Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный путь и кризисы






 

На протяжении жизненного пути нас всех ждет немало переломных моментов, меняющих ход событий и дальнейшую жизнь. Их называют «уроками жизни» (термин введен Б. М. Тепловым[8]). Подобным уроком может стать очевидное для других изменение – поступление на учебу или новую работу, свадьба, рождение детей. Но уроки могут остаться скрытыми для посторонних – важный разговор, встреча, изменившая жизнь, безответная влюбленность, раздумья в бессонную ночь. Серьезными уроками становятся потери: смерть близких, тяжелая болезнь, а также война, дефолт и другие общественные катаклизмы.

Существуют периоды в жизни каждого человека, когда уроки жизни многочисленны и приводят к существенным изменениям. Тогда обычно говорят о кризисе. Кризисы на жизненном пути человека, по мнению психологов, – необходимый этап развития каждого, а то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.

Личность обладает внутренней (и часто скрытой от человека) тенденцией к изменению, которая на определенном этапе приводит к необходимости внешних изменений. «Кое в чем мы похожи на ракообразных, – пишет американская журналистка Гейл Шихи (1999). – Рак развивается, сбрасывая защитные панцири. Он освобождается от панциря, который начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным, пока не нарастет новый панцирь. У человека переход на новую ступень развития заставляет его разрушать устойчивую структуру, в рамках которой он чувствует себя защищенным. Вступая в переходный период/кризис, он становится ранимым и чувствительным».

Сколько кризисов переживает человек на протяжении жизни? Наиболее известная теория, отвечающая на этот вопрос, создана американским психологом Эриком Эриксоном. Она описывает восемь стадий жизненного цикла (из них три приходятся на время «взрослой» жизни – после 18 лет) и восемь возрастных кризисов, успешное или неуспешное разрешение которых определяет возможности последующего развития. Г. Шихи говорит о кризисах «отрыва от родительских корней», «исканий в двадцать лет», «осознания своих тридцати», «десятилетия подведения итогов» (кризис середины жизни) и, наконец, об «обновлении» (около 50 лет).

Надо сказать, что одни кризисы (такие, как кризис трех лет или кризис переходного возраста) присутствуют (под разными названиями) в подавляющем большинстве классификаций, по поводу других авторы классификаций расходятся. Последнее замечание относится, прежде всего, к кризисам, которые переживаются по завершении взросления.

Учитывая разнообразие вариантов, некоторые исследователи задаются вопросом: что, собственно, отражают кризисы – общечеловеческие закономерности развития или особенности жизненного пути конкретной социальной группы в конкретном обществе (например, американского и западноевропейского среднего класса, среди которого живут авторы большинства классификаций). А может быть, развитие каждого (во всяком случае в периоды взрослой жизни) настолько уникально, что его невозможно свести к неким единым для всех кризисам и периодам?

Признаки кризиса разнообразны и, как правило, заметны окружающим. Это разнообразные проявления дискомфорта – беспокойство (причины которого часто непонятны), неудовлетворенность, депрессия, раздражительность, нервные срывы и пр. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Учащаются или обостряются конфликты с близкими. Меняются привычные стереотипы поведения – интересы, привычки, круг знакомств, формы проведения досуга. Наконец, кризисам сопутствуют серьезные жизненные изменения – развод или вступление в новые связи, смена работы, учебы, профессии, переезды – часто непродуманные или непонятные для окружающих.

Хотя, как правило, основные движущие силы кризиса содержатся во внутреннем мире человека, очень важный аспект кризиса – сопутствующие ему жизненные события и изменения. В некоторых случаях внешние события могут являться основной причиной кризиса, например, смерть близкого человека, потеря работы, война или общественные изменения могут полностью изменить практически все, что составляло привычную жизнь, и привести к необходимости преодолевать утрату и заново искать свое место в мире. События могут стать толчком, своего рода «спусковым крючком» назревшего кризиса, например, смерть сверстника может стать толчком к так называемому «кризису середины жизни», заставляя вплотную соприкоснуться с конечностью своего существования и под этим углом зрения заново переоценить достижения, цели, жизненные планы. Иногда событие служит хорошим объяснением кризисного состояния для тех, кто не хочет искать его внутренние причины: «Все из-за переезда» или «из-за моей болезни», или…

Значимые события не только предшествуют кризису, но и являются его «симптомами», а также признаками его разрешения.

