Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Краткий очерк жизни Соломона и его священное писание. Книга Притчей. Название книги. Время произхождения. Составитель книги. Богослужебное употребление книги.






За всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью.

Но особенно ярко личность Соломона вырисовывается при сравнении с Давидом. Давид был царем войны, отличался практическим складом ума и был преимущественно человеком сердца с сильно развитой на разные явления из общественной или личной религиозно-нравственной жизни. Соломон же не был склонен к войнам. Ум его был философского характера, склонный к отвлеченным обобщением и построениям мысли. Он был более человеком ума, чем сердца, а потому не мог легко и быстро чем-либо увлекаться. " Он был умерен как во грехе, так и в благочестии. Он не мог себе позволить крайности в роде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать пред ковчегом, как Давид к соблазну Мелхалы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии" Соломон, сын Давида от Вирсавии, еще с детства отличался выдающимися способностями. При рождении он получил имя Иеддедиа (возлюбленный Богом), данное ему пророком Нафаном, - а Давид назвал его Соломоном (мир).

Деятельность Соломона, как правителя и царя, - преемника Давида на престоле, во многом являлась продолжением и осуществлением тех предначертаний, которые были намечены Давидом. Но на ней лежал глубокий отпечаток личного духа и характера Соломона, значительно отличающихся от духа и характера его отца.

Армия при Соломоне была усилена и преобразована. Для защиты и удержания в подчинении себе покоренных народов он прибегал к заключению брачных союзов с царями соседних самостоятельных и покоренных ему народов.

В области внутреннего управления Соломоном было произведено новое размежевание земельных участков колен. Соломон вводил систему сосредоточения власти в свои руки (централизацию), уничтожавшую патриархально-родовой уклад жизни еврейского народа. Строгое и неумеренное проведение этой системы вызвало недовольстве колен, выразившееся в восстании Иеровоама и подготовившее разделение царства при его преемнике. Более важным делом Соломона было построение храма, роскошь и великолепие которого по справедливости заслуживали удивление современников. Вместе с построением храма Соломон построил дворец для себя, впоследствии и для своих жен. Вследствие прекращения войн и установления мирных отношений с окружающими народами, евреи могли успешно развивать земледелие. При постоянных торговых сношениях с разными народами они заимствовали у них все лучшее: обработку земли, ремесла. При Соломоне же была заведена морская торговля. Таким образом, " Иуда и Израиль жили беспечально, каждый под виноградником и смоковницею своею" (3 Цар. 4, 25).

Соломон был не только видным государственным и политическим деятелем, но и плодовитым писателем. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней (3 Цар. 4, 32) (всех их древность не сохранила). Лучим литературным (памятником) произведением считается его книга " Песнь Песней", которая в переводе означает " превосходнейшую песнь".

О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области естествознания; поставление его выше Ефама и Емана, известных составителей религиозно-нравственных песней, находящихся в Псалтири, указывает в Соломоне способность возвышенного поэтического творчества (о чем свидетельствует книга Песнь Песней), а его превосходство над мудрецами Египта, славившимися хорошим знанием таинственных сил природы и особенно небесных светил, говорил о знакомстве Соломона и с этой областью. Все это давало право писателю при изображении мудрости Соломона характеризовать её так: " Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времени, круги годов и соложение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное; ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем. 7, 17-28). Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно. Можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Екклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным - им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека. Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования " возлюби Соломон Господа, ходити в заповедех Давида отца своего" (3 Цар. 3, 3), он был проникнут сознанием высоты своего служения, мало верил в свои личные силы и искал опоры в Боге. Впоследствии, по окончании построения храма, Соломон отдался страсти женолюбия, брал себе жен из язычниц, так что число их было до 700 и наложниц 300 (3 Цар. 11, 3). Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие. Он подпал под влияние язычниц, разрешил им построить жертвенники своим языческим богам и даже сам присутствовал при жертвоприношениях.

