Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 4 в. Социальная среда и нормативное поведение






 

Процедура. Выберите неявную социальную норму, касающуюся обычного повседневного поведения. Выберите способ нарушения или отклонения от этой нормы. Нормы могут касаться, в частности:

 

– одежды и внешности – необычная, привлекающая внимание одежда (прическа), стиль одежды (прически), не соответствующий общепринятому в данной ситуации или вашему обычному стилю;

– стиля межличностного общения – расстояние между собеседниками, направление взгляда, частота визуального контакта, громкость или интонации речи и пр.;

– содержание общения: обращение к незнакомцам, пение в общественном месте, подробный рассказ в ответ на формальные вопросы и пр.

 

Ваша задача – держаться указанного стиля поведения в течение относительного длительного времени или повторять его неоднократно: на ваше поведение должно прореагировать достаточное количество людей.

 

ВНИМАНИЕ! Вы не должны нарушать моральных норм (например, лгать, вынуждать людей к каким-либо действиям) и не должны совершать поступков, которые могут причинить вред вашим собеседникам. Нежелательно вторгаться в личное пространство незнакомых или малознакомых людей. Помните об этике психологического исследования.

 

Если задание выполняется в рамках учебного процесса, преподавателю рекомендуется разрешить выполнение задания только после того, как он ознакомится с идеей и планом.

Можно выполнять задание вдвоем или иметь «группу поддержки». Во время выполнения задания по возможности отслеживайте и запоминайте (если есть возможность, фиксируйте) реакцию окружающих.

Представление результатов и анализ. Описание ваших действий и реакции людей на вас можно излагать в свободной форме, а можно составить таблицу. Приведем пример таблицы, заполненной студентом.

Во время выполнения задания (летом) молодая женщина пела песню: «Ой мороз, мороз…».

 

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1. Какая (примерно) часть людей из тех, кто потенциально может заметить нарушение социальных норм (например, среди прохожих на улице), реагирует на них в той или иной форме?

2. Выделите основные варианты реакции на нарушение социальных норм. Предположите, от каких факторов они зависят (пол, возраст, характер знакомства с вами, социальный статус и пр.). От чего может зависеть наличие или отсутствие реакции?

3. Как вы охарактеризуете отношение людей в целом к нарушению – как толерантное, нетерпимое, как любопытство, еще как-то? Как вы считаете, почему оно было именно таким?

4. Какие мысли и чувства вы испытывали при нарушении социальной нормы? В ответ на реакцию других людей? Как ваша реакция зависела от пола, возраста, степени знакомства с вами ваших партнеров по общению и других факторов?

5. Оцените значение опыта, полученного в процессе выполнения задания – полезный, интересный, неприятный и т. д. Объясните свою оценку.

 

Примеры и рекомендации. Данное задание предоставляет большие возможности для придумывания интересных вариантов нарушения норм и одновременно предъявляет высокие требования к соблюдению этики по отношению к невольным участникам вашего эксперимента. К удачным выдумкам можно отнести следующие варианты:

– Две девушки поздней осенью ездили в метро в летних майках, джинсах и босоножках (верхняя одежде лежала в сумке).

– Под видом рекламы раздавались пустые белые листки.

– Две девушки два дня подряд раздавали леденцы всем желающим, в первый день их вид был обычным, во второй они надели противогазы.

В последнее время часто стало встречаться объяснение ситуации окружающими как флешмоб или рекламная акция. Вместе с тем можно столкнуться с вопросами, негативной реакцией охраны учреждений или полиции. Если они не удовлетворяются объяснением, что проводится эксперимент по психологии, то лучше прекратить эксперимент или, если это возможно, сменить дислокацию. Участники эксперимента могут столкнуться с разнообразной гаммой собственных чувств, осмысление которых является важной составной частью задания. Вот отчет студентки второго высшего образования, которая надела футболку откровенного вида: рисунок на ней создавал впечатление, что футболка порвана и видна грудь. В таком виде женщина совершила свой обычный утренний маршрут.

 

Было страшно и куражно: страшно встретить знакомых, чтобы меня не узнавали, я надела темные очки; испугалась продавца-кавказца. Было неловко перед знакомой продавщицей, несколько дней после я ничего не покупала в этой палатке, а потом пошла туда с сыном и накупила ему сладостей (как будто хотела показать, что хорошая мать). С мамой было смешно и весело: я знала, что ей потом можно будет все объяснить. При общении с соседкой испытывала легкое превосходство и ощущение крутости.

Я увидела спектр эмоций, вызванных групповым давлением. Эти эмоции сильные и больше определяют поведение, чем думалось заранее. Больше всего была поражена собственными реакциями, о них больше всего думала, и именно этот ракурс работы принес наибольшую пользу.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.