Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, что иноки не должны ума своего прилеплять къ житейскимъ и тленнымъ вещамъ мiра сего, но простирать оный къ высшимъ и безсмертнымъ.




Братiя и Отцы! Дни наши протекаютъ и проходятъ, какъ часы, недѣ ли какъ дни, мѣ сяцы какъ недѣ ли, а годы какъ мѣ сяцы: протекающiй такимъ образомъ годъ всѣ хъ влечетъ къ смерти и къ послѣ днему дню явленiя Господа нашего Iисуса Христа; въ этотъ день судный, вся нага и объявлена явятся дѣ ла наши предъ очима Его, какъ говоритъ Божественное Писанiе (Евр. 4, 13). Что же всуе мятется человѣ къ? Что царь уповаетъ на богатство и на золото свое? Что сильный и хищникъ гордится и хвалится стяжанiями и пастбищами? Что пристрастный къ богатству и сребролюбецъ надѣ ется на сокровища свои? Что сластолюбецъ ненасытно прилѣ пляется[113] ко грѣ ху; — между тѣ мъ какъ всякiй день должно бы плакать и рыдать, и по возможности очищаться, пока еще не насталъ судъ смертный, дабы избѣ жать гнѣ ва, грядущаго на сыны непокоривыя? Сiи елика убо не видятъ, хулятъ, елика же по естеству яко безсловесная животныя вѣ дятъ, въ сихъ сквернятся. Увы и горе имъ, яко въ путь Каиновъ поидоша, и въ лесть Валаамовы мзды устремишася, и въ прерѣ канiи Корреовѣ погибоша (Iуд, ст. 10, 11). Опасаюсь я, какъ бы эти слова, порицая тѣ хъ, не уничижили и васъ, мнящихъ о себѣ нѣ что. Ибо если одинъ домогается отцовскаго наслѣ дства, и для сего предпринимаетъ дальнiй путь, а другой заботится и подвергается злостраданiямъ до смерти для того, чтобы прiумножить свое богатство; иной же по лихоимству и не по монашески понуждается къ прiобрѣ тенiю того и другаго; то не достойны ли таковые того же осужденiя? Даже болѣ е, — тѣ могутъ имѣ ть нѣ которую, хотя и слабую отговорку, такъ какъ должны заботиться о женахъ и дѣ тяхъ; а вамъ, инокамъ отрекшимся мiра и того, что въ мiрѣ, и прiемшимъ единый крестъ, что остается сказать въ оправданiе себя? Ничего. Не большей ли казни и муки достойны вы, когда дѣ лаете тоже, что и мiряне? Ибо Писанiе говоритъ: сильнiи сильнѣ истязани будутъ (Прем. Сол. 6, 6); и емуже предаша множайше, множайше просятъ отъ него (Лук. 12, 48), какъ-то: отъ iерея и епископа. Сынове человѣ честiи, доколѣ тяжкосердiи и нераскаянны; вскую любите суесловiе и глаголете лжи (Псал. 4, 3) во все время жизни вашей? Посему и говоритъ еще Давидъ погубитъ Господь вся глаголющiя лжу (Псал. 5, 7). Мы изобрѣ таемъ отговорки во извиненiе нашихъ грѣ ховныхъ страстей, и выставляемъ причиною ихъ гоненiе, которое нисколько въ этомъ не виновно.

Но воззрите на древнiе роды, и видите, какъ вопiетъ и взываетъ Слово Божiе, говоря: кто вѣ рова Господеви, и постыдѣ ся, или кто пребысть во страсѣ Его, и оставися (Сир. 2, 10)? Не оставилъ ли Патрiархъ Авраамъ, по повелѣ нiюБожiю, домъ и отечество свое, и потому сдѣ лался отцемъ многихъ народовъ? Не съ однимъ ли жезломъ Патрiархъ Iаковъ удалился въ Месопотамiю, и однако оттуда возвратился богатымъ? Не былъ ли проданъ и отведенъ въ Египетъ Iосифъ прекрасный, но изъ раба сдѣ лался равнымъ царю? Не былъ ли гонимъ Пророкъ Илiя злою Iезавелью, и не имѣ лъ при себѣ даже сумы для хлѣ ба, и вотъ воронъ питаетъ его? Не нагими ли и безоружными блаженные Апостолы вышли на проповѣ дь, какъ на страшную брань, и однако побѣ дили и покорили вселенную? И сами вы, братiя, въ эти прошедшiе годы, не подвергались ли изгнанiямъ и разграбленiямъ, и однако видѣ ли неложность Божiихъ обѣ тованiй? Откуда же это непостоянство въ насъ? Отчего это малодушiе и безумiе? Оттого, какъ мнѣ думается, что мы забыли благодѣ янiя Божiя, какъ нѣ когда Евреи, и искушаемъ Бога, якоже нецыи отъ нихъ искусиша (1 Кор. 10, 9). Но что говоритъ о нихъ Богъ? Четыредесять лѣ тъ негодовахъ рода того, и рѣ хъ: присно заблуждаютъ сердцемъ (Псал. 94, 10). Смотрите, братiя, какъ бы и намъ не услышать того же отъ Бога за то, что мы, подобно Евреямъ, неблагодарны, хотя успокоены во всемъ, въ чемъ имѣ емъ потребность. Отъ сего ноги наши не имѣ ютъ покоя, и мы ходимъ туда и сюда подобно Египтянкамъ; отъ сего между нами бываютъ суды и споры, какъ у язычниковъ. Отъ сего бываетъ то, что мы живемъ особнякомъ, а не вкупѣ съ братомъ; если же съ братомъ, то для виду и лицемѣ рно, а не но произволенiю. Ибо какъ можетъ отсѣ чь свою волю и быть нестяжательнымъ тотъ, кто имѣ етъ при себѣ любезную подругу — сребролюбiе? Съ нею пожелаетъ ли онъ стяжать единодушiе съ братiями? Никоимъ образомъ. Горе таковымъ; ибо они, какъ непотребные, подвергнутся мученiю. Говорилъ я это не о васъ, братiя мои, и не о тѣ хъ, которые здѣ сь или въ другомъ мѣ стѣ проводятъ богоугодную жизнь, но о тѣ хъ, которые живутъ нерадиво и законопреступно. Помодимся о нихъ къ Богу искреннею молитвою, чтобы, хотя поздно когда-либо, имъ правошествовать, и достигнуть лучшаго, дабы ни одинъ рабъ Божiй не погибъ, но дабы всѣ мъ намъ спастись, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.