казахстан» рассматри­вается в качестве «Каспийской Ривьеры». В ре­гионе планируется развить в основном пляжный туризм. Актау будет являться местным туристи­ческим центром, и, помимо пляжного отдыха, приезжим будет предложен тур по святым ме­стам: древним мечетям, мавзолеям и другим па­мятникам древности.

К проектам, эффект от которых можно по­лучить в течение 4-6 ближайших лет, относятся проекты, ориентированные на деловой, куль­турный, активный и приключенческий отдых. К стратегическим продуктам, которые потребуют больших инвестиций, относится отдых в горах и на озерах, пляжный туризм и кратковременные туры.

Попытки развивать туризм без участия мест­ного населения или только как исполнителей определенных работ может привести к негатив­ным последствиям. Для того чтобы вложенные средства «не ушли в песок», необходимо чтобы местные сообщества были задействованы в каче­стве активных участников и имели возможность сами принимать решения, управлять своими ре­сурсами и решать, какой тип развития для них наиболее желателен. Политические решения в области туризма, планирование его развитие на местном уровне, должно обязательно учитывать интересы местных жителей и этнических групп, в области сохранении культурного наследия. Не­обходимо стараться привлекать к процессу при­нятия решений и их контролю активные обще­ственные группы. Если местные жители решительно поддерживают развитие туризма, они предполагают, что для устойчивого развития туризма необходимо их включение в индустрию туризма на профессиональном уровне.

Для активизации привлечения инвестиций в туристическую отрасль Республики Казахстан необходимо определить понятную для инвесто­ров модель государственно-частного партнер­ства, в которой должны быть учтены вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре, и главное, мер государственной поддержки.

Государственная помощь может включать инвестиционные преференции для предпри­ятий, обслуживающих туристов, экспортные гранты на возмещение затрат экспортеров, свя­занных с туристическими проектами; средне- и долгосрочное кредитование туристических ин­вестиционных проектов; разные формы лизин­га; субсидирование части ставок по кредитам; развитие производственной и сервисной инфра­структуры туризма и обучение топ-менеджмента и специалистов и многое другое.

Роль государства в развитии туристической отрасли заключается в создании необходимой инфраструктуры - дороги, трубопроводы, элек­троэнергия, водоснабжение и прочее. Кроме того, финансирование обучения кадров для от­расли, а также ряд мер, направленных на сти­мулирование внутреннего и въездного туризма. Это должно увеличить количество туристов в 2-3 раза.

Кроме того, можно создать специальные ту­ристические зоны по аналогии со специальными экономическими зонами. В них, помимо льгот, существующих в СЭЗ, добавятся некоторые об­легчения для инвесторов в части землепользова­ния, а также размещение магазинов Duty Free.

Для предприятий гостиничного сервиса, ра­ботающих в таких зонах, имеет смысл снизить ставку НДС, вплоть до нулевой. Кроме того, в области налогообложения целесообразно пред­усмотреть снижение налогового бремени туро­ператорам по сравнению с турагентами, реали­зующими на казахстанском рынке иностранные турпродукты.

В области процедур миграционного кон­троля и оформления виз необходимо отменить регистрацию иностранных туристов, имеющих въездную визу, а также снизить стоимость въезд­ных виз до среднеевропейского уровня. Это так­же повысит конкурентоспособность казахстан­ского турпродукта на международном рынке.

Социальный туризм, которым сегодня заин­тересовались многие страны Евросоюза, очень хорошо показал себя во Франции. Государство, по сути дела, может софинансировать отдых своих граждан, выпуская для этого специаль­ные ценные бумаги - туристские сертификаты. Государство активно сотрудничает с работодате­лями, а те, внося свой вклад, могут предлагать такие сертификаты своим служащим. Работнику это выгодно, поскольку снижает его расходы на отдых. И по опыту стран, где такая мера прини­малась, видно, что эта мера за счет государствен­ной доли в финансировании очень активизирует внутренний туризм. Для развития социального туризма предлагается развитие системы своих, казахстанских туристских сертификатов.

Первостепенное значение имеет и четкое, последовательное и гарантированное подведе­ние инфраструктуры к туристическим объектам. Для этого необходимо создать Национальную компанию по развитию туризма.

Задачей такой национальной компании бу­дет долгосрочное планирование и контроль за поэтапным созданием туристических объектов. В первую очередь, такая Нацкомпания будет заниматься интегрированным планированием, вторая ее задача - создание интегрированной инфраструктуры и третья - привлечение инве­стиций. Такой опыт имеется во всех странах, в которых успешно развивается туризм.

