Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чем мы отличаемся друг от друга






Цели:

- Помочь осмыслить проблему различия людей.

- Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе.

- Освоить навыки работы в группе.

 

Ход занятия:

Небольшая проверка на внимание.

Разминка «Ванька-встанька». На первоначальном этапе разминки ведущий просит по очереди встать тех, кто обладает определенными внешними признаками, например:

- кто сегодня в джинсах,

- кто сегодня в кроссовках,

- кто сегодня в рубашке,

- кто сегодня в юбке,

- у кого проколоты уши,

- у кого серые глаза,

- у кого карие глаза,

- у кого есть 12 пуговиц на одежде,

- и пр.

Обязательные условия:

- в начале занятия попросить не комментировать чужой внешний вид;

- реагировать только на запоздавшие реакции;

- после каждого «вставания» благодарить ребят.

 

Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?»

Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.

Второй этап. Общий «мозговой штурм». Сведение общеклассных признаков по которым различаются люди. (На стенде в столбик фиксируются основные признаки). Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.

Например:

Ø Цвет глаз (карий, зеленый, серый);

Ø Раса («черный», «желтый», «белый»);

Ø Одежда (опрятная, неопрятная, модная)

Ø Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)

Ø Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.

Третий этап.

Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?

Высказывания фиксируются на стенде напротив признака.

 

Упражнение «Чем мы похожи»

Возможны варианты.

1. Члены группы садятся по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального (или воображаемого) сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы – жители Земли, или мы одного роста и т.д.) Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Ведущий находится в центре круга. Он произносит начало фразы «Свежий ветер дует на…» и заканчивает его примерно теми же признаками, которые были указаны выше. Например: «Свежий ветер дует на …тех, кто сегодня в блузках». Все, кто подпадает под это определение или признак, должны поменяться местами. Условие: нельзя занимать соседний стул. Кому не хватило стула, становиться ведущим. Игра продолжается 5-7 минут, иначе она может наскучить и снизить эмоциональный настрой.

3. Ведущий обращает внимание, что рассмотрена проблема различия людей, а что нас объединяет? (Ответы фиксируются на стенд).

Подведение итогов. В конце занятия предложить ребятам самим сформулировать ответы на поставленные в начале занятия вопросы.

 

3. Что такое толерантность?

Цели:

- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»

- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»

Предварительная подготовка:

Подготовить листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Ход урока:

 

1. Ведущий организует деление класса на группы. Группам даются листы, на которых выписаны разные определения толерантности. Задача групп, опираясь на свои знания и представленные им определения, выработать собственное толкование толерантности, наиболее точное с их точки зрения.

Организуется обсуждение определений «толерантность», которое дали ученики.

После этого учащимся предлагается список из понятий:

- нетерпимость

- толерантность

- свобода

- права человека

- мораль

- терпимость

- сотрудничество

- консенсус

- уважение

- обязанности

Задача групп составить графическую схему, в которой присутствовали бы все эти понятия, и были выражены какие-то системные связи между ними.

2. Упражнение «Эмблема Толерантности»

На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими определениями. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы быть отражена в гербе нашей страны. Может быть, эта эмблема станет частью флага или будет использоваться при составлении международных документов. На рисование 5-7 минут.

После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение 3-5 минут). Заключительная часть этого упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

 

3. Итоговая рефлексия.

Группам задаются вопросы: «Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие как «толерантность»? «Было ли услышано ваше мнение, на проблему толерантности?»

 

4. Межкультурное взаимодействие.

Цели:

- показать различия культурного восприятия действительности разными людьми;

- выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур;

- обсудить процесс формирования культуры.

 

Ход занятия:

• В начале занятия предлагается игра «Эбигейль».

Классу рассказывается история, где с некоторой иронией говорится о сложных взаимоотношениях между возлюбленными. Каждому предлагается провести ранжирование, кто из участников истории повел себя в ней более достойно. Далее происходит деление класса на группы. Лучше, если учащиеся поделятся сами, но группы должны быть более или менее равными. Каждая группа должна прийти к единому мнению и провести свое ранжирование героев истории, при этом каждый лично должен помнить, что свое ранжирование он сделал сам и постараться, чтобы его мнение учли, услышали и поняли.

Даже если в группах будут друзья, которые вроде хорошо знают друг друга, каждый поймет и додумает историю по-своему, увидит героев и антигероев со стороны своих ценностей, поэтому вряд ли в группах будет вялое обсуждение. В группах начнется столкновение культурных принципов и ценностей участников по поводу предложенной ситуации.

Сложность может возникнуть в другом: группа не сможет прийти к единому мнению и скажет, что «Все хороши!..» или определит место героя на основе выявления среднего арифметического из положений, предложенных участниками группы. В этом случае учитель должен обратить внимание на то насколько я как личность легко отказался от своих культурных ценностей, убеждений, здесь в игре, могу ли я так легко отказаться от них в жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.