Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вариативная тема Б)






Формирование городской культуры на Дону

Тема 3. Серебряный век на Дону. (4 часа) Вариативная тема А).

Занятие 1. Хронологические рамки и специфика периода. Театр и театральное строительство. Музыка. Формирование основных архитектурных стилей на Дону. Неовизантийский или неорусский стиль. Классицизм. Барокко. Особенности храмового строительства на Дону.

Занятие 2. Национальные формы архитектурных построек. Бытовое и храмовое строительство в этнонациональном контексте. Изобразительное искусство. Тема Дона и донской природы в изобразительном творчестве. «Общество изящных искусств». Возникновение любительских творческих объединений и их роль в общественной жизни. Характеристика донского армянского изобразительного искусства.

Тема 3. Серебряный век на Дону. (4 часа) Вариативная тема Б).

Занятие 1. Хронологические рамки и специфика периода. Экономические, социальные и политические условия расцвета Донской культуры. Периодические издания и их роль в общественно-политической жизни. Становление системы художественного образования. Театр и театральное строительство. Музыка. Войсковые музыкальные коллективы. Гастроли знаменитых музыкантов и композиторов.

Занятие 2. Изобразительное искусство. Тема Дона и донской природы в изобразительном творчестве. «Общество изящных искусств». Возникновение любительских творческих объединений и их роль в общественной жизни. Характеристика донского армянского изобразительного искусства.

Литература. Социальная направленность литературного творчества. Музеи. Народная культура казачества и ее отражение в профессиональном творчестве. Любительские театры в станицах. А.М. Листопадов.

 

Тема 4.Художественная жизнь Донского края в условиях гражданского противостояния. (4 часа)

Занятие 1. Февральская революция и новые явления в художественной жизни. политическая жизнь и представители творчества. Октябрьская революция и художественная жизнь на Дону. Миграция художников и писателей на Юг страны и ее значение для художественной культуры Дона. Художественная жизнь в период гражданской войны. Органы управления культурой большевиков и их политических противников. Художественные объединения и их роль в политической жизни. Отношение к искусству идеологов различных политических режимов.

Занятие 2. Зрелищные искусства и их роль в эпоху политического противостояния: театр, кинематограф, цирк и др. Изобразительное искусство. Музыка. Литературно-художественная печать и книгоиздательская деятельность. Агитационное значение художественного творчества. Художественное образование. Осмысление событий революций и гражданской войны в художественном творчестве. М. Греков.

 

Во время изучения данного модуля производится несколько форм контроля. По окончании изучения темы 3 «Серебряный век на Дону» проводится коллоквиум «Художественная культура Дона досоветского периода». Вопросы коллоквиума:

1. Периодизация истории художественной культуры Донского края

2. Культуры Дона в эпоху средневековья.

3. Казачья культура

4. Формирование основ городской культуры. Центры развития городской культуры на Дону.

5. Архитектура 19 в. на Дону

6. Изобразительное искусство 19 в. на Дону

7. Литература 19 в. на Дону

8. Театральная культура 19 в. на Дону

9. Художественная культура в годы гражданской войны и революции

По окончании изучения данного модуля планируется посещение краеведческого музея, имеющее своей целью наглядную демонстрацию основных стилей, этапов художественной жизни и социально-культурных реалий досоветского общества, обусловивших художественную культуру Дона в рассматриваемый период.

 

МОДУЛЬ III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

 

Целью данного модуля является анализ взаимовлияния форм социальной и художественной жизни в новых политических условиях коренного перелома культурных приоритетов, жизненных ценностей и социальной структуры. Рассматривается художественная культура всего советского периода, включая так называемую «оттепель» и современный этап развития художественной жизни.

 

Тема 5. Художественная интеллигенция, учреждения культуры в новых политических условиях. (2 часа)

Большевики и новые формы управления культурой. Организация новых органов управления культурой: Донской отдел народного образования, Агитационно-пропагандистский одел Донского комитета РКП(б), Профсоюз работников искусств, Пролеткульт, Политуправление Северо-Кавказского военного округа. Национализация учреждений культуры. Политика по отношению к творческой интеллигенции. Художественная самодеятельность. Рабоче-крестьянские театры. Профессиональное искусство. «Ничевоки». Рабкоровское и селькоровское движение. Новая экономическая политика и новые явления в художественной жизни Дона. Усиление партийно-государственного контроля над культурными процессами. Театр. Украинский, еврейский театр на Дону. Деятельность представителей национальных диаспор по организации культурного досуга. Музыка. Изобразительное искусство. Литература.