Частный бизнес также сможет участвовать на различных стадиях проектов. Предлагается ввести возвратную модель инвестирования, ког­да затраченные государственные средства будут возвращаться через продажу подготовленных земельных участков, а также через услуги по управлению курортной зоной. Также здесь есть широкое поле для государственно-частного пар­тнерства, особенно в тех курортных зонах, кото­рые не обладают в достаточной мере инвестици­онной привлекательностью.

Подводя итог вышесказанному, можно сде­лать вывод, что официальная статистика пока­зывает уверенный рост туристской отрасли в стране. С 2009 года прямой вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана увеличился на 43, 6%. К основным «болевым точкам» туристической отрасли Казахстана можно отнести: разобщен­ность участников туристического рынка, не­развитость инфраструктуры, недостаток инве­стиций, дефицит ква-лифицированных кадров, низкий уровень сервиса, высокие цены на раз­мещение и другие. Необходимо это все решать быстро, эффективно и в комплексе. К развитию туристической отрасли в Республике Казахстан должен быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть осу­ществлен путем кластеризации отрасли.

Главной целью государственной полити­ки Республики Казахстан в области туризма на сегодняшний день является создание в стране высокоэффективного и конкурентоспособного туристского кластера, который будет обеспечи­вать широкие возможности для удовлетворения потребностей как казахстанцев, так и иностран­ных туристов. С принятием «Концепции раз­вития туристической отрасли до 2020 года» все участники туристического рынка будут работать в новых условиях, при широкой государствен­ной поддержке. Если все пойдет по плану, ту­ристическая отрасль должна выйти на ведущие позиции в экономике страны.

Индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора и оказывает более значительное положительное побочное влияние, чем большинство других экономических сек­торов. Поэтому большинство стран дальнего и ближнего зарубежья выбрали туризм в качестве средства для генерирования и ускорения эконо­мического развития, улучшения валютного по­ложения страны, укрепления инфраструктуры туризма.

Туризм за быстрые темпы роста признан экономическим феноменом столетия, и мас­штабность его развития свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует постоянного совершенствования государственного регули­рования с целью обеспечения пропорциональ­ности развития территориальных и отраслевых хозяйственных комплексов, обоснования поли­тики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов.

Наиболее удобное геополитическое распо­ложение в центре Евразии делает Республику Казахстан перспективным направлением для иностранных туристов. Туристский потенциал Казахстана имеет хорошие позиции для раз­вития почти всех видов туризма: культурного, приключенческого, познавательного, спортив­ного, экологического, а также специализиро­ванных туров по интересам. Казахстан - страна, обладающая богатым культурным наследием и уникальными природными объектами, запо­ведниками, озерами, пустынями, лесами. До­брожелательный народ, открытый для общения и восприятия новых культурных ценностей, стабильная политическая и экономическая си­туация, политика государства, направленная на укрепление мира и согласия между народами и расширение международного сотрудниче­ства, развивающаяся инфраструктура - все это позволяет Казахстану развивать внутренний и международный туризм. В связи с этим особая роль отводится обеспечению поддержки разви­тия его на базе скоординированного механизма планирования, регулирования, координации и контроля.

На рынке туристских услуг необходимо улучшение материально-технической базы, где особое внимание следует уделять:

  • - развитию материально-технической базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции существующих и строительства новых турист­ских объектов;
  • - повышению конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитию пассажир­ских перевозок на автомобильном и железнодо­рожном транспорте;
  • - разработке схемы перспективного разме­щения туристских объектов и развитию инфра­структуры рынка туристских услуг на террито­рии Республики Казахстан;
  • - контролю за землепользованием и приме­нением норм застройки в районах развития ту­ристского бизнеса;
  • - созданию соответствующего международ­ным стандартам гостинично-сервисного ком­плекса, а также сети туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
  • - развитию в имеющихся и потенциальных туристских зонах сопутствующей инфраструк­туры: телекоммуникаций, водо- и электроснаб­жения, канализации и системы удаления твер­дых отходов;
  • - развитию системообразующих туристских объектов путем привлечения иностранных инве­стиций;
  • - разработке проектов и строительству ту­ристских объектов, в том числе средних и ма­лых средств размещения, с учетом обеспечения их круглогодичного использования.

