Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая книга Моисеева Бытие 1 страница






Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о происхождении мира и человека, и историю Церкви первобытной и патриархальной до смерти патриарха Иосифа в Египте, была написана после призвания Моисея при Хориве.

Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как все книги Пятикнижия, озаглавливается первым словом, с которого она начинается: " Бершит". В греческом переводе 70-ти толковников книга называется " Генезис" (" Происхождение"). Название это заимствовано из самой книги (Быт 2: 4; 5: 1) и указывает на её содержание, заключающее в себе повествование о происхождении мира (2: 4), человека (5: 1) и главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги – история происхождения мира и человека, история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о творении мира, книга Бытия заканчивается рассказом о смерти патриарха Иосифа в Египте, т.е. охватывает период в 3799 лет.

Разделение книги по содержанию

По содержанию книгу Бытия можно разделить на три части.

Первая часть (1-3 глл.). Первые три главы, заключающие в себе повествование о творении мира и человека, пребывании в раю и грехопадении прародителей, являются введением в историю ветхозаветной Церкви и составляют первую часть книги.

Вторая часть (4-11 глл.) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению к падшему человеку и заключает в себе историю первобытной Церкви праотцев.

Третья часть книги (12-50 глл.) рассказывает об установлении Богом Завета с патриархами и промыслительных действиях Бога в сохранении истинной веры и благочестия в эпоху патриархальной Церкви.

Богослужебное употребление книги Бытия

Из книги Бытия берется 35 паримий. Они, большей частью, рядовые, т.е. такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни Четыредесятницы, исключая субботы и воскресенья. Таким образом, в шесть недель Великого поста вычитывается почти вся книга Бытия. Этим чтением Церковь хочет возбудить в молящихся дух покаяния, соответствующий времени Великого поста через воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного и грозного суда Божия. В Великую или Страстную седмицу берется чтение о жертвоприношении Исаака (Быт 22); в праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом (Быт 28: 10-17) и пр.

Сотворение мира и человека (Быт 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части:

а) начало мира (1-2),

б) творение видимого мира (3-25)

в) сотворение человека (26-31).

 

Быт 1: 1-2

Первая фраза Библии в оригинале звучит так:

Берешит бара Элогим эт hа шамаим вэ эт hа арец.

Элогим – множественное число от Элоаh, являющегося производным от указательного местоимения эле – эти. Элоаh – то проявление Бога, которое объединяет явления мира. Элогим – Бог всего творения.

Бара – родствен руц – убежал, ушел, вырвался наружу. Лингвистически Бог вывел мир из Себя. Этот глагол употребляется три раза, означает творение существующего из несуществующего (из ничего: Creatio ex nihilo). Другие глаголы означают творение существующего из существующего. Аса можно перевести как делание, иацар – формирование.

Решит – начало не временное (во времени) (тхила) и не отправная точка (коце). Решит – начаток, становление нового. Это новый поворот чего-то, новый путь. Это абсолютное начало мира. Можно также выводить из рош – некий центр всего, мозг. (здесь дать толкование блаженного Августина).

Шамаим – множественное число от указательного местоимения шам – там, указывает на все то, что вне пределов человеческой досягаемости.

Арец – от слова харац – вырезать. Это место, обитель существования, где все с величайшей скрупулезностью разделено, отграничено, выделено. Арец можно выводить также из корня руц – бежать. На земле все движется.

– определенный артикль, употребляется два раза, что указывает на различные типы творения. Небо и земля – два самостоятельных субъекта творения.

Эт – неопределенная частица, состоящая из двух букв – א (алеф) и ת (тав), первой и последней букв еврейского алфавита. Имеет тоже смысл, что и собирательный союз с, означает совмещенность, взаимосвязь творений.

От того же корня от – знамение, знак, выражение явления в целом, вместе с его основой.

Таким образом, в этой фразе речь идет о небе и о земле во всех их границах и проявлениях.

О небе речь больше не идет.

Вэ hа арец hайта тоhу ва воhу вэ хошэх аль пнэй теhом вэ руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим.

