Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Самооценка по Дембо – Рубинштейн






 

Испытуемый. От 10 лет (необходимо хорошее понимание инструкции).

 

Процедура. Выполнение задания сочетается с полуструктурированной беседой, ход которой не задан заранее, а меняется в зависимости от предшествующего обсуждения. Желательна запись на диктофон.

 

Примерная инструкция. Рисуется шкала (желательно на листе бумаги в клетку), на которой отмечаются два полюса и середина. Шкала называется «Здоровье», говорится примерно следующее.

«Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире (обязательно использовать „человек“, а не „люди“ – единственное число), внизу – самый больной, а между ними – все остальные, в том числе и мы с вами». Далее следует просьба к испытуемому поставить крестик в том месте шкалы, где он сейчас находится, как он сам это понимает или чувствует (крестик соответствует актуальной самооценке). Затем предлагается кружком или иным способом отметить то место, где испытуемый «мечтал бы (хотел бы) оказаться» (соответствует идеальной самооценке). Дальнейшая беседа направлена на выявление субъективного содержания полюсов шкал. Это можно сделать, задав вопрос о человеке, помещенном на полюс: как можно охарактеризовать его. Например: «Что делает человека на верхнем (нижнем) полюсе самым здоровым (больным)?», «Что для вас самый здоровый (самый больной) человек?».

После завершения работы с первой шкалой рисуется следующая (или, если шкалы нарисованы заранее, проводится работа с ней), пока не будут сделаны отметки на всех выбранных шкалах.

Всего испытуемый дает оценку по 7–10 шкалам, из них:

 

– 4 «классических» шкалы, введенных С. Я. Рубинштейн: здоровье, ум, характер, счастье;

– не менее одной шкалы предложены вами в процессе беседы с испытуемым (можно наметить эти шкалы заранее, но, скорее всего, окончательный выбор будет сделан в ходе беседы).

 

Среди шкал, пользующихся популярностью, можно отметить такие, как «красота», «материальная обеспеченность», «успешность», «общительность», «любовь» («насколько меня любят»).

 

– не менее одной шкалы предложены самим испытуемым (в ответ на просьбу придумать шкалу, которая является для него важной и значимой или отражает его проблему и пр.).

 

Желательно, чтобы все шкалы располагались рядом друг с другом на листе бумаги (для удобства последующего анализа). Обязательно подписывайте названия шкал и кто задал дополнительные шкалы.

 

Общие принципы интерпретации

Перед началом работы с графиками соедините в две ломаные линии все отметки актуальной и идеальной самооценки.

 

Основные типы актуальной самооценки:

1. Нормальная самооценка: актуальная самооценка колеблется в пределах трех верхних четвертей, большинство показателей актуальной самооценки находится во второй четверти (зоне нормальной самооценки), отсутствуют ярко выраженные пики и провалы.

2. Устойчиво повышенная самооценка: актуальная самооценка в основном колеблется в пределах верхнего интервала – полутора интервалов (из четырех), и не опускается ниже середины. Если самооценка не выходит за пределы верхнего интервала, можно предполагать недостаточно реалистичную самооценку. Такой профиль может свидетельствовать не только о повышенной самооценке, но и о хорошем настроении испытуемого, его не очень серьезном отношении к заданию.

3. Равномерно сниженная самооценка: большинство актуальных оценок ниже средней отметки. Подобный профиль может также свидетельствовать о чрезмерной критичности, повышенной требовательности к себе либо о сниженном настроении.

Следует отметить, что если большое количество ответов (около половины и более) совпадает с точкой середины шкалы, это не интерпретируется как сниженная самооценка, но скорее свидетельствует о «закрытости» испытуемого, формальном отношении к выполнению методики.

4. Неравномерное повышение и снижение самооценки: относительно устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по другой шкале – подъем, пик (иногда бывает только провал, или только пик). Провал – как правило, признак проблемы или неблагополучия. Пик по другой шкале – компенсация – то, чем человек пытается скомпенсировать неблагополучие (например, провал по шкале «материальная обеспеченность» и пик по шкале «красота» – я бедная, зато красивая). Шкалы, заданные самим испытуемым чаще, чем «классические» шкалы, относятся к категориям пиков или «провалов». Как правило, они отражают значимые ценности и/или проблемы испытуемого.

5. Выраженно неравномерная самооценка: колеблется в пределах трех или четырех интервалов. Подобный профиль свидетельствует о выраженной зависимости самооценки от жизненного «контекста» (который различается, например, для проблем здоровья и ума). Также он может отмечаться в случае, если самооценка снижается (чаще) или повышается непосредственно в ходе выполнения методики.

 

Основные закономерности идеальной самооценки

«Нормальное» положение отметки идеальной самооценки – несколько ниже верхнего полюса шкалы. Совпадение отметки с полюсом в руководствах рассматривается как «признак незрелости в отношении к ценностям, возможно, незрелости личности, отсутствия четкого осознания своих возможностей и ограничений». Однако такой вариант встречается достаточно часто, в том числе при обследовании людей, которые не проявляют признаков незрелости. Возможно, что такой показатель идеальной самооценки (на верхнем полюсе) может являться признаком недостаточно вдумчивого отношения к заданию или иного (не в соответствии с замыслом авторов методики) понимания того, что есть идеальная самооценка.

