Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и манипуляции в общении






 

В этом разделе мы постараемся разобраться в структуре общения, используя понятие игры, предложенное Эриком Берном (2010). Анализ игр, как и психологических защит – это еще одна возможность понять бессознательные мотивы и движущие силы поведения людей. Начнем мы с простого житейского примера.

 

Супруги собираются в гости (в театр, ресторан, на прогулку и пр.). В разгар сборов один из них (например, жена) заводит малоприятный для обоих разговор (например, о необходимых покупках, явно превышающих возможности семейного бюджета). Слово за слово разгорается ссора, и в какой-то момент муж произносит: «Я не пойду в гости, иди одна». Супруга отвечает: «Никуда я не пойду», хлопает дверью и оба они, обидевшись друг на друга, проводят вечер в своих комнатах (или каждый уходит куда-то в одиночестве).

 

Если бы мы спросили супругов, что было целью их поведения, скорее всего, они единодушно ответили бы: совместный поход в гости. Да и действия супругов (сборы, одевание, поторапливание друг друга), казалось бы, заявленной мотивировке соответствовали. Однако цель почему-то не была достигнута, а итогом общения стала ссора, обида и более или менее длительная размолвка. Можно предположить, что срыв совместного похода и провокация размолвки были той самой бессознательной целью, которая определяла поведение супругов. Это относится к обеим супругам: и зачинщика разговора и того, кто «подыграл» ему, втянувшись в очевидно неуместный спор.

Слово «подыграл» использовано неслучайно. Перед нами игра, которая у Берна имеет свое название – Скандал.

Разберем на этом примере структуру игры. Начинаются она с уловки (приманки). Уловкой служат слова или действия «игрока», который начинает игру. Уловка всегда игнорирует или искажает некий важный аспект ситуации, например, то, что сборы в гости – неподходящее время для обсуждения дорогостоящих покупок.

Уловка может сработать, если попадет в уязвимое место второго «игрока». Таким местом становится черта характера или мысли, или чувства, которые соответствуют уловке: уловка подходит к ним, как ключ к замку. В данном случае таким уязвимым местом может стать озабоченность денежными проблемами и готовность начать их обсуждать в любой момент.

Если уловка не попала в уязвимое место, игра не начинается. Если же она начинается, то происходит обмен взаимодействиями (обсуждение денежных трат на все более повышенных тонах), которое завершается ошеломлением и развязкой: «Я не пойду в гости; иди одна».

Как и всякая игра, игра, по Берну, невозможна без выигрыша. Выигрыш получают оба участника, но он редко имеет практическую ценность; более того, с практической точки зрения, игра часто приносит неприятности, например, испорченное настроение и несостоявшийся поход в гости. Основной выигрыш в играх – психологический – реализация неосознаваемых мотивов или избегание нежелательных ситуаций. Так, скандал позволяет супругам избежать совместного похода в гости и необходимости целый вечер общаться друг с другом, что для них по какой-то причине нежелательно. Возможен и экзистенциальный выигрыш – утверждение в некой жизненной позиции («Мой муж – невыносимый человек; с ним невозможно по-человечески провести время, даже в гости не сходишь») и некоторые другие.

Стоит подчеркнуть, что сознательные цели участников игры могут быть противоположны тем неосознаваемым (скрытым) мотивам, которые они реализуют в игре. Так, если бы кто-то сказал супругам, собирающимся в гости, что они стремятся поссориться и остаться дома, то они, скорее всего, очень удивились и обиделись. Неосознаваемые мотивы, реализуемые в игре, обычно находятся в конфликте с сознательными (как правило, психологически приемлемыми и одобряемыми обществом); их трудно или невозможно реализовать иным, нежели игра, способом. Собственно, в реализации таких мотивов и заключается психологический смысл игр, которые часто создают «игрокам» серьезные проблемы и приносят боль.

Какие же мотивы могут реализовываться в играх? Это могут быть разнообразные мотивы, связанные с поддержанием самооценки и защитой Я-концепции: игнорирование собственных недостатков и слабостей, освобождение от чувства вины (при этом собственная вина может «возлагаться» на других по механизму проекции). Другой вариант – возможность выразить отрицательные чувства (гнев, ярость, агрессию) и причинить боль (как правило, по отношению к тем, кого мы любим). Часто игры позволяют избегать нежелательной ситуации: душевной или физической близости (как в нашем примере), принятия ответственности за свои поступки, пугающих жизненных изменений и многого другого.

Экзистенциальный выигрыш помогает утвердиться в той жизненной позиции, которая выгодна для «игрока», и реализовывать важные для него мотивы в будущем. Его легко представить в виде некоего обобщенного вывода: «Никому нельзя доверять», «Все люди неблагодарны», «Мне всю жизнь не везет», «Я всегда прав», «Я ни в чем не виноват», «Я беспомощен» и пр.

Игры могут быть краткими (подобно описанной игре «Скандал»), а могут длиться годы и десятилетия. Так, некоторые избавляют себя от переживаний по поводу причин своих неудач, используя игру «Все из-за тебя». Особенно хорошо она удается женщинам, которые внушают своим детям, друзьям, знакомым (в первую очередь, конечно, самим себе), что они «пожертвовали всем ради ребенка». Список «жертв» может включать образование, карьеру, несложившуюся личную жизнь и многое другое. Выигрыш здесь даже не один, а сразу несколько: избавление от тягостных размышлений о причинах неудач, представление о собственном героизме и самопожертвовании, которое повышает самооценку, сочувствие и одобрение окружающих, формирование у подрастающего чада комплекса вины, который можно безнаказанно эксплуатировать.