Земля же была... hайта буквально означает не «была», а «стала». То есть в творении земля выразилась тем состоянием, которое описано тремя библейскими фразами: тоhу ва воhу, хошэх аль пнэй теhом и руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим. Попытаемся разобраться в значении каждой из этих фраз.

Тоhу – состояние предельного неустройства, смятения, нестроения, даже хаоса. Это материал, из которого строится мир. Тоhу земли максимально приближено к тому «ничего», из которого Бог строил мир. Тоhу отгорожено, отделено от света, но и содержит в себе стремление к совершенствованию. Тоhу – хаос и тьма, но и потенция отстройки мира. Таким образом в мире изначально есть ущербность – хаос и тьма. Бог дает закон и порядок, то есть одолевает тоhу, этот хаос.

בּ – еврейская буква бет... Боhу – бо hу буквально переводится «в нем он». В тоhу содержится боhу, – некоторая точка, как внутри буквы бет. Это некоторая потенция, позволяющая осуществить замысел Божий. Тоhу ва воhу – то состояние, когда еще ничего нет, все в потенции, неосуществленности, на стадии становления, но раньше осуществления этого становления.

Теhом обычно переводится как бездна, что не совсем точно. Теhом – производное от тоhу, это некая материализация тоhу. В конце слова стоит буква мем – намек на маим – воду, то есть пучина, наполненная первозданным паром с воздухом.

Аль пнэй – по лицу, часто имеет значение противодействия, противостояния, противоборства. Ср. Пс. 33: Лице же Господне на творящии злая... Против теhом, имеющей тенденцию к совершенствованию, наложен хошэх, тьма. Хошэх (с философской точки зрения категория отрицательная, отсутствия) – нехватка света, тьма, что сдерживает рост и развитие. Здесь тьма (хошэх) выступает как реальная сила (для сравнения: близкое слово хозэк – сила). Это однако еще не дьявольская сила (такая ассоциация невольно возникает), хотя и отрицательная.

Итак, состояние тоhу переходит в теhом – состояние рвущейся во все стороны праматерии, на которую наложена сдерживающая сила хошэх. Результат: мощь тьмы (тоhу) остановила праматерию, и теhом (бездна, пучина) стала hа маим – «водами» мира, о которых упоминается в конце фразы.

Вода – символ изменения, непостоянства, текучести, нестабильности и олицетворяет изменяемость мира.

Вэ руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим.

1 Ис 45: 7: «Я образую (формирую) свет и творю (делаю) тьму», – то есть свет и тьма – из одного высшего источника. Свет есть в Боге до творения. Состояние тьмы – начальный этап формирования материи. В первую половину первого дня тьма действовала без света и сделала свое дело. Она предварила выход света в мир, но по замыслу Бога не исчезла, а пребывает в мире вместе со светом (отделил свет от тьмы). Свет (ор) и тьма (хошэх) – антонимы. Свет – то, что вырывается на свободу, освобождается. Близкие слова – херут – свобода, хивер – предельная белизна. Наличие света означает пробуждение к развитию, росту. Тьма – то, что ограничивает, сдерживает, препятствует, останавливает, гасит. Тьма и свет – два начала творения, действующие с разных сторон.

Словом " в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, " времене превышем всякого, яко временем Творец" (тропарь по 3-й песни канона утр. воскр. 2 гл.).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом " сотвори" в еврейском языке существуют три глагола: " бара", " аса" и " айцар". Глаголам " аса" и " айцар" обыкновенно придаётся значение первому " устраивать, созидать", а второму - " образовать", причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же " бара", по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь " из ничего". Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово " Бог" выражено словом " Елогим" - " Боги": существительным множественного числа от " Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число " Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове " Елогим" указание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол " бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является " небо и земля". Под " небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четвертый день творения (14-19). Некоторые толковники под " небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю " невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли " при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов. 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает " Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл.).