Проанализировав современное состояние развития отрасли туризма, можно предложить ряд мер государственной поддержки, направ­ленные на совершенствование и развитие ту­ристской деятельности в Республике Казахстан, к основным из которых относится:

  • - развитие инфраструктуры рынка турист­ских услуг;
  • - повышение качества туристских продуктов и образования в туризме;
  • - совершенствование механизма норматив­но-правового регулирования рынка туристских услуг;
  • - сохранение культурно-исторических па­мятников;
  • - совершенствование управления развитием туристского бизнеса;
  • - улучшение материально технической базы;
  • - развития международного сотрудничества.

 

2. Прямые иностранные инвестиции, как фактор развития экономики

Организаторы:

Министерство индустрии и новых технологий РК(МИНТ)

Для стимулирования дальнейшего экономического развития Казахстана по инновационному пути необходимо максимальное использование возможностей ПИИ и повышение эффективности процессов их привлечения. Это связано с конкуренцией стран-реципиентов зарубежного капитала на рынке ПИИ в современных кризисных условиях, необходимостью масштабной модернизации экономики страны и повышения ее инвестиционного и инновационного потенциала путем перехода с экстенсивного типа экономического роста на преимущественно интенсивный, инновационный тип.

В связи с этим актуальным становится выявление места и роли зарубежных прямых инвестиций как одного из факторов инновационного типа экономического роста Казахстана.

Ключевые вопросы

· Инвестиционная привлекательность РК

· Активная роль государства в привлечении иностранных инвестиций

· Гарантии защиты прав инвесторов

· Инвестиционные преференции

· Роль прямых иностранных инвестиций, как фактора экономического роста

Результаты:

1.Создание благоприятного имиджа Казахстана – страны с привлекательным инвестиционным климатом

2.Повышение активности со стороны потенциальных иностранных инвесторов

3.Улучшение динамики ПИИ в приоритетные отрасли экономики РК

4.Реальные шаги кэкономической политике нового курса – всеобъемлющего экономического прагматизма на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности, согласно Стратегии «Казахстан-2050».

  3. Перспективы развития туристской индустрии Казахстана   Выступления мажелисменов в Астане 16 июня 2015 г.   А.Исекешев: На сегодняшний день динамичному развитию туристской индустрии Казахстана препятствует ряд проблемных вопросов, которые являются основными для развития отрасли
 

 