Многие пытаются игнорировать кризис и продолжать жить по-старому, как будто ничего не происходит. Однако такой вариант, скорее всего, окажется тормозом для развития и личностного роста. Как правило, внутренние изменения требуют своего внешнего выражения. Поэтому жизненные изменения предсказуемы и желательны. Они означают развитие.

Будущее человека не предопределено. Но оно связано с прошлым тысячами неразрывных нитей, и для того, чтобы успешнее строить «завтра», надо лучше понять и принять свое «вчера».

 

Задание 4. Психологическое время [9]

 

Испытуемый. От 16 лет.

Процедура. Задание выполняется в несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагается записать самые важные события прошедшей и будущей жизни. Количество событий не ограничивается, но оптимальное их число для последующего анализа – 10–20 (если испытуемый не спрашивает, лучше не сообщать ему о том, сколько событий следует указывать). Рядом с каждым событием ставится дата (или дата начала и конца, если событие длилось определенный промежуток времени). События необходимо указывать в хронологическом порядке – от самого раннего до самого отдаленного события будущего.

Под событием понимается любая важная перемена, она может не быть существенной для окружающих или даже совсем оказаться незаметной для них (например, «узнала о неизбежности смерти»). При выполнении задания можно не раскрывать суть события, но обозначить его условно (например, «вечеринка у Васи», не объясняя сути происшедшего на вечеринке) или просто проставить дату.

У некоторых вызывает затруднение необходимость указывать события будущего. В таком случае стоит подчеркнуть, что можно придумать все, что угодно, что не следует относиться к прогнозу слишком серьезно и пр. Если после этого все равно эта часть задания кажется невыполнимой, следует ограничиться анализом прошлого.

На втором этапе испытуемому предлагается оценить события в зависимости от того, насколько они оказались радостными или грустными: проставляются оценки от –5 до +5.

На третьем этапе анализируется взаимосвязь событий. Для этого следует взять последнее по времени событие прошлого и указать несколько событий из списка (не более трех), которые послужили причиной этого события (например, событие 15 произошло потому, что произошли события 3, 7 и 14). Учитывается не только формальная, но и субъективная связь событий для испытуемого. Так, событие «первая влюбленность» может стать причиной события «вступление в брак», хотя они связаны с разными людьми. Испытуемому предлагается проделать такую работу для всех событий от предпоследнего до второго (для некоторых событий связь с другими событиями из списка может не быть найдена), а затем для событий будущего (причиной событий будущего могут быть как события прошлого, так и события будущего, ему предшествующие). Связи отмечаются стрелками на списке событий или на отдельном графике, где проставляются номера, соответствующие порядковым номерам событий.

На последнем этапе, который выполняется совместно с испытуемым или без него, каждое событие следует отнести к одному или сразу к нескольким типам:

– собственные рождение и смерть;

– личностно-психологические события – изменения во внутреннем мире («крах иллюзий», «достижение внутренней независимости»);

– межличностные отношения – любовь, дружба, общение («новый друг», «первое детское увлечение»);

– семейные отношения – изменения семейного положения, взаимоотношения с членами семьи, события, происходящие с членами семьи («ссора с родителями», «свадьба», «ребенок пошел в школу»); если в этой группе много событий, их можно разделить на подгруппы, например, события связанные, с родителями, супругом, детьми и пр.;

– работа и учеба («поступление в институт», «повышение по службе»);

– творчество и личные достижения («первое место на конкурсе», «написание романа»);

– досуг, отдых, увлечения («поездка за границу», «впервые попал на рок-концерт»);

– здоровье («болезнь», «операция»);

– общественные изменения («война», «финансовый кризис»);

– материально-бытовые изменения («покупка машины», «переезд на новую квартиру»);

– прочее (можно предложить свою классификацию).