30 билет. Основные места в книге Притчей: а) учение о мудрости (1 гл.); б) учение об Ипостасней Премудрости (2 гл.);

в) учение о Царствии Небесном, устроенном премудростью Божьей (9 гл.)

В еврейской Библии эта книга называется Мишле Шеломо, в греческом переводе 70-ти - Paroimiai, в славянской - Притчи Соломона. Название книги отражает её содержание и способ изложения. Книга содержит несколько надписаний со словом " притчи" (1, 1; 10, 1; 25, 1) и состоит из кратких, часто образных изречений, называемых притчами, в которых излагается ветхозаветное нравоучение, в применении его к разным положениям в жизни человека. Писатель так определяет цель своей книги и мудрования: дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты (1, 2, 3). Вообще, здесь всякому возрасту, положению и образу жизни людей предписываются законы и нормы поведения, угодные Богу и полезные для сей и будущей жизни. Эти истины изложены в форме мудрых кратких изречений, в сопоставлениях мудрого и глупого человека, мудрости и глупости, и их проявлений в жизни практической. О происхождении книги Притчей иудейское предание говорило довольно глухо. Согласно повествованию (25, 1), признавалось, что её издало общество друзей Иудейского царя Езекии. Отцы Церкви и средневековые богословы приписали всю книгу Притчей Соломону. Она надписывается именем Соломона подобно тому, как Псалтирь - именем Давида. Авторство Соломона подтверждается словами Третьей Книги Царств (4, 32): " глагола Соломон три тысячи притчей". Согласно этому свидетельству, а также трижды повторяемому изречению " притчи Соломона" в самой книге Притчей писателем или автором её считается в христианской Церкви Соломон. Глава 30 принадлежит Агуру, 31 - Лемуилу. Кто были эти лица - точно неизвестно. Есть предположение, что под Лемуилом (Лемуил - преданный Богу) следует разуметь царя Езекию, человека благочестивого и преданного Богу, а под Агуром - одного из друзей Езекии. По другому предположению, Агур и Лемуил - символические наименования самого Соломона. Главы 30 и 31 отличаются от остальных как по форме изложения, так и по своему содержанию. Что касается окончательной редакции и состава книги Притчей, то общий вывод должен быть такой: из всего множества Соломоновых изречений первоначальную редакцию мог составить сам Соломон и заключить их в 1-24 главы. Затем этот сборник был пополнен друзьями Езекии - обществом образованных лиц, занимавшихся собранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг. Итак, книга Притчей окончательно сформирована и издана в нынешнем виде друзьями Езекии, т.е. спустя около 400 лет после смерти Соломона. Книга Притчей, как и Псалтирь, довольно рано вошла в состав богослужения. По имени этой книги получили название паримий и все чтения из Ветхозаветного Завета, употребляемые при богослужении.

Имея в виду нравоучительное содержание книги, святые отцы установили брать из нее избранные чтения в святую Четыредесятницу, во время покаяния и приготовления к достойной встрече Господа. Кроме того, на службах в честь святителей паримии составляются из отдельных мест разных глав книги Притчей. Они показывают, как воплощены в святых добродетели, изображенные в книге Притчей. Самым же замечательным и известным паримийным чтением из книги Притчей должно считать паримию из 9 гл. (1-11 стихи), которая читается во все богородичные праздники, где Богоматерь справедливо изображается домом Ипостасной Премудрости.

Основные предметы учения в книге Притчей. Первые девять глав имеют своим главным предметом выяснение идеи мудрости в сравнении с неразумием. Мысль о верности Иегове, послушании Его заповедям, как необходимом условии земного благополучия - вот содержание этих глав. Цель книги состоит в том, чтобы дать познать мудрость, уразуметь правду и исправить суд (1, 1-6), т.е. научить людей руководствоваться в своей жизни правилами премудрости, - главным условием благополучия.