Астана, 16 июня 2015 г., Дом Мажилиса Под председательством вице-спикера Дариги Назарбаевой сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором обсуждены перспективы развития туристской отрасли. В своем докладе об этом парламентариям рассказал Заместитель Премьер-министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев (тезисы): " Глава государства уделяет пристальное внимание вопросам развития туристской отрасли. В рамках его поручений МИНТ(министрство индустрии и новых технологий) утвердил Концепцию развития туристской отрасли до 2020 года. На сегодняшний день динамичному развитию туристской индустрии Казахстана препятствует ряд проблемных вопросов, которые являются основными для развития отрасли. В первую очередь, это высокие цены на туристские услуги, отсутствие инфраструктуры туризма, проблемы с чартерными авиаперевозками, низкий уровень предоставляемых услуг, сложная система визовых и миграционных формальностей и т.д. Тем не менее, у Казахстана есть свои перспективы вхождения на рынок международного туризма. Необходимо отметить, что две трети роста мирового туризма обеспечиваются соседними с нами странами – это порядка 200 млн. туристов. Наши потенциальные рынки – это, прежде всего, растущий внутренний рынок, а также Россия, Китай, Европа и Ближний Восток. МИНТ при участии крупнейших международных консалтинговых компаний из Канады, Германии, Испании, Хорватии разработал Системные планы развития Республики Казахстан и пяти регионов. На их основе разработана и утверждена Концепция развития туристской отрасли до 2020 года. Стоит отметить, что результаты проведенных исследований планомерно применяются в развитии курортов, так, 12 мая т.г. утвержден 2-й этап развития Щучинско-Боровской курортной зоны на 2014-2016 годы. В целом, Концепцией предусматривается развитие пяти туристских кластеров страны: Астана, Алматы, Восточный, Южный и Западный Казахстан. Северная и южная столицы позиционируются как центры делового туризма, Алматы также как центр международного горного туризма. Кластер Восточный Казахстан – центр развития экологического туризма. Кластер Южный Казахстан – культурный туризм. Кластер Западный Казахстан – культурный и пляжный туризм. В данных кластерах предусмотрена реализация национальных проектов: Бурабай в кластере Астана, горнолыжный курорт Южный Каскелен и Кок Жайлау в кластере Алматы, Бухтарма и Катон-Карагай в кластере Восточный Казахстан, Кендерли в кластере Западный Казахстан. Создание курортной зоны предполагает три элемента капитальных затрат – внешняя магистральная инфраструктура, внутренняя инженерная и туристская инфраструктура и коммерческие объекты. Предполагается, что развитие внешней инфраструктуры будет обеспечено полностью за счет государства, а возврат инвестиций в экономику будет обеспечен за счет новых рабочих мест и поступлений в бюджет. Доля данных затрат в общей структуре составит порядка 15-25%. Внутренняя инженерная и туристская инфраструктура, в связи с низкой доходностью и долгосрочным возвратом потребует инвестиций в формате ГЧП (государственно-частного пар­тнерства) Наиболее приемлемыми инструментами механизмов ГЧП являются капитализация государственных операторов и предоставление долгосрочных льготных займов. В отличии от концессии, данные механизмы позволят придерживаться единого долгосрочного подхода к развитию курортной зоны, что обеспечит более высокое качество туристской инфраструктуры. Доля затрат составит порядка 25-35%. Строительство недвижимости представляет собой наиболее доходный элемент затрат, который будет полностью осуществлен частными инвесторами за счет собственных средств и при помощи инструментов долгового и долевого финансирования. В структуре затрат недвижимость составит порядка 50-60%. На сегодня можно отметить некоторые проекты, где уже имеется инвестор. Это горнолыжные проекты " Кок Жайлау" близ г.Алматы, проект строительства коттеджного городка на территории СЭЗ " Бурабай" Акмолинской области. В развитии курорта " Кендерли" проявлен интерес со стороны турецких инвесторов в лице RixosHotels. В зависимости от степени участия государства в управлении и финансировании отрасли туризма, а также глубины изменений нормативной правовой базы можно выделить три сценария развития. Ожидается, что без дополнительных инвестиций государства в инфраструктуру сверх запланированных, без крупных проектов с прямым государственным участием, а также без создания государственных операторов по управлению проектами, рост новых рабочих мест в туризме составит около 50-60 тыс. к 2020 году. При этом, частные инвестиции в сферу туризма составят около 2 млрд. долл. США, а доля туризма в ВВП составит около 1%. В то же время, вливание дополнительных инвестиций в инфраструктуру со стороны государства в размере до 800 млн. долл. США, позволит привлечь дополнительно 1, 3 млрд. долл. США в туристскую инфраструктуру через механизмы ГЧП. При наличии операторов на отдельные проекты и с учетом согласованных изменений в законодательство, данный сценарий позволит создать к 2020 году до 150-170 тыс.рабочих мест, привлечь 4-4, 5 млрд.