Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие требования к территории






Предисловие

 

Рекомендации предназначены для проектирования физкультурно-оздоровительных и детских физкультурно-игровых сооружений, учитывающих специфические особенности инвалидов.

Положения настоящего документа имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований к физкультурно-оздоровительным сооружениям для инвалидов в архитектурно-планировочное задание и в задание на проектирование.

Рекомендации применимы также при проектировании физкультурно-оздоровительных объектов массового строительства и могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных и рекреационных объектов.

Данный выпуск является вторым в серии рекомендаций по проектированию различных видов физкультурно-спортивных сооружений (см. прил.). Его рекомендации предназначены только для физкультурно-оздоровительных и досуговых сооружений как отдельных объектов строительства, так и включенных в состав спортивных комплексов, учебно-воспитательных учреждений, клубов, внешкольных учреждений.

Требования к проектированию чисто спортивных объектов как совместного пользования, так и специализированных центров инваспорта, а также к проектированию спортивных сооружений с местами для зрителей в данном выпуске не рассматриваются.

Рекомендации разработаны на основе передового отечественного и зарубежного опыта с использованием результатов многолетних научных исследований АО ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева. Некоторые положения Рекомендаций проверены экспериментально.

Рекомендации разработаны в развитие ВСН 62-91* " Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".

 

Общие положения

 

Рекомендации рассчитаны на проектирование физкультурно-оздоровительных сооружений с учетом потребностей следующих категорий инвалидов:

с поражением опорно-двигательного аппарата;

с дефектами зрения;

с дефектами слуха.

Выполнение положений Рекомендаций дает возможность использовать оздоровительные здания и сооружения лицам с легкими формами дефектов психики, инвалидам с нарушениями функций внутренних органов, а также ослабленным людям.

Для определения параметров спортивных сооружений основополагающее значение имеют требования технологии к организации физкультурных и оздоровительных занятий.

Физкультурно-оздоровительные занятия инвалидов имеют две формы:

начальная или общая подготовка (для увеличения мышечной силы, подвижности суставов, улучшения координации движений, развития выносливости);

активный отдых (игры и занятия для улучшения физического и духовного состояния организма).

Основой общей физической подготовки (ОФП) для инвалидов являются общеукрепляющие упражнения: на выносливость, равновесие, гибкость, подвижность. Площадь, необходимая для выполнения таких упражнений каждым занимающимся, составляет около 4 м2, что соответствует площади для аналогичных занятий здоровых людей. Исключение составляют инвалиды по зрению, для которых необходимо около 6 м2 на каждого занимающегося.

Другую группу образуют упражнения, выполняемые на различных снарядах и тренажерах. Имеются в виду гимнастические стенки, различные пристенные блоки, поручни, параллельные брусья и зеркала для упражнений в ходьбе, канаты, кольца, перекладины, гимнастические скамьи, горки. Кроме того, могут применяться и другие несложные приспособления: доски для балансировки, лесенки с пандусом, напольный батут, низкое гимнастическое бревно и др.

Средняя площадь на каждый элемент оборудования складывается из площади, занимаемой тренажером или снарядом, размеров зон безопасности и площади для подходов. Если два первых показателя стандартные, то третий дает увеличение средней площади по сравнению с необходимой для обычных занимающихся и глухих. В площадь подходов к оборудованию входят размеры проходов для незрячих и " колясочников", а также место, где оставляется кресло-коляска, если для выполнения упражнения необходима пересадка инвалида. Таким образом, площадь на каждую единицу оборудования составляет не менее 6 м2.

Третья группа упражнений ОФП тесно связана с активным отдыхом. Площади мест занятий, под используемое оборудование и инвентарь зависят от конкретного вида игры или упражнений.

Важнейшее значение для инвалидов (в первую очередь с ПОДА) имеют занятия в воде. Водная среда, компенсируя вес тела, снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению респираторной функции. Кроме того, упражнения в воде помогают воспитывать морально-волевые качества, необходимые для преодоления чувства неуверенности в себе. Для слепых вода - единственная среда передвижения без каких-либо опасных препятствий.