 

Общие принципы интерпретации. Следует учесть, что при выполнении методики, как правило, отмечаются выраженные искажения «объективной картины» жизненного пути, что, по-видимому, связано со значимостью и потенциальной болезненностью затрагиваемых при выполнении задания проблем и действием психологических защит. Следует знать типичные особенности выполнения методики: соответствие результатов испытуемого этим особенностям является нормальным и не несет важной информации о нем; наоборот, выраженные отклонения от них характеризуют индивидуальные особенности человека и служат основой для анализа.

– Количество событий прошлого больше, чем количество событий будущего. Обратное может свидетельствовать о незрелости, инфантильности человека.

– Количество радостных событий превышает количество грустных; особенно это характерно для событий будущего (как правило, в будущем нет событий с отрицательными оценками).

Отклонения от этой закономерности возможны двоякого плана. Первое – преобладание негативных оценок в целом или за какой-то жизненный период. Это может быть свидетельством психологических проблем, неудовлетворенности своей жизнью, возможно, депрессии на момент обследования (преобладание негативных оценок в целом, особенно значимо их наличие в будущем), а также травматического характера воспоминаний, связанных с определенным жизненным периодом.

Наличие только положительных оценок, преимущественно +5, при отсутствии очевидно негативных событий (смерть, развод, болезнь и пр.) или при нулевой, а также слабопозитивной оценке таких событий. Подобный вариант свидетельствует о защитном характере выполнения методики, нежелании (чаще неосознанном) обращаться к негативной стороне своего прошлого.

– События будущего меньше, чем события прошлого, «привязаны» к конкретным датам, а иногда даты отсутствуют совсем.

– Количество указанных событий за единицу времени (например, за год) как в прошлом, так и в будущем возрастает при приближении к настоящему (моменту проведения методики). Большое количество событий в достаточно отдаленный момент прошлого – возможный признак кризиса.

При анализе следует обращать внимание на явные пропуски в последовательности событий. Так, если испытуемый сравнительно четко обозначает основные «вехи» своей жизни, но пропускается рождение одного из детей, это может (но необязательно!) свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях именно с ним. Другой вариант: обозначается окончание школы и поступление на работу, но пропущено все, что относится к обучению в институте. Возможно, что с учебой в институте связаны какие-то проблемы, о которых неприятно вспоминать.

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1. К каким сферам жизни относятся наиболее значимые изменения? Менялись ли они на протяжении жизни?

2. Отмечаются ли у испытуемого характерные особенности выполнения задания? Если нет, то каковы могут быть причины отличий?

3. Каковы наиболее значимые, «ключевые» события (учитывается их оценка и количество связей)?

4. Можно ли какие-то периоды прошлого считать кризисными (учитывается оценка событий, сравнительно большое количество событий в небольшой промежуток времени)? Если да, то в чем их суть? В чем суть изменений, происшедших в результате кризиса?

5. От кого и от чего зависит, оправдается ли прогноз будущего, сделанный при выполнении задания?

 

Примеры и рекомендации. Прежде всего, стоит отметить, что задание вызывает у многих испытуемых негативные эмоции, нежелание выполнять его, выраженные трудности. В частности, может отмечаться «защитный» способ выполнения задания, при котором перечисляются лишь формальные, хорошо известные окружающим событий. Вот пример подобного перечня событий прошлого (студент, 19 лет, всего 5 событий):

1. Рождение

2. Первый раз в первый класс

3. Учеба в училище

4. Поступление в университет

5. Поездка за границу

Примечательно последующее развитие ситуации с этим испытуемым, характеризующее трудности при выполнении задания. Цитирую отчет студентки:

 

Прочитав ответы, я поняла, что испытуемый не хочет быть со мной откровенным. Я подумала, что если испытуемый не хочет давать о себе информацию, его заставлять нельзя. Поэтому я решила, что мне придется искать другого испытуемого. О своих мыслях я сказала испытуемому.

После этого разговора он решил уйти в другую комнату (!) и выполнить задание еще раз, «серьезнее»… После выполнения задания он сказал, что «так его даже в институте не парили» и что «эти тесты» можно включить в список важных событий жизни.

 

Если выполняется комплекс методик, то желательно давать это задание ближе к концу, после того как налажен доверительный контакт с испытуемым.