долл. США частных инвестиций и повысить долю туризма в ВВП до 1, 5%. При самом благоприятном сценарии дополнительные инвестиции государства в инфраструктуру составят 1, 5 млрд. долл. США, что простимулирует инвестирование до 2 млрд. долл. США в рамках ГЧП. При этом, будет учрежден единый государственный оператор по управлению проектами в сфере туризма в форме национальной компании, а все необходимые поправки в законодательство будут внесены в полном объеме. В этом случае, количество новых рабочих мест составит 270-300 тыс., частные инвестиции составят 6-6, 5 млрд.долл. США, а доля туризма в ВВП вырастет до 3%. Мы понимаем, что для развития туризма и отдельных проектов необходимы соинвесторы. Важной мерой со стороны государства в части привлечения инвестиций в сферу туризма могло бы стать предоставление налоговых преференций, льготного кредитования, а также проведение амнистии капитала. Аналогичная программа было осуществлена в 2009 году в Турции. Благодаря амнистии капитала в турецкую туристскую инфраструктуру инвестировано порядка 60 млрд. долл., из них 28 млрд. долл. те средства, которые турецкие компании держали за границей. Предложение об амнистии капитала в туристскую отрасль не вошло в проект Концепции, этот вопрос просим вынести на обсуждение. В перечень согласованных с заинтересованными государственными органами необходимых нормативных изменений в существующую законодательную базу вошли такие меры, как упрощение визового режима, которое может обеспечить рост потока иностранных туристов в страну и удешевление туристского продукта; развитие внутреннего и социального туризма посредством внедрения в организациях и предприятиях механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны путем выпуска туристских сертификатов. Данная мера будут иметь значительный социальный эффект. Также предлагается изменение общей политики регулирования услуг гражданской авиации, целью которой является увеличение частоты рейсов и направлений на внутреннем рынке, снижение стоимости авиабилетов и, в конечном счете, рост показателей внутреннего туризма в стране. Главой государства поддержаны новые подходы к вопросу развития туристской отрасли, такие как: – создание специальных туристских зон – на примере СЭЗ " Бурабай" видно, что режим индустриальных СЭЗ не совсем подходит для курортных зон. В этой связи начаты процедуры по упразднению СЭЗ " Бурабай" и в дальнейшем предлагаем внедрить новый режим специальных туристских зон. В рамках данного механизма предлагается: бюджетные инвестиции на инфраструктуру, покупка недвижимости иностранцами без вида на жительство, возможность получения лицензии на игорные заведения. – внедрение механизма долгосрочного долгового финансирования – масштабные проекты в туризме должны включать в себя некоммерческие объекты. В этой связи предлагаем для крупных инвесторов в специальных туристских зонах предоставлять долгосрочное долговое финансирование в тенге по льготным ставкам. Данная мера может быть интегрирована в соглашение о партнерстве со Всемирным банком. – упрощение визового и миграционного режимов – анализ показал, что ключевыми рынками, помимо стран СНГ, для нас являются Китай, страны Ближнего Востока и Индия. В этой связи особенно важно политическое решение об одностороннем облегчении визового и миграционного режима именно с этими странами, а именно онлайн-оформление виз и отмена регистрации в миграционных органах для визитов до 15 дней. При полноценной поддержке со стороны государства отрасль может дать 3% ВВП к 2020 году, привлечь порядка 6, 5 млрд долл. частных инвестиций и создать до 300 тыс. новых рабочих мест. Необходимо отметить, что одно рабочее место в туризме обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности, и создается занятость работников преимущественно с низкой и средней квалификацией, особенно молодежи и женщин. Очевидно, что с учетом сегодняшних структурных вызовов туризм может и должен стать стратегически важной отраслью для страны. Мы планируем оказывать поддержку инвесторам каждого якорного проекта из числа международных и казахстанских компаний, в том числе вовлекать нацхолдинги в качестве партнеров и предоставлять льготное финансирование. Учитывая, что развитие туризма нуждается в более решительных шагах, без которых невозможно достижение поставленных целей, Концепция включает перечень необходимых изменений в нормативную базу, и мы, уважаемые депутаты, надеемся на Вашу поддержку в решении данных вопросов". *** С содокладом на тему Правительственного часа выступил председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (см.www.parlam.kz). *** Подводя итоги Правительственного часа, вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева акцентировала внимание на основных проблемных вопросах развития туристкой отрасли в Казахстане. В их числе вопросы законодательного регулирования, стандартизации услуг в соответствии с современными требованиями, финансирования туристической индустрии и работы государственно-частного партнерства, подготовки кадров и скоординированная межведомственная работа госорганов. ----- МИНТ – ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА Астана, 16 июня 2015 г., Дом Мажилиса Сегодня в Мажилисе выступил председатель Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов. Парламентарий сделал содоклад на Правительственном часе о перспективах развития туристской отрасли Республики Казахстан: " Прогрессивный зарубежный