После надписания (1, 1-7) предлагаются три речи о мудрости, каждая из которой начинается увещанием наставника своему учителю следовать мудрости и уклоняться безумия. Мудрость эта есть религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра, положенными в совести и законе Божием, или, что то же - благочестие; начало её - страх Господень. Безумие ее есть нечестие и греховность и состоит в лености, сластолюбии и расточительности. Представляя безумие в образе прелюбодейной жены, своими обольстительными приманками приводящей следующих за нею в пагубу, наставник советует юноше ограждать себя от коварных обольщений неразумия мудростью, которая исходит от Бога. Он говорит, что этой мудростью Бог устроил мир и ведет послушных ей к покою и блаженству. Слова " мудрых" в виде кратких изречений определяют нравственные обязанности, касающиеся общественных отношений: здесь даются наставления не притеснять бедных, быть справедливым на суде, не дружить с гневливым, быть осмотрительным в выборе знакомств, трудолюбивым и заботливым в хозяйстве. Существенной частью книги Притчей надо считать учение о Премудрости Божией, изложенное в 1, 20-33; 8, 22-36; 9, 1-11, где (в 1, 20-33) говорится о Божественной Премудрости, которая имеет власть вразумлять и обличать всех не только в их домах, но и на улицах и площадях - всенародно. В 8, 22-36 Божественная Премудрость излагает учение о Себе как Существе личном, рожденном от Бога, существовавшем ранее мира и участвовавшем в его творении. Премудрость здесь разумеется, следовательно, не как божественное свойство, а как личное существо, обладающее творческим могуществом; иначе - это Ипостасная Премудрость или Второе Лицо Святой Троицы - Сын Божий. Деятельность Премудрости изображается с её многочисленными дарами, с её творческой промыслительностью в мире, давшей последнему как само существование, так и ту красоту, разумность и целесообразность, которые мы видим в нем. Под созданием Премудрости разумеется не творение её наподобие того, как создавался мир. Это создание имело специальное назначение, создание в " начало путей", " в дела", т.е. для творческой деятельности. Премудрость не тварное существо, она Сама обладает творческой силой, свойственной Богу. Она имеет в себе Божественную природу и силы как Божественная личность. Итак, Премудрость является исполнительницей всех планов создания Богом мира и управления им. В 9, 1-11 Божественная Премудрость изображается как устроительница Царства Божия на земле. В книге Притчей излагаются три обращения Божественной Премудрости к людям. В речи, изложенной во второй половине 1 гл., говорится о Премудрости, возвышающей свой голос " у ворот властителей" - в народных собраниях, в местах отправлений правосудия. Таков образ проявления Божественной Премудрости в постановлениях закона Моисеева, а обличения и угрозы, которые излагаются с 24 статьей, как бы служат предвестием обличительных речей ветхозаветных пророков, через которых Премудрость Божия обращалась к жестоковыйному народу. Второе обращение (гл. 8) переходит с 32 ст. в полное благопожелание из любви к людям увещание - ради собственного благополучия слушать внимательно и принимать к сердцу наставления Премудрости. Это обращение более всего напоминает проповедь самой воплощенной Премудрости - Господа Иисуса Христа (Лк. 11, 49). И апостол Павел называет Христа " Божиею силою и Божиею Премудростью" (1 Кор. 1, 24). Наконец, воззвание Премудрости к людям через посланных Ею рабов с приглашением идти на уготованную трапезу есть предызображение проповеди Апостолов, которые, по заповеди Спасителя, прошли по всему миру с проповедью Евангелия. Дом на семи столпах, созданный Премудростью, - Церковь Христова с семью источниками благодати - святыми Таинствами; Церковь - утверждённая семью Вселенскими Соборами.

31 билет. Книга Екклизиаста. Название книги. Главный предмет книги. Цель её написания. Разделение на части и обзор написания.

Слово " Екклезиаст" в переводе с греческого означает " церковный проповедник", по-еврейски - " когелет". Это наименование книги указывает на то, что её писатель берёт на себя роль церковного проповедника или учителя, так что и самая книга по своему содержанию и изложению есть слово церковного проповедника.