В качестве примера некоторых характерных особенностей выполнения приведем несколько событий и их оценок из названных Галиной, 24 лет:

 

События:

1. Развод родителей 0

2. Новое замужество мамы +5

3. Поступление в институт +5 (отец маминого мужа работал преподавателем в этом институте – комментарий испытуемой)

4. Работа у папы на фирме +5

5. Заняла на фирме ответственную должность +5

6. Хочу окончить профессиональные курсы +5

7. В будущем не хочу никаких разводов +5

Галина всем событиям своей жизни дала оценку +5, за исключением единственного – развод родителей, но и он не получил отрицательной оценки. Попытка испытуемой представить свою жизнь в «оптимистичном» ключе при наличии выраженной травмы развода, значимой для всей последующей жизни испытуемой, включая будущее, очевидно, носит защитный характер.

Галина проводит связь между основными профессиональными достижениями и событиями в семье: замужество мамы и поступление в институт (поступила в институт, потому что там работал отец отчима). Также отметим то, что она не просто начала работать, но «на фирме у папы». Эта особенность может объясняться разными причинами (например, заниженной самооценкой: основной причиной личных достижения является деятельность родственников; значимостью родительской семьи для всех сфер жизни Галины), которые можно попытаться выявить в последующей беседе.

 

При высокой мотивации испытуемого и его включенности в совместную работу, методика помогает целостно представить историю жизни человека, важные изменения его судьбы, надежды на будущее. Иногда при этом выявляются проблемы и ситуации, которые целесообразно обсуждать в формате психологического консультирования или иных форм психологической помощи (на случай подобных ситуаций желательно иметь возможность рекомендовать психолога, к которому можно обратиться).

 

* – комментарий Сергея: «Я перестал надеяться на государство и помощь отца и взял судьбу в свои руки».

 

 

Сергей, 32 года, сотрудник финансовой компании, в прошлом военнослужащий, женат, имеет сына, в ближайшем будущем собирается создавать собственной дело. Выполняя методику, выделил 22 события прошлого, из них 16 позитивных и 6 негативных, и 6 – будущего, все позитивные. Далее представлены некоторые из них.

В данном случае очевидна значимость и выраженность негативной окраски событий, связанных с родительской семьей. В частности, из шести негативных событий четыре связаны с отношениями в родительской семье, а три негативных события являются первыми в хронологическом списке, что свидетельствует об общей негативной окраске детских воспоминаний, которые контрастируют с позитивной оценкой событий последующей жизни (из трех оставшихся негативных событий два связаны с отношениями в родительской семье, а третье – увольнение с работы). Во взрослой жизни проблемы во взаимоотношениях с родителями остро переживаются: оценки –5, причем рождение сына оказывается таким же значимым, как реакция родителей на него. Следует отметить важность проблем, связанных с рождением младшей сестры (событие оценивается в –5, и именно с ним связывается непризнание родителями внука 20 лет спустя).

Следует учесть, что неразрешенный конфликт, связанный с отношениями в родительской семье, может повлиять негативно на будущее Сергея и сказаться на его карьерном росте, что было частично осознано им в ходе последующего обсуждения.

 

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что выполнение задания дает испытуемому возможность осмыслить свое прошлое и уяснить ориентиры на будущее. Иногда логика беседы с испытуемым не соответствует указанным выше этапам работы с заданием; в таком случае имеет смысл от них отклониться, самостоятельно определяя вариант развития беседы.

Обсуждение результатов может отказаться непростым как для испытуемого, так и для учащегося, который с ним работает.

 

Испытуемая внимательно выслушала мои предположения, ловя каждое слово: она очень близко придвинулась, сжавшись в комок. На глазах у нее навернулись слезы, но она дослушала до конца… Потом мы стали беседовать на отвлеченные темы, затем снова вернулись к разговору… Мы поговорили о будущем, о мудрости устроения мира (мне хотелось укрепить в ней веру в себя, уравновесить тяжелые мысли позитивным настроем на будущее). Перед моим уходом Н пожаловалась на то, что у нее разболелась голова и сердце. И я почувствовала, что вмешалась во что-то очень важное, но не знаю, какие плоды это вмешательство может принести.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.