опыт показывает, что туристская отрасль способна дать импульс в целом развитию экономики страны. А при грамотном использовании конкурентных преимуществ – может прямо или косвенно влиять на развитие тридцати двух отраслей, непосредственно задействованных в данной индустрии (таких как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство и др.). По данным международных экспертов туризм занимает по доходности третье место в мире после нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения. Однако, в Казахстане, имеющем богатый туристский потенциал, его доля составляет всего 0, 3% в ВВП страны. На наш взгляд, по самым скромным оценкам, возможности туристской отрасли Казахстана варьируются от 10 до 20 млрд. долларов США в год и могут составить в структуре ВВП до 6-7%. Сегодня Асет Орентаевич ознакомил нас с новой Концепцией развития туристской отрасли до 2020 года, в которой раскрыты основные направления государственной политики в сфере туристской деятельности. Вместе с тем, хотелось бы остановиться на некоторых упущениях Концепции и на ряде вопросов, не нашедших ответов в нашем понимании. Во-первых, согласно глобальному индексу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий в 2013 году Казахстан находился на 88-й позиции из 140 стран и продвинулся по сравнению с 2011 годом всего на пять позиций. Однако, если учесть, что по общим показателям мы на 50-ом месте, то вклад туризма в общее развитие – не столь впечатляющий. Следует напомнить, что в Казахстане была принята Государственная программа развития туризма на пять лет (2007-2011 годы), в рамках которой планировалось выделить до 60 млрд. тенге. В 2010 году данная программа была упразднена. И вошла отдельным разделом в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития, как одна из составляющих индустриальной политики. В проект второго этапа индустриализации на 2015-2019 годы туристская отрасль не включена. Это, вероятно, предполагает: " либо достижение потолка развития в этом сегменте, что сомнительно"; " либо работу по остаточному принципу". Поэтому настало время спросить с Правительства – куда и как использованы, предусмотренные в рамках государственных программ, бюджетные деньги. Тем более, новой Концепцией еще предложено вложение в туризм, из разных источников, порядка 10 млрд. долларов США. Учитывая данные факты можно констатировать, что отсутствие должного контроля, несогласованность и нескоординированность действий Правительства и местных исполнительных органов наносят огромный ущерб развитию экономики, да и общества в целом. С таким половинчатым подходом не удастся достичь поставленных целей. Поэтому, нам необходимо принять полноценную действенную программу развития, реализация которой позволит позиционировать Казахстан как новый и динамично развивающийся центр евразийского туризма. Во-вторых, отсутствует скоординированный и четкий план действий центральных и местных исполнительных органов по улучшению состояния отечественной туристской индустрии. Согласно данным Агентства по статистике количество выехавших за пределы Казахстана составило за последние три года (2011-2013 годы) 27 млн. 200 тысяч человек, а количество нерезидентов, посетивших нашу страну, составило 18 млн. 600 тысяч человек. То есть, выехавших граждан на 9 млн. человек больше. Показатели внутреннего туризма вообще плачевные. По итогам 2011-2013 годов услугами внутреннего туризма воспользовались всего 9 млн. 700 тысяч человек. И этот показатель за трехлетний период на 400 тысяч меньше, чем количество выехавших за границу, только за один – 2013 год. То есть, сегодняшнее состояние отечественной туристской отрасли отчетливо показывает ориентированность ее на внешние рынки даже казахстанского потребителя, не говоря уже о привлечении иностранных туристов в нашу страну. Свыше 60% в структуре туристской деятельности занимает выездной туризм и лишь около 6% перепадает на въездной туризм. Значит, в первую очередь, нам надо бороться за отечественных покупателей туристских услуг, чтобы сформировать положительный баланс в этом секторе. Опыт есть. Ведь, туризм, как самостоятельная отрасль существует со дня обретения независимости государства. Наша конечная цель, это создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма. В связи с чем, для повышения привлекательности туристской отрасли Правительству и местным исполнительным органам необходимо принять меры по: – упрощению визового режима, миграции и регистрации иностранцев; – усилению контроля за правопорядком, здравоохранением и состоянием санитарно-гигиенических условий; – упрощению условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы " Дорожная карта бизнеса – 2020"; – совершенствованию механизма государственно-частного партнерства и предоставления инвестиционных преференций; – созданию отдельных управлений туризма на региональном уровне; – закреплению персональной ответственности первых руководителей за реализацию политики в области туризма. В-третьих, один из ключевых недостатков нашего туризма – неразвитость инфраструктуры. Конкуренция на мировом рынке не терпит снисходительности, особенно, в таких чувствительных секторах как транспорт, связь и сервис. Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в Стратегии " Казахстан-2050" четко определил, что " инфраструктура должна расширять возможности экономического роста". Поэтому нам необходимо развивать транспортные артерии на местах. Тем более, Концепцией предусмотрено, что пять " прорывных" туристских кластеров будут расположены в регионах, состоящих преимущественно из сельских населенных пунктов. И общеизвестно, что эти места практически не имеют хороших безопасных дорог, подъездных путей к туристским объектам и не приспособлены к перевозке объемов туристских потоков. Международный опыт показывает, что в странах, где неразвита сеть автомобильных дорог, стоимость предоставления населению услуг в 2-3 раза выше, чем в странах с развитой инфраструктурой. Немаловажную роль в развитии туристской отрасли играет железнодорожный транспорт и имеет ряд преимуществ. Это регулярность, безопасность, невысокая стоимость перевозки. Поэтому необходимо использовать ресурсы АО " Қ азақ стан темір жолы" и внести мобильность в сферу обслуживания туристов, а именно в части бронирования групповых билетов, групповых перевозок, а также расширить карты маршрутов, включая международные. Также для развития туризма необходимо использовать ресурсы авиации. И сориентировать заинтересованные авиакомпании на снижение цен авиабилетов, создание конкурентной среды для малобюджетных авиаперевозчиков, развитие малой авиации, придав импульс для раскрытия туристского потенциала регионов. Наряду с этим, необходимо обратить особое внимание на развитие водных видов транспорта. В-четвертых, существует ряд проблемных вопросов в сфере обслуживания, которые требуют безотлагательных решений. Одной из основных проблем является дефицит квалифицированного персонала на объектах индустрии туризма, а также качество подготовки кадров данной отрасли. Туристская сфера сегодня – это весьма перспективный и динамично развивающийся рынок, нуждающийся во вливании молодых кадров. Туризм способствует решению проблем полного и рационального использования трудовых ресурсов, привлекая незанятое или частично занятое население, снижая уровень безработицы, что особенно важно для недостаточно развитых регионов. В разгар туристского сезона можно обеспечить работой почти всю освободившуюся рабочую силу из сельского хозяйства, транспорта, местной торговли и кустарных промыслов. Во многих странах в этой сфере заняты около 5% занятого населения. Например, во Франции – 10%, в Италии и Швейцарии – 15%. В туристском сервисе США занято 4 млн. человек. В Западной Европе только в гостиничном хозяйстве работают 6-7 млн. человек, у нас же в данном сегменте занято всего 168 тысяч человек или 2% от занятого населения. А в связи с глобализацией, интеграционными процессами и " новыми инициативами" страны по проведению международных масштабных проектов, как ЭКСПО-2017 и Универсиада, нам необходимо создать обучающие центры по проведению бесплатных курсов подготовки востребованных специалистов туристской индустрии, семинаров культуры общения и поведения с туристами и решить вопросы занятости. Также следует принять на вооружение принципы системы сертификации качества международного туристского образования. Это благоприятно скажется на повышении уровня сервисного обслуживания, расширении базы сотрудничества с зарубежными партнерами, либерализации цен на продукцию и услуги туристкой отрасли. В-пятых, проблемой также является неудовлетворительное состояние зданий и сооружений туристских объектов, моральная и физическая изношенность материальной базы объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения. Особый дискомфорт для туристов представляет труднодоступность курортных зон и знаковых исторических мест, неразвитость туристкой инфраструктуры. Так во многих туристских объектах не предусмотрены парковки, элементы придорожного сервиса, не продуманы элементарные знаки и указатели, отсутствуют визит-центры в местах дислокации туристов. И это является проблемой даже для здорового человека, не говоря о доступности этих мест для лиц с ограниченными возможностями. Вместе с указанными проблемами усугубляет положение несоответствие цены качеству предоставления услуг. Прайсы отечественных санаторий, курортов и гостиниц заставляют выбирать места отдыха не в пользу отечественного рынка. Отдых в ближнем зарубежье намного привлекательнее именно из-за ценового фактора, а не экзотичности этих стран, ведь затраты на времяпрепровождение там, включая транспорт и питание, обойдутся в полтора, а то и вдвое дешевле, чем у нас. Поэтому для решения этих вопросов считаем необходимым задействовать все возможные ресурсы государства, особенно данного министерства, ресурсы институтов развития, Национальной палаты предпринимателей, общественных организаций и субъектов предпринимательства. В-шестых, остается острым вопрос внедрения имиджевых характеристик страны. Нет единой маркетинговой стратегии по позиционированию казахстанского туризма. К сожалению, мы не богаты курортными зонами, не имеем устойчивых благоприятных климатических периодов, а значит должны ориентироваться на национальную уникальную среду, делать упор на традиции и историю нашей Родины. Необходимо наращивать клиентскую базу путем привлечения к традициям в местах туристских лагерей, организовывая " состязания-айтысы", " конные скачки", " кө кпар", охоту с беркутами, активно задействовав зоны отдыха по оздоровлению посредством традиционных методов лечения как " саумалы-қ ымыз", организовывая театральные постановки исторических сцен и т.