Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 5. Опросник преодолевающего поведения






 

Внимание! Предлагаемый опросник не является тестом и предназначен не для диагностики, а для совместного обсуждения с испытуемым и анализа эффективности совладающего поведения[10].

Испытуемый. От 16 лет.

Процедура. Испытуемому предлагается выбрать значимую ситуацию, событие в его жизни, которую он хорошо помнит. Он может описать ситуацию, просто назвать ее или совсем не давать информации о ней (по соглашению с тем, кто проводит исследование). Можно выбирать как радостные, желательные, так и неприятные, тяжелые ситуации. Вы можете сами предложить испытуемому событие для оценки на основе имеющейся у вас информации или выбрать из событий, названных при выполнении методики «Психологическое время» (если она выполнялась).

Далее испытуемому предлагается выбрать из приведенного ниже списка утверждения, которые соответствовали его мыслям, чувствам или поведению в выбранной ситуации, и выписать номера этих утверждений (или отметить их в списке).

В ситуации, которую вы вспоминаете, вы:

1. Получили профессиональную помощь.

2. Не выражали свои чувства.

3. Мечтали о лучших временах.

4. Выросли как личность.

5. Получили толчок для творчества.

6. Упорно стояли на своем.

7. Пытались отдохнуть.

8. Старались забыться.

9. Шутили по поводу ситуации.

10. Больше спали.

11. Отказывались верить.

12. Обвинили себя.

13. Во всем винили других.

14. Надеялись на чудо.

15. «Сорвали чувства» на другом человеке.

16. Чувствовали, что должны просто подождать.

17. Положились на судьбу.

18. Старались больше узнать о ситуации.

19. Постарались найти что-то хорошее в ситуации.

20. Сосредоточились на хорошем.

21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.

22. Дали выход чувствам.

23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.

24. Вышли из этого лучше, чем были раньше.

25. Изменились.

26. Продолжали еще более усердные попытки.

27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.

28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.

29. Относились к ситуации несерьезно.

30. Были озабочены сохранением сил и энергии.

31. Изменили точку зрения.

32. Критиковали себя.

33. Пытались не быть опрометчивым.

34. Желали бы изменить прошлое.

35. Стали раздражительным.

36. Выжидали, что будет.

37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.

38. Составили и выполняли план.

39. Сказали себе, что будет лучше.

40. Просили совета.

41. Говорили о своих чувствах.

42. Думали о нереальном.

43. Нашли новую веру.

44. Научились чему-то новому.

45. Сохранили тот же образ действий.

46. Использовали способы самоуспокоения.

47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.

48. Видели смешную сторону.

49. Откладывали и медлили.

50. Отказывались считать проблемой.

51. Приняли основную тяжесть на себя.

52. Пытались приспосабливаться к существующему положению дел.

53. Желали, чтобы ситуация исчезла.

54. Что-то разбили, разрушили.

55. Ничего нельзя было сделать.

56. Приняли как неизбежное.

57. Анализировали ситуацию.

58. Искали поддержки.

59. Контролировали чувства.

60. Пересмотрели свои ценности.

61. Появилось новое понимание себя.

62. Действовали так, будто ничего не произошло.

63. Обратились к другой деятельности.

64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.

65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.

66. Отнеслись так, будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.

67. Чувствовали себя виноватым.

68. Пересмотрели поспешно принятые решения.

69. Желали, чтобы все скорее окончилось.

70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.

71. Уверовали в высшую силу.

72. Непосредственно выражали чувства.

73. Проводили время в мечтах.

74. У вас не было эмоциональной реакции.

75. Думали о другом.

76. Осуществляли действия поэтапно.

77. Отдалились от других.

78. Думали и не принимали решения.

79. Сравнивали свои заботы с чужими.

80. Искали удовлетворения где-то еще.

81. Избегали поиска причин.

82. Выискивали, кого обвинить.