Таким образом, главная особенность игр – наличие бессознательных мотивов и получение «выигрыша» (как правило, психологического или экзистенциального) обоими участниками. Результат игры позволяет удовлетворить бессознательный мотив, который лежат в ее основе. Существует, однако, вариант игр, который не обладает этими особенностями. Мы будем называть его манипуляцией.

Приведем пример простейшей манипуляции, часто используемый (с некоторыми вариациями) в торговле.

 

Продавец. Вот наша лучшая модель, но она, конечно, очень дорогая.

(тяжелый вздох).

Покупатель. Я ее беру.

 

Для того чтобы разобраться в сути происшедшего, следует представить мысленный «диалог» тех же персонажей:

 

Продавец. Вы зря строите из себя богатого. Я-то прекрасно вижу, что эта модель вам не по карману.

Покупатель. Я вам покажу, наглец, что ничуть не хуже других покупателей.

 

Манипуляция продавца сработала: покупатель приобрел более дорогую вещь, чем хотел, о чем, скорее всего, будет потом жалеть.

Структура манипуляций включает уловку (слова продавца, в которых игнорируется то, что неприлично постороннему оценивать материальное положение другого человека), уязвимое место (сожаление покупателя о том, что не можешь себе позволить дорогие покупки, доступные для других), ошеломление и развязку («Я куплю эту модель»).

Несмотря на общую структуру, игры и манипуляции имеют существенные различия, хотя между ними нет четкой границы и иногда ситуацию можно интерпретировать и как игру, и как манипуляцию. Прежде всего, в манипуляции существуют полярные роли: активный манипулятор и пассивная, страдающая жертва. В игре все сложнее: она не состоится, если каждый ее участник не будет активно включаться в игру, получая собственный (хотя далеко не всегда очевидный) выигрыш.

Другое различие – осознанность поступков действующих лиц. Манипулятор ставит свою ловушку сознательно; сознательные же цели участников игры могут быть противоположны тем неосознаваемым (скрытым) мотивам, которые они реализуют в игре.

Выигрыш при манипуляциях очевиден и носит практический характер, это могут быть деньги, любые материальные ценности, хорошие отметки, помощь, освобождение от неприятных обязанностей и многое другое. В манипуляциях выигрыш получает один из участников, другой остается проигравшим. В отличие от манипуляций, в игре выигрыш получают оба участника, но он, как правило, является не практическим (хотя возможен и практический выигрыш), а психологическим.

Одна и та же ситуация может по психологическому смыслу быть и игрой, и манипуляцией. Так, рассмотренная игра «Скандал» может быть и манипуляцией, если в ссоре заинтересован лишь один из супругов, например, муж, который хочет провести вечер не с женой, а с другой женщиной. В таком случае он целенаправленно провоцирует скандал, добиваясь реплики жены «Никуда я не пойду». Дождавшись ее, он хлопает дверью и проводит вечер с другой женщиной, а состоявшаяся ссора избавляет его от последующих расспросов, где и с кем он был; если они все же последуют, он может нагрубить и не дать прямого ответа. В подобной ситуации все выигрыши – и практический, и психологический – получает только муж.

Последнее из рассматриваемых различий между играми и манипуляциями – по их продолжительности. Манипуляции имеют продолжительность от нескольких минут до (достаточно редко) нескольких месяцев. Игры же могут длиться от нескольких минут до десятилетий, охватывая большую часть жизни человека. Длительные игры включают много отдельных игровых «циклов», каждый из которых соответствует описанной структуре; некоторые «циклы» могут фактически являться манипуляциями со стороны одного из «игроков».

Таким образом, ситуации взаимодействия в рамках предложенной схемы можно свести к следующим вариантам.

 

1. Простая успешная манипуляция, завершающаяся выигрышем одного участника и проигрышем другого.

2. Простая неудачная манипуляция – уловка не соответствует уязвимому месту, выигрыш не достигается.

3. Обмен как успешными, так и неудачными манипуляциями, в котором манипуляции используют оба участника, каждый из них стремится добиться выигрыша.

4. Единичная игра, в которой выражен один «цикл» «уловка – уязвимое место – развязка – выигрыш».

5. Повторяющаяся игра, в которой можно выделить несколько циклов.

 

И игры, и манипуляции стары как мир. Возможность распознать манипуляции помогает нам не стать их жертвой, вовремя выявить обман, фальшь, лицемерие. Анализ игр (как и сами игры), как правило, не приносит практического выигрыша. Однако он дает нам возможность разобраться в мотивах участников игры, неизвестных им самим. Для этого нужно, по сути, сделать три шага.

 

1. Определить, что ситуация взаимодействия представляет собой игру (манипуляцию). Предположить это можно тогда, когда результат взаимодействия противоречит кажущимся очевидными целям участников этого взаимодействия (например, вместо похода в гости супруги сидят дома и обижаются друг на друга; покупатель вместо нужной ему сравнительно дешевой вещи приобрел дорогую).

2. Определить выигрыши участников (практические, психологические или экзистенциальные) и ситуацию как игру или как манипуляцию. Если вы считаете, что выигрыш получает только один из участников взаимодействия, и он носит преимущественно практический характер, то, скорее всего, вы имеете дело с манипуляцией (однако помните, что, возможно, вы имеете дело с игрой, где, казалось бы, «проигравшая» сторона все же получает психологический выигрыш). Если практический выигрыш отсутствует, то это с большой вероятностью игра.

3. Определить мотивы, лежащие в основе действий участников игры: они соответствуют скрытым бессознательным целям участников и определяют результат (исход) игры. Очень часто эти мотивы отвергаются на сознательном уровне, потому что не приносят ничего, кроме боли, обиды, разочарования, унижения. Анализируя игры (даже не собственные, а чужие), вы, скорее всего, столкнетесь с недоумением и внутренним протестом. Тем не менее подобный анализ, безусловно, имеет смысл.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.