Под " землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

Обращаясь к первоначальному состоянию новозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, " землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, " бездною", указывая этим на её беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, " водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется " невидимым", в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдается теперь; " неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая её, была тьма совершения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: " Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия (" ношашеся") в еврейском тексте выражается словом " мерахефет", которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел " из ничего" самое вещество мира. Это первое творение, когда " Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из первозданного, но ещё " неустроенного" вещества происходит второе творение, совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир " из необразного вещества" (11: 18).

Быт 1: 3-5

И сказал Бог (вайомер Элогим): пусть станет свет (ор)… И увидел Бог свет, что он хорош (тов), и разделил (вайавдаль) Бог между светом и тьмой. И назвал (вайкра ла) Бог свет днем (иом), а тьму ночью (лайла). И был вечер (эрев), и было утро (бокер): день (иом) один

Есть две теории света: волновая и корпускулярная, обе являются правильными, то есть у света две природы, и можно говорить в целом о начале электромагнитных колебаний.

Йомер – всегда сказал кому-то и означает повеление, и требующее немедленного исполнения. Кому в данном случае это говорится? В каком-то смысле земле, так как свет

Тов – хорош. Хорошо, добро, благо – категории нравственные, то есть свет стал таким, каким должен был стать, соответствующим замыслу и воле Божьей. Каждое последующее творение ущемляет, до определенной степени отменяет предыдущее. Свет ущемляет тьму. И это – тов, хорошо. Осуществление и разделение – две стадии процесса творения и его общая схема. Бог увидел, что свет мира, отменяющий тьму, тов, хорош, и поэтому разделил (вайавдаль) между светом и тьмой. Свет в мире не уничтожает тьму, но разделяет. Вайавдаль – не механическое разделение и не означает противопоставления одного другому, а назначение соответствующей функции для одного и для другого. У света есть способность возрастания и убывания. Свет приходит и уходит, уступая место тьме.

Тьма и свет есть в мире, но не для борьбы между собой. У каждого – своя сфера. Тьма есть в мире. Мир выстроен постепенно, не сразу. Состояние тоhу ва воhу сотворено, потомпроисходили изменения. Мир создан не на уничтожение тьмы, а на прохождение света во тьме (Ср: свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин 1. 5). Тьма не существует вместе со светом, но свет не уничтожает тьму. Сосуществование света и тьмы – приливно-отливный процесс.

И назвал (вайкра ла) Бог свет днем, а тьму ночью (ст. 5). Это не наречение нового имени (вайкра эт), а добавление функции, то есть Бог назначил свету исполнять функцию дня, а тьме – функцию ночи.

День (иом) – пора жизни. Ночь (лайла) – когда все сворачивается (луль), то есть значение слов не временное, а прилива и отлива света, подъема и спада жизни, активности и пассивности. Мир в целом – приливно-отливный процесс, заложенный в первом дне творения.

И был вечер (эрев), и было утро (бокер): день один

Эрев – от арав: это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер – когда все вещи вырываются на свет, обретают свое лицо. Первое предшествует второму. Вечер и ночь – время темноты – преддверие к выходу на свет и глобально, и каждодневно.

3-5 ст.; " Выражением - рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом " рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в выражении " рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Святой Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: " вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин 1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: " Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. " разлучи между светом и между тьмою") дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения.

 

Второй день

Быт 1: 6-8

Вайомер – всегда сказал кому-то. В данном случае обращение к свету, благодаря которому формируется ракиа.

На пути первозданного света устанавливается некая преграда. Формируясь под воздействием света, ракиа (верхние слои атмосферы, озоновый слой) является одновременно фильтром для излучений, поступающих на землю и теплорегулятором для поверхности земли. Ракиа появляется среди воды, причем разделяет ее так, что часть ее остается под ней, а часть – над ней.

И стало кен (так), то есть так, как есть сейчас. Кен – то, что не изменяется. Нету ки тов – это хорошо: здесь только начало процесса, он еще не завершен.

На греческий язык слово ракиа переведено stereoma.

И назвал (вайкра ла) Бог твердь небом.

Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом " ракиа", что значит; " простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено " стереома" (" твердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде. Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо " землею", " бездною" и " водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось " твердию". Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте " водою", " яже бе под твердию" и видимое небо " твердь".