Писателем книги, скрывшим свое имя под именем Екклезиаста, согласно преданию ветхозаветной и христианской церкви, был Соломон. Книга написана Соломоном на закате жизни; она подводит итог всем тем духовным переживаниям и испытаниям, которые перенес великий сын Давида, и является как бы исповедью его " последним словом".

Главным предметом содержания книги Екклезиаста служит раскрытие суетности, пустоты и тщетности труда человека, его знания (если все это он направляет на собственные эгоистические цели: стяжание богатства, роскоши), слава удовольствий, в ущерб духовности, веры в Бога и загробную жизнь. Здесь содержится учение о страхе Божием, о хранении Его заповедей как условии возможного счастья среди суетного мира. Таким образом, эта книга представляет как бы трактат о земном счастье. В ней ясно выражена идея благоговения к Богу как условие счастливой жизни.

Изложении книги существенно отличается от изложения всех других книг Священного Писания. Писатель говорит не как сообщающий откровение от Бога, а как человек рассуждающий о данном предмете на основании опыта жизни. В книге выясняется отношение человека к земной жизни и её благам и все его поведение оценивается с точки зрения суеты земных благ и наслаждений и будущего загробного суда за всю земную жизнь человека. Целью написания книги, по мнению христианских богословов, является возвышение мысли человека над чувственными благами, стремление к стяжанию духовных благ и устроению жизни, направленной к приобретению блаженной вечности, чуждой земных суетных благ. Автор доказывает, что счастье не заключается ни в мудрости, ни в веселье, ни в пышности и роскоши: " все суета и томление духа". Бог назначал время для всякой вещи, и Он хочет, чтобы усилия человека приводили его к разумным наслаждениям, во всем нужно избегать крайностей, но пользоваться благами жизни разумно. Истинная мудрость делает человека сильнее десяти властителей... Всё свидится к тому, чтобы воздерживаться от излишеств в удовольствиях, но радостно и умеренно пользоваться благами жизни и бояться Бога, повинуясь Его закону, ибо вне этого - все суета сует и всякая суета. При отсутствии строгой последовательности книга имеет введение (1, 1-11) и четыре основные части (речи): (1, 12 - 2, 26; 3, 1 - 5, 9), (6, 1 - 8, 15), (8, 16 - 12, 8) и заключение (эпилог) (12, 9-14). Во введении говорится о ничтожестве жизни, о ее однообразии и забвении постоянно повторяющихся её явлений.

В первой частя (речи) Екклезиаст повествует о предпринятой им попытке найти счастье в знании космических, стихийных явлений, в том, что обычно называется мудростью. Но его усилия были только " суетою и томлением духа".

Вторая речь изображает суетность явлений в жизни человеческой, социально-общественной деятельности. Чтобы не потеряться среди существующего круговорота противоположностей, человек должен с верою и смирением покоряться велениям Божиим и быть внимательным в своих отношениях к скоропреходящим делам этого мира.

В третьей речи обобщаются рассуждения предыдущих и выводится заключение, что цель человеческой жизни заключается в нравственном воспитании для жизни загробной, где судом Божиим окончательно будет установлено полное соответствие между счастьем и нравственными достоинствами человека. Последняя речь Екклезиаста излагает учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной, ибо за гробом невозможна будет никакая деятельность, улучшающая там состояние. Проповедник наставляет заботиться здесь о неустанном совершенствовании добрых дел, для которых и создал Бог человека (8, 16 - 9, 10). Последние шесть стихов, составляющие эпилог книги, дают нам сведения об Екклезиасте как писателе книги и говорят о спасительном значении слов самых мудрых. В заключение определяется сущность нравственного учения Екклезиаста, наставление бояться Бога и хранить Его заповеди, - ибо всякое дело приведет Бог на суд (12-14).

32 билет. Основные места в книге Екклизиаст: а) учение о суетности (1-2 гл.); б) учение о добродетели, о памятовании и о Богопознании (11-12 гл.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.