 

Обработка. По ключу каждое из отмеченных утверждений отнести к одному из видов преодолевающего поведения:

1. Разрядка: 15, 35, 54

2. Рациональные действия: 18, 38, 57, 64, 70, 76

3. Поиск помощи: 1, 21, 40, 58

4. Настойчивость: 6, 26, 45

5. Отстранение: 62, 66, 74

6. Фатализм: 17, 36, 52, 55, 56

7. Выражение чувств: 22, 41, 72

8. Позитивное мышление: 19, 20, 37, 39, 79

9. Отвлечение: 63, 75, 80

10. Преодоление вне реальности: 3, 14, 23, 34, 42, 53, 69, 71, 73

11. Отрицание: 11, 31, 50

12. Самообвинение: 12, 32, 51, 67

13. Успокоение: 7, 10, 27, 30, 46

14. Контроль эмоций: 2, 59

15. Нерешительность: 16, 33, 49, 68, 78

16. Самоизменение: 4, 5, 24, 25, 43, 44, 60, 61

17. Социальная изоляция: 65, 77

18. Сдерживание: 8, 28, 47, 81

19. Юмор: 9, 29, 48

20. Оценка вины: 13, 82

 

После обработки по ключу испытуемый знакомится с результатами; для последующего обсуждения, если это необходимо, ему сообщаются сведения о совладании и его механизмах из теоретической части данного раздела и других источников.

 

Вопросы для анализа и обсуждения с испытуемым

1. Как вы считаете, ситуация относилась к таким, которые можно изменить, или к тем, что изменить нельзя?

2. Какие из использованных видов совладания можно отнести к проблемно-ориентированным, а какие – к эмоционально-ориентированным? Каково соотношение проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного совладания? Стоило ли какой-то из этих двух основных видов совладания использовать больше? Меньше?

3. Каких способов совладания из перечисленных в опроснике желательно было избежать в каждой из ситуаций?

4. Какие способы совладания не были использовали, но их стоило использовать,?

5. Имела ли ситуация нежелательные последствия (эмоциональные проблемы, нарушение здоровья, нарушенные отношения, материальные и иные потери и пр.)? Если да, то можно ли было их избежать или уменьшить?

6. Оцените в целом эффективность совладания.

 

Примеры и рекомендации. Один из наиболее существенных аспектов анализа – соотношение эмоционально-ориентированного и проблемно-ориентированного совладания. Первое из них наиболее уместно и естественно в ситуации, в которой уже ничего нельзя изменить; поэтому проблемно-ориентированное совладание, если и отмечается, то скорее как вариант решения сопутствующих проблем (например, финансовых, бытовых и прочих трудностей, возникающих после смерти члена семьи). В ситуациях, где возможны и желательны изменения, проблемно-ориентированное совладание, как правило, уместно или целесообразно. Эмоционально-ориентированное совладание в этих случаях помогает справляться с эмоциональными проблемами, возникающими при попытках разрешения ситуации. Однако если у испытуемого в подобной ситуации отмечается в основном эмоционально-ориентированное совладание, это дает основание задуматься об эффективности применявшихся стратегий совладания.

Как уже отмечалось, основная цель работы с опросником преодолевающего поведения – осмысление личного опыта, анализ эффективности стратегий совладания, поэтому результаты проделанной работы должны быть понятны и осмыслены прежде всего самим испытуемому.

Результат эффективной работы может быть двоякий. Рациональный анализ стратегий и способов совладания может помочь выявить дополнительные неиспользованные возможности и скорректировать свое поведение в будущем. Но не исключено, что фокус работы сместится в сторону эмоционального переживания ситуации из прошлого, выражения чувств, связанных с ней, и само выполнение задания окажется частью процесса совладания. К этому надо быть готовым.

 

Комплексное исследование мотивационно-личностной сферы (рекомендации)

 

Задания данного раздела наиболее информативны при их применении не по одному, а в комплексе. Конкретный набор заданий и их последовательность определяется в каждом отдельном случае, исходя из поставленных задач, информации об испытуемом, имеющегося для обследования времени и других обстоятельств; набор может быть скорректирован непосредственно во время работы с испытуемым.

Помимо заданий данного раздела, можно использовать задания из главы 1, прежде всего, личностный тест Айзенка. Задания из разделов «Беседа» и «Функциональные пробы» можно дать в качестве вводных, в основном для установления контакта с испытуемым и снятия напряжения.