Прежде чем инвалид начнет заниматься в воде, он должен пройти курс специальной психологической и физической подготовки. И в дальнейшем водные занятия сочетаются с занятиями в зале. В комплексы упражнений подготовительных занятий включаются специальные элементы для развития определенных групп мышц как с использованием различных тренажеров и снарядов, так и без них. Занятия могут проводиться в залах ОФП либо в специальных залах подготовительных занятий. Размеры залов подготовительных занятий могут быть стандартными (рекомендуемыми для ванн бассейнов общего пользования). Необходимо лишь правильно расставить оборудование, с учетом особенностей инвалидов. Количество оборудования в залах может быть уменьшено по сравнению со стандартным набором.

Упражнения в воде обычно состоят из элементов игр и плавания. В соответствии со своей категорией инвалиды могут заниматься различными видами плавания, при этом может использоваться вспомогательное оборудование: доски для плавания, надувные трусы и шапочки, протезы с ластами, плавающие мячи, кольца и другие предметы.

В воде также проводятся различные игры: элементы водного поло, водный баскетбол, волейбол и др. Для этого используется специальное оборудование: плавающие баскетбольные корзины, ворота, сетки, натягиваемые поперек ванны бассейна, и пр.

Размеры и формы ванн для оздоровительного плавания инвалидов - стандартные, как для обычных физкультурно-оздоровительных занятий. Однако следует иметь в виду, что инвалиды с параличом ног могут заниматься в ваннах с минимальной глубиной воды 1, 2 м.

В специализированных детских учреждениях организация среды обитания должна быть направлена на предоставление возможности детям во время игры получить необходимую для полноценного развития физическую нагрузку. Поэтому занятия детей-инвалидов физкультурой и спортом в возрасте от 3 до 12 лет носят характер обучения гимнастическим упражнениям, элементам спортивных игр, а главное - умению свободно ориентироваться и передвигаться в окружающем пространстве, приспосабливаясь к нему соответственно виду и степени инвалидности.

Необходимое сочетание игровой, физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивается набором различных по типу площадок (спортивных, тематических, для творческих игр) и многофункциональными помещениями.

Решение интерьеров помещений и оборудование в сооружениях данного типа должны быть сомасштабны и соответствовать интеллектуальным способностям и физическим возможностям детей определенного возраста и инвалидности.

В оздоровительных сооружениях следует решать пространство так, чтобы люди с ограниченной подвижностью могли чувствовать себя полноценными членами общества. Для этого необходимо обеспечить им доступ ко всем видам физкультурно-оздоровительных сооружений посредством устройств, помогающих ориентироваться и передвигаться без посторонней помощи.

Главным требованием при проектировании объектов для инвалидов является обеспечение травмобезопасности при пользовании всеми видами физкультурно-оздоровительных сооружений.

Необходимо избегать резких перепадов поверхностей пола или грунта и различных препятствий по ходу движения, что достигается организацией пандусов, устранением порогов и других выступающих элементов конструкций.

Устройство ограничительных и направляющих поручней для детей высотой 500 - 700 мм, стационарное крепление оборудования дадут возможность для непрерывного опорного движения и устойчивости во время занятий.

Для ориентации в пространстве устанавливаются табло и указатели направления движения к различным видам игрового оборудования, а также применяются тактильная и цветовая маркировка габаритов помещений, площадок, пешеходных путей.

 

Общие требования к территории

 

Планирование участка

 

Желательно избегать перепадов уровней земли на путях передвижения занимающихся между блоками вспомогательных помещений и площадками.

При размещении площадок на участках необходимо предусмотреть удаление их границ от всякого рода препятствий (заборов, стен и др.) не менее чем на 3 м.

По периметру земельного участка комплекса открытых физкультурно-оздоровительных сооружений следует предусматривать ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений. Отдельные площадки и открытые плавательные бассейны должны окружаться полосами кустарниковых насаждений.

Открытые площадки должны быть максимально защищены от уличного шума. Это может достигаться за счет озеленения, обваловки площадок или строительства акустических экранов.

Минимальная ширина шумозащитной полосы с двумя-тремя рядами деревьев и плотным кустарником должна составлять не менее 10 м. Каждый ряд снимает транспортный шум на 1, 2 - 1, 8 дБ. При этом деревья должны быть высотой не менее 5 - 7м.

Благоустройство территории, автостоянки и все пути передвижения занимающихся должны отвечать общим требованиям, изложенным в выпуске 1 рекомендаций " Общие положения" (см. прил.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.