 

Третий день

Быт 1: 9-13

Соберутся – йкаву, буквально означает «течь вниз», это стремление течь и собираться в одно место.

И назвал (вайкра ла) Бог сушу (ракиа) землей (арец)... Термины шамаим и арец проходят определенную эволюцию, постепенно сужаясь. В начале творения арец – вся материя, весь материальный мир, а шамаим – другое измерение, ангельский мир. Во второй день понятие неба сужается до ракиа, атмосферных слоев, и соответственно понятие арец – до одной планеты. В третий день после оседания воды арец еще более ущемляется – это незатопленные участки поверхности планеты. Обитель, выделенная для жизни, ограничивается двумя твердями – небесной (второго дня) и земной (третьего дня).

 

Земле повелевается произрастить Земля произрастила
Тадше (да отравянится) Тоце (вывела из себя)
дешэ – однолетняя трава дешэ
эсев мадриа зера – многолетняя трава эсев мадриа зера леминэху – многолетняя трава по роду ее
эц (дерево) при (плод) осэ при (делающее плод) лемино (по роду его) ашер заро бо (семя в нем) аль hа арец (на земле) эц осэ при (дерево, делающее плод) ашер заро (семя в нем) леминэhу (по роду его)

 

Таким образом, земля вывела дерево, делающее плод. Замысел Бога был иной. Земля по-своему преломляет повеление Бога, но тем самым не нарушается не только всемогущество Бога, но даже Его конкретное повеление. Бог творит не отдельные предметы, вещи или частицы, а меры и законы. Воля Божья в свою очередь направлена не на подавление, а на раскрытие свойств творений, особенно воли человека. Земля преломляет повеление Бога, показывая, что она – не простой набор химических элементов, а субъект творения, что она тоже в какой-то степени живое существо, живущее своей жизнью по заданным ей законам и носительница этих законов. Предыдущее творение со своими законами является фундаментом, базой для последующего творения, и последующее творение совершается на основании уже существующих законов, подчиняясь им, вписываясь в них, но не отменяя их. Земля по-своему преломляет повеление Божье, и это – тов, хорошо; это соответствует замыслу Бога.

Закон жизни лемино (по роду)

Жизнь строится по тем законам, которые заложены Богом в творении. Каждый биологический вид воспроизводит строго самого себя. Этот закон настолько силен, что даже искусственное скрещивание не дает появление новых видов. Издревле люди скрещивали лошадей и ослов, но мулы и лошаки, получаемые через это скрещивание и имеющие определенные преимущества, не воспроизводят самих себя и не являются таким образом самостоятельными видами. Таким образом скрещивание является нарушением закона лемино.

Этот закон существует и для человека и имеет значение родословной линии, генеалогии. В Ветхом Завете, где позволялось многоженство, наложничество и в целом отношение к случайным связям было очень терпимое, было два случая, за которые предписывалась смертная казнь: связь с замужней женщиной или с обрученной девицей. Первая является продолжательницей рода своего мужа, вторая – потенциальной продолжательницей рода своего жениха. В результате такой связи чужое семя попадает в род, – это нарушение закона лемино и непризнание права рода и соответственно права жизни за другим человеком. Кто не признает право жизни за другим человеком, тот лишается его сам.

Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову Творца, является " вода" и " суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: " былие травное" (зелень, трава), растения, " сеющие семя по роду и по подобию" и " деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятельность Творца не ограничивалась одною Землею.

 

Четвертый день

Быт 1: 14-19

Мэот – не свет и не источник света, а то, что излучает свет, получая его извне, из светоносного источника. Меорот – усл. светила – соединение света с небесными телами. Меорот управляют физическим временем.

Да будут светила на тверди небесной, – эти слова надо понимать в контексте речи. Надо понимать эти слова не как творение светил в собственном смысле этого слова, а как указание на роль тверди небесной. Можно предположительно говорить о том, что в предыдущий день светила, существуя, не были видны с поверхности земли.