Отдельно следует сказать о положении отметки идеальной самооценки точно на середине шкалы. Это, скорее всего, признак сложности для испытуемого оцениваемого конструкта (ценности): крайности чем-то его не удовлетворяют, а идеалом является «золотая середина». К примеру, если «хороший характер» для испытуемого – это добрый, отзывчивый, со всеми ладящий человек, то изнанкой «стопроцентно хорошего характера» окажется уступчивость, неумение защитить свои интересы, поэтому отметка идеального характера окажется ближе к середине шкалы (и, возможно, ниже, чем отметка актуального характера).

Соотношение актуальной и идеальной самооценки – показатель удовлетворенности собой: чем меньше расстояние, тем выше удовлетворенность. Однако здесь возможны искажения, связанные с необходимостью поддержания самооценки. Еще У. Джемс, выводя формулу самооценки (отношения успеха к притязаниям), фактически обосновал два варианта повышения самооценки: завышение успехов и занижения притязаний. Поэтому возможны два вида «защитного» соотношения профилей реальной и идеальной самооценки:

 

– «Защита от депрессии» – примерно параллельные линии актуальной и идеальной самооценки при пониженной актуальной самооценке. Это занижение притязаний по типу «нет, но мне большего и не надо».

– Компенсаторное повышение самооценки – примерно параллельные линии реальной и идеальной самооценки при повышенной актуальной самооценке. Возможно, за подобным демонстративно благополучным профилем скрывается неосознанная тревога, боязнь «уронить» самооценку.

 

Анализ содержания беседы. В первую очередь следует обращать внимание:

 

– на непохожие на общепринятые описания ценностей («Здоровый человек – когда все хорошо: личная жизнь, физическое здоровье, когда нет серьезных проблем, когда человек ведет себя открыто и не надевает маску»);

– на повторяющуюся тему в нескольких описаниях; приведем пример, где отмечается повторяющаяся тема зависимости-независимости:

 

«Человек с хорошим характером – уживчивый, тихий, помогает всем»; «Сильный человек (шкала, предложенная испытуемым) – это который никого ни о чем не просит, сам все делает и во всем разбирается»; «Смелый (предложено экспериментатором) – тот, кто ничего не боится, кому не нужен никто, потому что он может быть в одиночестве, ни от кого не зависеть».

 

– на качества, которым соответствуют пики и провалы на графике.

 

Следует учитывать, что в описаниях ценностей может содержаться достаточно важная информация об испытуемом, выходящая за рамки ответов на вопросы, а также указания на значимые для него проблемы и конфликты; развернутый пример будет приведен ниже.

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1. Дайте содержательную характеристику самооценки испытуемого в соответствии с приведенным планом интерпретации.

2. Можно ли отнести самооценку к какому-либо из перечисленных типов?

3. Какие внутренние проблемы и конфликты, а также значимые ценности испытуемого выявились в результате исследования? Нуждаются ли они в коррекции? Можете ли вы предложить способы коррекции?

 

Примеры и рекомендации. Успешность выполнения задания во многом определяется верно найденным тоном беседы. Приведем с небольшими сокращениями текст беседы, который выявил значимую для испытуемого проблему (см. рисунок 4). Испытуемый – студент, 17 лет.

 

Рис. 4

 

– Первая шкала – здоровье.

– Примерно 95 %

– А какое здоровье ты хотел бы?

– А зачем мне больше? Больше это уже ненормально.

– Хорошо. А что для тебя значит «самый больной человек и самый здоровый»?

– Ну, боль физическая, душевная… Здоровый человек – когда все хорошо: личная жизнь, физическое здоровье, когда нет серьезных проблем, когда человек ведет себя открыто и не надевает маску, а больной – наоборот….

– Хорошо, теперь красота.

– Я себя ненавижу… А так красивый: душа, внешность, для меня важно все. Но внешность часто имеет решающее значение. Значит, так: 40 % – это я сейчас (пунктир на рисунке), а 85 % – хотел бы. Хотя нет, все-таки 55 % и 85 %.

– ОК, а теперь сам предложи две шкалы и оцени свое настоящее состояние и идеальное так же, как до этого пять шкал.

– Ммм… дай подумать… шкала любви, в смысле, насколько меня любят. Наверное, 25 % на 90 %.

– А теперь определения «самый любимый», «самый нелюбимый».

– Здесь нет границ, четких для меня, можно и любить, и ненавидеть одновременно, а мало так – 25 %, это просто с девушкой одной не получилось.

– Так, спасибо за откровенность, предлагай следующую шкалу.

– Решительность. 50 % на 95 %. Решительный человек – это такой, который может решиться на что-либо, например, подойти к девушке, высказать свое мнение… о, это единственное, что я как раз могу (смех).

– Молодец. Еще раз спасибо, ты мне очень помог.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.