Следует иметь в виду, что вовлеченность испытуемого в работу и его откровенность, как правило, возрастает в процессе работы, а степень воздействия комплекса методик сильнее, чем отдельных методик. Поэтому методики, которые могут вызвать сильную эмоциональную реакцию, такие, как Психологическое время и Методика неоконченных предложений, лучше выполнять ближе к концу работы. Вместе с тем любая методика комплекса может сильно задеть испытуемого, он может раскрыться с неожиданной стороны, и это случается чаще, чем при изолированном применении отдельной методики.

При комплексном исследовании пишется интегрированное заключение по нескольким методикам, включающее основные данные по каждой из них. При этом необходимо соотносить между собой результаты нескольких методик. Можно выделить несколько вариантов соотношения.

 

– Разные методики дают разную информацию о человеке, в этом случае они описываются независимо друг от друга.

– Информация из одной методики подтверждается другой методикой. К примеру, ответ «Я любимый» в методике «Кто Я» и максимально возможная самооценка по шкале «насколько меня любят». Подобные совпадения увеличивают достоверность полученных результатов.

– Имеются противоречия между данными разных методик. Возможны по меньшей мере два объяснения. Противоречие может объясняться различной степенью откровенности при выполнении разных методик (как правило, откровенность повышается по мере выполнения комплекса). К примеру, молодой человек в самоописании одной из первых характеристик приводит «Я сильный», затем в методике самооценки дает оценки ниже середины по шкалам «Свобода», «Целеустремленность», «Стойкость». Можно предположить (с учетом других результатов), что «Я сильный» – скорее декларация желаемого; в следующей методике испытуемый концентрируется на качествах, так или иначе связанных с силой, которых ему не хватает.

 

С другой стороны, противоречия могут объясняться значимым для испытуемого конфликтом; в этом случае их анализ и интерпретация, а также совместное обсуждение с испытуемым часто бывают достаточно продуктивны.

К примеру, испытуемый, 18-летний молодой человек, студент, в методике неоконченных предложений дает ответы «Моя учеба… трудна», «Моя голова… пуста и глупа», а в методике Самооценки ставит оценку по характеристике «Ум» в верхней четверти. Для интерпретации противоречия можно использовать описание характеристики «Ум»: «Умный человек – это тот, кто хорошо учится», а также характеристику из методики «Кто Я»: «Я умный в учебе и дурак в понимании общественных отношений». Иными словами, имеет место противоречие между двумя пониманиями «Ума», причем в методике самооценки испытуемый сузил его лишь до успехов в учебе (возможно, желая оценить себя высоко). Отметим также, что судя по методике неоконченных предложений, успехи в учебе даются испытуемому нелегко.

 

Комплексное исследование дает возможность раскрыть внутренний мир испытуемого достаточно глубоко и разносторонне. Однако предостережение, касающееся недопустимости выбора в качестве испытуемого близких людей, для комплексного исследования является еще более значимым, чем для отдельных методик. Приведем завершающие фразы работы студентки, выбравшей в качестве испытуемой свою лучшую подругу.

 

С тех пор как Е. выполнила эти методики, она по непонятным мне причинам (а кажется вообще без причин) обиделась на меня и очень отдалилась. И я вот уже в течение двух недель не могу установить с ней контакт, вернуться к привычным отношениям. Я думаю, что после этих методик Е. осознала больные для нее вещи, и самое ужасное для нее – «рассказала» их мне. (Известно, что потом отношения между подругами восстановились.)

 

Вопросы и задания для обобщающего заключения

1. Какие результаты двух методик согласуются друг с другом? Подтверждают друг друга? Противоречат друг другу? Чем вы можете объяснить противоречия?

2. Дайте содержательную характеристику особенностей Я-концепции и самооценки испытуемого.

3. Каковы основные проблемы и конфликты в жизни испытуемого? В какой степени они осознанны?

4. Какова роль прошлого опыта в Я-концепции, актуальных проблемах и других особенностях испытуемого?

5. Дайте рекомендации по коррекции мотивационно-личностной сферы (если они необходимы).

6. Если вы знакомите испытуемого с результатами анализа методики, опишите его реакцию и примерное содержание состоявшейся при обсуждении беседы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.