Ужесточение политического режима и сфера художественного творчества. Художественная культура в условиях ужесточения политического режима. Возникновение метода «социалистического реализма» и его воплощение в условиях Дона. Попытки возрождения культуры казачества. Литература. СКАПП. Общественная деятельность М. Шолохова. Театр. Театральное строительство. С. Корольков. Театр А. Завадского и его репертуар. Появление детских театров. Кино. Изобразительное искусство. Выставки изобразительного искусства. Ведущие художники Дона. Музыка. Казачий хор. Музеи. Архитектура.

 

Данная тема предусматривает подготовку презентаций в программе Power Point. Тематика презентаций включает весь пройденный материал. Студенты могут выбрать тему не из представленного перечня, проконсультировавшись с преподавателем, а также выбрать из предложенных ниже:

1. Храмовое строительство XIX века на территории Донского края

2. Архитектура старого Ростова

3. Архитектура Таганрога XIX века

4. Архитектура Новочеркасска XIX века

5. Национальные формы архитектуры на территории Донского края (армянская, греческая и пр.)

6. Творчество донских художников

7. Влияние меценатов на облик Донского края

8. История улиц донских городов

9. Архитектура и история улицы Большой Садовой

10. Архитектура и история проспекта Буденовского

 

По желанию, студенты могут подготовить презентации по ещё не пройденным темам. Тематика может быть результатом творческого интереса студента, либо выбрана из списка:

1. Модернизм в архитектуре Донского края

2. Барокко в донской архитектуре

3. Конструктивизм в донской архитектуре

4. Творческое наследие династии Эбергов

5. Особенности искусства периода гражданской войны

6. Сравнительный анализ «белого» и «красного» плакатов в период гражданской войны

7. Архитектура советского Ростова

8. Восстановление Ростова и других городов донского края после Великой Отечественной войны

9. Особенности театральной культуры Донского края

10. Развитие художественного образования в Донском крае

11. Казачий быт, архитектура, костюм

Тема 6. Художественная культура в эмиграции. (2 часа)

Общая характеристика донской эмиграции: страны расселения, занятия, общественный и частный быт. Периодическая печать и ее роль в культурной жизни русского зарубежья. Особая роль литературы. Литературное творчество П.Н. Краснова. Реэмиграция. И Калинин, И. Лунченков. Музыкальная жизнь. Изобразительное искусство. Осмысление событий гражданской войны и победы большевиков в художественном творчестве.

Тема 7. Художественные процессы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. (2 часа)

Начало войны и отношение к ней творческой интеллигенции. Управление агитации и пропаганды. Советское информационное бюро. Оккупация Дона. Отношение гитлеровского командования к донским памятникам культуры и искусства. Памятники архитектуры в годы войны. Коллаборационистское движение на Дону и художественная интеллигенция. С. Корольков, П. Донсков, П. Туроверов. Их роль в художественной жизни Дона. Освобождение Дона и налаживание художественной жизни. Выставка изобразительного искусства 1944 г. Переосмысление войны и победы в художественном творчестве. Борьба с «формализмом» в искусстве. Активизация художественной жизни и рамки «соцреализма».

 

Тема 8. «Оттепель» на Дону и художественное творчество. (2 часа)

«Оттепель»: хронологические рамки и границы. Разрушение архитектурных культовых памятников. Реформа органов управления культурой. Новые явления в литературе, изобразительном искусстве, театре. Тема казачества в художественном творчестве.

 

К моменту прохождения темы 8 студенты обязаны выполнить по одному реферату из предложенного списка (см. ниже) или по свободно выбранной теме, согласованной с преподавателем.

 

Тема 9. Донская художественная культура во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. (4 часа)

Занятие 1. Усиление идеологического диктата в художественной сфере. Материально-техническая база культуры и новые возможности в художественном творчестве. Расцвет неофициальной культуры.

Занятие 2. Новые традиции в изобразительном искусстве. Рабочая тематика. Промышленный пейзаж. Комбинат прикладного искусства. Музеи. Архитектура. Музыка.

 

Во время изучения данного модуля производится несколько форм контроля. По окончании изучения темы 9 «Донская художественная культура во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.» проводится коллоквиум «Художественная культура Дона советского периода». Вопросы коллоквиума:

1. Новые органы власти и управления. ДОНО

2. Архитектура Дона советского периода

3. Изобразительное искусство Дона советского периода

4. Музеи Дона советского периода

5. Театр Дона советского периода

Тема 10. Донская художественная культура на современном этапе. (4 часа)

Данное занятие предусматривает две вариативных темы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.