Во второй день создана ракиа посреди воды и воды. В третий день вода, которая под твердью, собралась на поверхность земли. О воде, которая над твердью, ничего больше не говорилось. Теперь эта вода покидает поверхность ракиа, и светила становятся видны с поверхности земли.

Твердь небесная – регулятор поступления света на землю. Светясь преломленным светом, она не пропускает днем свет звезд, они не видны.

Фраза для знамений обозначает естественные природные закономерности (ср. Мф?), и наивно в ней искать библейское обоснование астрологии.

Ст. 16. Создал – аса. Светила великие – по значимости для земли.

В четвертый день творения, по слову Божию, являются " светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не " бара" и " аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить " знамениями" т.е. указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (Мф 16, 2-3), свидетельствовать о присносущей силе и божестве Творца (Рим. 1, 19-20) и знамениями необычайных событий в роде человеческом (Деян. 2, 19-20; Мф 2, 9, 24, 29-30, 27, 45, Лк 21, 1, 25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними священные и гражданские времена.

 

Пятый день

Быт 1: 20-23

Йишрецу hа маим шерец нефеш хая.

Да воскишат воды кишащими – душой живой.

Хая – жизненность, жизненная энергия, заряжающая жизнью тело, делающая его живым существом, обладающим чувством жизни, знающим жизнь в себе, ее динамику. Хая – жизненное движение и жизненное наполнение, способное избирательно воспринимать хорошее, полезное, приятное и отталкивать вредное и неприятное. Хая само по себе – динамическое побуждение жить, желание обладать благом жизни как таковой и стремление к большему обретению и сохранению блага жизни.

Нефеш – усл. душа, то, что каждое живое существо осознает в себе как центр себя, благодаря чему сознает себя единым со своим телом, целостным и оторванным от всего остального. Нефеш связано с нафаш – вырваться, отделиться, оторваться. В отличие от растений, корнями крепко связанных с почвой, живое существо оторвано от земли и обладает хотя бы относительной свободой проживания. В нефеш есть это сознание оторванности, отделенности – составная часть сознания я.

Нефеш хая – усл. душа живая. В отличие от растений она живет еще душевной жизнью, чувством я, желает и не может не желать блага себе, стремиться к увеличению наслаждения жизнью в я и избегать страданий в жизни. В этом основополагающем желании и стремлении я живого существа – движущий мот ив его жизни.

Шерец – наименьшее, что обладает нефеш хая, – мелкая кишащая тварь, которая бегает (рац), обладает независимым движением (насекомые, земноводные, рыбы).

В ст. 21 глагол бара.

Танниним hа гдолим – тоже самое гдолим используется в повествовании четвертого дня о солнце и луне. Таннин – загадочное слово, его значение не совсем ясно. Его можно выводить из нун – производить потомство.

И благословил (йиварэх) их Бог, говоря (лемор): плодитесь и размножайтесь(пру у рву)…

Понятие браха (благословения) обозначает наложение закона и соответствующего влечения жизни, передачу силы для размножения.

Лемор – говоря – от слова амар указывает на необходимость незамедлительного и безоговорочного исполнения благословения.

Плодитесь и размножайтесь… По-русски синонимы. По-еврейски пру обозначает акт размножения, а рву – заботу о потомстве.

Та материя, посредством которой совершается творение, становится средой обитания. Творение пятого дня совершается посредством воды, и она становится средой –обитания существ, объединяемых понятием шерец. Творение птиц отдельный творческий акт.

Быт 1: 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую (нефеш хая) по роду ее (лемино), скотов (беhема), и гадов, и зверей земных (хайто эрец) по роду их.

Беhема (по русскому переводу скоты) – особая группа живых существ. Беhема – производное от бама – высота, подставка, подножие, на которое человек может опереться. Беhема – те виды, которые предназначены быть поддержкой человеку, независимо от того, изначально они таковы или одомашнены. Они призваны облегчать труд человека. В каком-то смысле человек обретает свой облик, опираясь на беhема, привязанных к нему не дрессировкой, а устройством нефеш хая. Подробнее об этом во второй главе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.