д. Международная практика полна примерами на эту тему, к примеру, " Зимний карнавал" в Квебеке (Канада) или " Карнавал в Оруро" в Латинской Америке с посещениями по 500 тысяч человек, " Бразильский карнавал" притягивающий более 800 тысяч туристов ежегодно. Вместе с тем, мы можем демонстрировать технологичность нашего общества, вовлекая в туристский обиход современные достижения науки и техники, придав импульс развитию малого и среднего бизнеса, к примеру: сооружения " Космической гавани" на Байконуре (так космический центр НАСА " Мыс Канаверал" ежегодно посещают 1 млн. человек); активно привлекать туристов к современным достижениям медицины. В-седьмых, приоритетом остается длительность прибытия туристского контингента в отечественных туристских объектах. Как известно, туризм по своей природе сезонная деятельность, поэтому в целях обеспечения постоянного, а не перманентного, стихийного проявления туристской активности важно создать комплекс мероприятий событийного ряда, способных привлечь и удержать туристов в объектах туристского кластера, разнообразить досуг и усилить содержательность проводимого времени, гибко реагируя на спрос и пожелания клиентов. Мы должны предоставить широкий спектр услуг для самого искушенного потребителя. Нужды, потребности и желания конечных потребителей при планировании туристской деятельности должны ставиться во главу угла. Перед нами стоит задача создания конкурентоспособной туристской индустрии и превращения Казахстана к 2020 году в центр евразийского туризма. К сожалению, на сегодняшний день, туроператоры не имеют конкретного представления какой вид туризма необходимо развивать. Им необходимо помочь. И активно привлекать бизнес-сообщество к презентациям новых кластерных зон. Необходимо также активизировать работу по пропаганде отечественного туризма и популяризации местных зон отдыха через средства массовой информации, широко используя агрессивную рекламу. А в наших печатных изданиях рекламируют, в основном, курортные зоны ближнего и дальнего зарубежья. Вот вам элементарный живой пример, в последних номерах журнала " Отдохни", который я часто читаю, освещают места отдыха Черногория и озеро Комо в Италии, ведь наша страна ничем не уступает ни красочностью пейзажа, ни полезностью лечебных источников. В завершение, хотелось бы пожелать Асету Орентаевичу успехов в решении поставленных задач. Для этого есть все возможности. Сегодня Министерство способно дать импульс ускоренному развитию туристской отрасли и обязано реализовать это". ----- Серик Оспанов рассказал о планах правительства по развитию туризма в Мангистау " Лада", 16 июня 2015 г. В Астане прошел правительственный час, посвященный развитию туризма в Казахстане. Мажилисмен Серик Оспанов рассказал о тех планах правительства, которые коснутся Мангистаускую области. Согласно модели кластерного развития туризма, Кендерли войдет в зону " Каспийская Ривьера". Всего таких зон пять. На правительственном часе министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев сообщил, что к развитию Кендерли готовы подключиться инвесторы из Турции. Также для обслуживания курорта в будущем планируется построить там аэропорт. По словам Серика Оспанова, вопрос развития туризма в Кендерли вызвал много вопросов у депутата. – Я спросил о проблеме доступности. До Каспия тяжело добраться – дороги еще строятся. Строится железная дорога " Жезказган-Бейнеу", но вряд ли люди, отправляющиеся отдыхать, захотят два-три дня тратить на дорогу. Тем более в жаркий сезон. Спросил насчет варианта удешевления авиабилетов. Мы об этом уже 10 лет говорим, – рассказал Серик Оспанов. Мажилисмен также предложил внести в рейтинг акимов оценку за развитие туризма и создание необходимой инфраструктуры: сервисов, дорог и прочего. Еще Серик Оспанов попросил рассмотреть возможность открытия в западном Казахстане визового центра, чтобы граждане республики могли пройти собеседование для получения виз в европейские страны без надобности поездок в Астану и Алматы. – Комитет гражданской авиации заверил меня, что будет субсидирован авиарейс Актау-Кокшетау, чтобы жители Мангистауской области могли посетить Боровое, – отметил Серик Оспанов. По мнению мажилисмена, у Мангистауской области есть большой туристический потенциал, но необходимо много работать. – Надо понимать, что министерство одно не справится. Нужно министерству работать совместно с акиматами. Необходимы дополнительные инвестиции. Речь, в первую очередь, о внутреннем туризме. Когда мы сможем обустроить объекты инфраструктуры для внутренних нужд, тогда уже можно приглашать зарубежных гостей. Необходимо в перспективе строительство мини-аэропорта. Он в проекте развития туризма уже есть, – говорит Серик Оспанов. По словам мажилисмена, из республиканского бюджета уже были выделены деньги на газификацию, водоснабжение и прочие коммуникации для курорта Кендерли. О строительстве курорта в Кендерли начали говорить еще пять лет назад. Изначально курорт задумывался как масштабный инвестиционный проект при участии арабских инвесторов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.